Проектная работа рассказывает об устройстве блиндажа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Основными источниками работы стали письма солдат с фронта и экспозиция "Блиндаж" школьного музея.
Цель проекта:составить виртуальную экскурсию по блиндажу в школьном музее, на основе фронтовых писем.
Задачи работы:
1. Изучить фронтовые письма и воспоминания ветеранов.
2. Найти в письмах упоминания об устройстве блиндажей, вещах солдат.
3. Систематизировать полученные данные.
Выводы:
1. Находясь на фронте, солдаты жили либо в блиндажах, либо в небольших ямах, сверху на половину прикрытых досками. Солдатам приходилось строить блиндажи и обустраивать их.
2. Обязательными атрибутами были печки, керосиновые лампы или гасилки, столики, пеньки для того чтобы сидеть, все это было необходимо для обстройки блиндажа. Каждые солдаты обустраивали свой блиндаж, как им нравилось. Например, в некоторых письмах можно прочитать о том, что солдаты сидели на чемоданах, не было самодельных столиков, спали на полу. Все это означало, что блиндажи у солдат было обустроены по-разному.
3. Блиндаж являлся «временным» домом для фронтовика, поэтому его неотъемлемой частью являются вещи: каска, противогаз, планшет, вещмешки и так далее.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.87 КБ |
![]() | 2.7 МБ |
МОУ «СОШ № 5» имени Воинов 100 и 101-й отдельных стрелковых бригад
г. Ржева Тверской области
Проектная работа
Тема: «Блиндаж как неотъемлемая часть фронтового быта солдат»
Выполнили:
Ученицы 7 «А» класса
Летова Ольга
Парфенова Ирина
Руководитель:
Богатенкова А.В.
Ржев, 2015
Содержание:
Введение
Глава 1. Что такое блиндаж?
Глава 2. Устройство блиндажа
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Введение
На войне существуют и тесно переплетаются две основных стороны действительности: опасность боя и повседневность быта. Человек на фронте не только воевал – ни одно сражение не могло продолжаться бесконечно. Наступало затишье – и в эти часы он был занят работой, множеством больших и малых дел, выполнение которых входило в его обязанности.
Тема фронтового быта особенно актуальна, так как в 2015 году в России отмечается 70-летие Великой Победы. Ведь огромный вклад в то, чтобы победить фашизм внесли солдаты, защищавшие нашу Родину на линии фронта. Ведь от того как жил солдат на фронте, в каких условиях воевал, как был одет, что ел, чем занимался в короткие передышки между боями. Все эти вопросы важны, так как именно решением этих бытовых проблем обеспечивалась во многом победа над врагом и от качества быта, его организации во многом зависели моральный дух войск и их боеспособность.
В нашем школьном музее создан блиндаж, в котором собраны экспонаты, отражающие быт солдат на линии фронта. Нам стало интересно подробнее узнать о том, как солдаты жили.
Основным источником, откуда можно узнать о быте солдат являются воспоминания и фронтовые письма. Письма были разными – солдатские треугольники, почтовая карточка с изображением плаката, призывающего к разгрому врага, воинский конверт с иллюстрацией на тему фронтовой жизни. Они были написаны простым карандашом и редко чернилами или ручкой. Каждому солдату давали небольшой кусочек карандаша, чтобы умещался в шапку-ушанку или пилотку. Ну а бумага, какая уж придётся. Если письмо было написано чернилами, то, наверное, писали в блиндаже, ну а карандашом писали на коленке в окопе.
В письмах имеются отрывочные сведения о том, как жили на фронте. В основном описываются чувства солдат: голод, тоска по родным и дому. Но в отдельных письмах можно найти сведения о том где спали, ели или отдыхали на передовой, какими вещами пользовались.
Поэтому целью данного проекта является составить виртуальную экскурсию по блиндажу в школьном музее, на основе фронтовых писем.
Задачи работы:
Глава 1. Что такое блиндаж?
Роща, окоп, блиндаж, как яркое лето.
Пушистый снег- одеяло, ледяная постель.
Честь страны, месть солдата - вот что
Братом твоим овладело.[1]
БЛИНДАЖ - оборонительное сооружение в виде выемки в земле со стенами и с покрытием из дерева, железобетона, стали, земли для защиты от огня противника и поражающих факторов ядерного взрыва. Обычно блиндаж строится в составе окопной системы и не имеет иных отверстий, кроме входного проёма, открытого в наиболее защищённом, тыловом направлении. Иногда в блиндаже предусматриваются вентиляционные и смотровые отверстия, а также труба для печного отопления.[2]. Так что блиндаж, это в первую очередь укрытие.
Заглянем немного в историю. Слова "блиндаж" "блиндировать" вошло в военную терминологию в Первую Мировую войну. Это не то немецкое, не то французское слово и применялось оно тогда в понятиях "защита", "защищать". Например, блиндированная пулеметная точка, т.е. пулемет укрытый от огня противника (обычно с помощью мешков с землей, уложенных вокруг пулеметного окопа, а иногда на настиле и сверху), блиндированный вагон (ж/д платформа, вдоль бортов которой наращен бревенчатый забор и уложены мешки с песком). Очень скоро, когда война приобрела позиционный характер и на головы, укрывшихся в окопах солдат, посыпались сотни снарядов, потребовалось сооружать для защиты солдат от артогня укрытия. Именно этим сооружениям и было дано наименование "блиндаж"[3].
В блиндаже можно разместить и узел связи, и командный пункт командира роты или батальона. Вместимость стандартного блиндажа 4-8 человек ( 4-6 человек лежа и 2 человека сидя). Конструкции блиндажей могут быть различными (безврубочной конструкции, щитовой конструкции, шатровой конструкции и др.). Также и материалы, из которых собирается остов блиндажа могут быть различными. Стандартным материалом является дерево (бревна диаметром 10-14 см.), фашины (пучки хвороста), криволинейные прямолинейные земленосные бумажные мешки, камень-плитняк, дикий камень, элементы фортификационной стали ФВС, очень редко строительные бетонные или железобетонные детали (сваи, столбы, блоки, колодезные кольца и т. п.).
Вот как описывается блиндаж в одном из фронтовых писем:
«Впрочем, в период обороны даже на передовой удавалось устроиться довольно уютно, обзавестись пусть временным, но “домом”. Так, приехав на место, солдаты сразу зарывались в землю. Строили хороший блиндаж. Устроен он был так: снаружи ничего не видно – только труба торчит, вроде самоварной, и под землю ведет дырка – ступеньки земляные, на дверях плащ-палатка. Крыша состоит из трех рядов бревен, положенных друг на друга и пересыпанных землей. Такую крышу „в три наката“ пробьет только тяжелый снаряд, да и то при прямом попадании.»[4].
В школьном музее представлен образец блиндажа, построенного из бревен. Вход закрывается плащ-палаткой, такой же, как описываемый в письме И.Ю. Каминского. Так как блиндаж располагается в земле, то и окон в нем нет.
Порой солдаты долгое время жили в блиндажах и отвыкали от наземных жилищ. «Когда я из Сталинграда вернулся и расположились в деревне, то я, ступая на порог хаты, удивлялся тому, что люди живут на поверхности земли да вдобавок в деревянных постройках. Мне показалась эта невзрачная хатенка такой хорошей и уютной, как-то в ней сразу легче себя чувствуешь и веселей. Отвык уже тогда, домом служили – щель и блиндаж. В земле да и в земле.»[5]
Таким образом, мы видим, что блиндаж являлся неотъемлемой частью фронтового быта и служил для солдат на передовой домом, а не только убежищем от бомбежек и артобстрелов.
Глава 2. Устройство блиндажа
Так как блиндажи являлись окопными сооружениями, то становились постоянным местом жительства для солдат. Поэтому в письмах можно встретить упоминания о том, что было внутри блиндажа.
«В блиндаже печурка — тепло. Лампа, сделанная из бутылки, дает свет и копоть»[6]; « Сидим мы возле печурки при свете гасилки. у нас на фронте как стемнеет немного, так и ночь»[7].
Обязательным атрибутом внутри блиндажа была небольшая печь и «гасилка», за редким случаем керосиновая лампа. Гасилка – это сделанная из бутылки или патрона лампа, внутрь которой вставлялась тряпица, пропитанная керосином, и поджигалась. Свет от такой «лампы» был маленьким, в основном копоть.
Как правило, внутри блиндажа располагались нары (приделанные к стене стеллажи), пеньки вместо стульев, небольшой столик, сколоченный из бревен.
«Внутри он (блиндаж) выглядит так: проход, а по обеим сторонам нары, покрытые соломой и льдом, а поверх постланы плащ-палатки. В головах вещмешки. Над головой на гвозде котелок, каска, противогаз. Шинель по солдатскому обычаю обычно служит всем. Спим рядышком, понятно — не раздеваясь, так как в любую минуту может прозвучать любимая команда „Расчет, к оружию!“»[8].
В некоторых блиндажах не было даже и самодельных столиков, мы можем это понять из письма. «Простите, что я плохо пишу: пишу на коленях, на клочке бумаги. Спешу сообщить, что я жив».[9]
«Исланов приказал занять оборону и сражаться до последнего. Силы были не равны! И вот мои товарищи притащили меня в блиндаж полуживого. Старшина раскрыл свою воинскую книжку и уже не карандашом, а кровь, сочившейся из ран написал я: Моя партия, моя Родина мой героический народ Советского Союза! Письмо, воинскую книжку я оставил на чемодане……» [10]
Из этого делаем вывод, что в блиндажах у солдат так же могли быть и какие- то чемоданы, в которых они могла хранить свои вещи или снаряды. Обычно чемоданы были сделаны из досок. А так же на чемоданах можно было сидеть.
В блиндажах солдаты спали, ели, проводили свободное от несения службы время. Поэтому обязательной частью блиндажа являлись вещмешки. В них обычно лежало вафельное полотенце, мыло, сменные портянки, письма от родных, карандаш и бумага, чтобы писать ответы. Зубных щеток и порошка ни у кого не было, так что зубы на войне мы не чистили. Котелок — не нынешний армейский, плоский и изогнутый по форме бедра, с плотно подогнанной крышкой (кстати, именно он был в войну у немцев), а круглый, с каким сейчас ходят в лес туристы. Так вот, его обычно крепили сверху на вещмешок. Фляга была далеко не у всех солдат, а вот саперную лопатку имел каждый.»[11]
В одном из писем читаем: «Позже среди подобранных нашими разведчиками планшетов, личных документов внимание привлекла фляга, в которой был комок бумаги, а на ней было написано несколько строк, без подписи и даты». [12] Такой планшет мы можем видеть на стене блиндажа в школьном музее. Он потертый, видно что его постоянно использовали.
Мы можем предположить, что у некоторых солдат так же были и планшеты, но опять же не у всех. Планшет выдавали статус служивого издалека- сразу было понятно, что из командного состава. Рядовые солдаты планшеты не носили, так как им не положено было иметь при себе карты, а для документов, например для приказов, были в самый раз.
В блиндаже нашей школы стоит патефон (механико-акустический аппарат для проигрывания граммофонных пластинок). Для того, чтобы патефон начал работать нужно прокрутить ручку (завести), опустить иглу на пластинку и тогда будет воспроизводится музыка.
В письмах солдат патефоны не упоминаются, но мы можем предположить, что они могли быть в блиндажах и в редкие часы отдыха солдаты могли слушать музыку.
Заключение.
Изучив письма советских солдат, мы можем сделать следующие выводы:
Список использованных источников и литературы:
[1] Письмо Гвардии Лейтенанта Ж. А. Молдагалиева Двоюродному брату Абдрахману 23 октября 1943 года./Говорят погибшие герои: Предсмертные письма сов. Борцов против нем. .- фашист. Захватчиков(1941-1945 гг.)/ Сост.: В. А. Кондратьев, З. Н. Политов .-9-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1990. С. 330.
[2] Веремеев Ю. Полевая фортификация. Укрытия для личного состава.// army.armor.kiev.ua
[3]enclave.ucoz.com
[4]Каминский И.Ю. Письмо брату от 29.04.1942г. //http://bookap.info/psywar/senyavskaya_psihologiya_voyny_v_xx_veke_istoricheskiy_opyt_rossii/gl13.shtm
[6] Каминский И.Ю. Письмо брату от 29.04.1942г. //http://bookap.info/psywar/senyavskaya_psihologiya_voyny_v_xx_veke_istoricheskiy_opyt_rossii/gl13.shtm
Письмо писателя Ю. С. Крымова жене. 19 сентября 1941 года. 22.00.Говорят погибшие герои: Предсмертные письма сов. Борцов против нем. .- фашист. Захватчиков(1941-1945 гг.)/ Сост.: В. А. Кондратьев, З. Н. Политов .-9-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1990. С. 42
[8] Каминский И.Ю. Письмо брату от 29.04.1942г. //http://bookap.info/psywar/senyavskaya_psihologiya_voyny_v_xx_veke_istoricheskiy_opyt_rossii/gl13.shtm
[9] Письмо политрука Н.Т. Гатальского родным. Не позднее 13 ноября 1941 года. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма сов. Борцов против нем.- фашист. Захватчиков 1941-1945 гг.) / Сост.: В. А. Кондратьев, З. Н. Политов .-9-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1990. стр 70
[10] Письмо Г.А. Белякова. 28 декабря 1941 года. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма сов. Борцов против нем.- фашист. Захватчиков 1941-1945 гг.) / Сост.: В. А. Кондратьев, З. Н. Политов .-9-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1990. стр 83
[11]О фронтовом быте рассказывает Николай Семенович ПОСЫСАЕВ, сапер из 417-й стрелковой дивизии 51-я армии, кавалер орденов Славы 2-й и 3-й степеней, ордена Отечественной войны 1-й степени и медали «За отвагу».
[12] Записка командира группы десантников старшины В.Федорова. 8 октября 1941 года. Говорят погибшие герои: Предсмертные письма сов. Борцов против нем.- фашист. Захватчиков 1941-1945 гг.) / Сост.: В. А. Кондратьев, З. Н. Политов .-9-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1990. стр. 47
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Северное сияние
Заяц, косач, медведь и весна
Пчёлки на разведках
Л. Нечаев. Яма