Носырева Светлана Викторовна

Сайт учителя русского языка и литературы

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: изучение различных педагогических технологий

Увлечения: компьютер

Регион: Ленинградская область

Населенный пункт: Санкт -Петербург

Место работы: ГБОУ лицей 373 "Экономический лицей"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/nosyreva-svetlana-viktorovna
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь.
В.О.Ключевский

В своей работе опираюсь на психологическую теорию Л.С.Выготского о закономерностях развития личности, систему развития речи Е. И. Никитиной, теорию развития познавательных интересов, новейшие технологии и педагогику сотрудничества. Тема опыта «Развитие связной устной и письменной речи учащихся» была сформулирована  в 2001году в связи с анализом повседневной практики преподавания.

 Убеждена, что в настоящее время перед школой все острее встает проблема развития речи учащихся, их творческого мышления, помогающее в самоопределении школьника как личности.

Немаловажное значение в разработке идеи опыта сыграло сохранение преемственности обучения между начальным, средним и старшим звеньями.

Для достижения максимального результата  использую различные формы организации учебного процесса:  творческие работы, написание и защита рефератов, разнообразную словарную , исследовательскую  работы. 

В старших классах при большой нагрузке  учащихся использую методику «психологического комфорта», когда задания по предмету даются пропедевтически.

Применяемая методика позволяет  решать проблему развивающего обучения на уроках русского языка, литературы, риторики и прививать познавательный интерес к предмету.

 

 

О себе

В 1993 году окончила Ульяновский государственный педагогический институт.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

проза И Бунина

Моё портфолио

       Система работы со словарными словами и терминами на уроках русского языка,

литературы и риторики.

 

Комплексная дидактическая цель.

Повысить речевую активность и орфографическую зоркость  учащихся, развить творческую способность, научить использовать изучаемые слова в процессе речевого общения.

В результате овладения содержанием данного  модуля учащиеся должны:

Знать:

  • орфографию данного слова;
  • этимологию слова;
  • лексическое значение изучаемого слова или термина;
  • морфемный состав слова.

Уметь:

  • орфографически правильно писать словарные слова и термины:
  • употреблять слова с трудным написанием письменной и устной речи:
  • работать с орфографическим, толковым, этимологическим, словообразовательным и фразеологическим словарями:
  •  подбирать ряд однокоренных слов к изучаемому:
  • составлять синтаксические единицы с изучаемым словом;
  • прослеживать «жизнь» слова во фразеологических оборотах и художественных текстах.

 

Принципы работы со словарными словами и терминами

 

Принцип работы основывается на нетрадиционных формах, методах и приемах при знакомстве учащихся со словом, творческом подходе к использованию методики Е.И.Никитиной по развитию речи.

При изучении слов с трудными написаниями и терминов используются такие приемы:

  • Составление «родового дерева» слова.
  • Знакомство со словом через зрительный ряд.
  • Терминологический диктант.
  • «Цепочка слов».
  • Составление кроссвордов и викторин.
  • «Фразеологическая карта» - «фразеологический набросок».
  • «Один от одного»
  • Дополни текст.
  • Лабораторная работа.

Выделяются  три основных этапа работы со словом.

  1. Начальный этап.

На начальном этапе используются основные упражнения:

  • первичное знакомство со словом;
  • составление словообразовательной цепочки;
  • определение ряда однокоренных слов.

               2..Закрепительный этап.

               На закрепительном этапе используются упражнения:

  • демонстрация слова в тексте;
  • употребление слова в тексте;
  • различные виды словарных диктантов.

             3. Творческий этап.

              На последнем этапе учащимся предлагаются творческие задания со словом.

Большая часть названных упражнений хорошо известна. Однако целенаправленность их применения в соответствии с выделенными этапами значительно повышает результативность.

Описание «родового древа» слова.

При знакомстве со словарным словом учащимся предлагается найти в словообразовательном словаре исконное слово и проследить, каким образом оно живет в современном языке. Все данные зарисовываются в виде «родового древа».

Знакомство со словом через зрительный ряд.

На отдельном листе учащиеся не только записывают лексическое и грамматическое значения слов, но и изображают предмет, понятие, которое этим словом обозначается.

Терминологический диктант.

При изучении терминов по русскому языку, литературе и риторике проводится диктант в виде определения терминов. Учитель зачитывает значение термина, а ученики записывают его в тетрадь.

 

 

Цепочка слов.

При изучении слова определяется его часть речи, и образуются однокоренные слова всех возможных частей речи, определяется их морфемный состав.

Составление кроссвордов и викторин.

При изучении темы по русскому языку или литературе учащимся предлагается составить кроссворд или викторину, используя основные понятия темы.

«Фразеологическая карта».

Заканчивая тему, учитель предлагает проследить по фразеологическому словарю употребление изученных слов во фразеологизмах и вспомнить как можно больше фразеологизмов, начинающихся на буквы, составляющие данное слово.

Например:

                          Р – рак на горе свистнет;

                          А – ахиллесова пята;

                          К – кот наплакал;

                          Е – еле-еле душа в теле;

                          Т – тьма – тьмущая;

                          А – ариаднина нить.

«Один от одного».

Предлагается исходное слово, учитель просит образовать от него другое каким – либо способом, затем от второго образуется третье и так далее.

Дополни текст.

Учащимся предлагается текст, в котором пропущены изучаемые слова, их нужно поставить в нужную форму.

Лабораторная работа.

Заключительный этап работы со словом, который включает  в себя следующее:

  • определение лексического и грамматического значения слова;
  • определение этимологии слова;
  • определение морфемного состава слова;
  • определение фонетических особенностей слова;
  • Составление с исходным словом различных синтаксических конструкций.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы