Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Листок"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Носырева Светлана Викторовна

технологическая карта к уроку в соответствии с требванием ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolo_karta_uroka_po_fgos_uroka.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Данные об учителе:Носырева Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

Предмет:   литература                           Класс:  6                 Учебник: УМК «Просвещение», В.Я. Коровина  Литература в 2- х частях

Тема урока:    Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»           Тип урока: урок –исследование нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональные ноутбуки, раздаточный иллюстративный материал

Цель: Продолжить формирование умения анализировать лирическое произведение, выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя.  Рассмотреть образную системы стихотворения.

Планируемые результаты:

Предметные:

выявить  основные принципы  постраения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»;  повторить   основные термины и понятия, связанные с анализом лирического произведения :тема, проблема, образ лирического героя, рифма, композиция, троп, размер стихотворного произведения; учиться анализировать текстовый материал и работать с раздаточным и иллюстративным материалом; формировать умение формулировать определения; учиться извлекать информацию по заданному вопросу из текста стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» и раздаточного материала.

Метапредметные:  

         а) формировать регулятивные УУД:

осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать  то, что уже усвоено,  правильность выполнения учебной задачи;

        б) формировать познавательные УУД:

уметь определять понятия, создавать обобщения; уметь работать с учебником; уметь строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

         в) формировать коммуникативные УУД.

уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

Личностные:  

приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками; анализировать, делать выводы; оценивать свои результаты.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Задания для учащихся.

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Организационный момент

1мин

Учитель настраивает учащихся на урок,

Вопросы классу:

Как мы будем работать на уроке?

Читать-вдумчиво

Писать-грамотно

Слушать-внимательно

Говорить внятно, доступно

Подготовка рабочего места к уроку

организовывать своё рабочее место

Актуализация знаний,

2мин

Учитель предлагает решить проблемную задачу

Работа на листочках:

Решение задач

Ответы на вопросы

Определяют   логическую связь между заданием и темой урока

-записывают

-проверяют

определяют

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Определение темы

1 мин.

 Нацеливает учащихся на формулирование темы урока

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»

 Вопросы учителя:

Как полученные результаты связаны с темой урока?

При помощи слов –подсказок сформулировать тему урока

- Записывают тему урока

- Отвечают на вопросы учителя

- Обсуждают варианты темы

Вспоминают литературоведческие термины:

1.Лирический герой

2.Ямб

3.Хорей

4.Рифма

5Эпитет

6.Ритм

7.Метафора

Принимать учебную задачу урока.

Определять тему урока

Ориентироваться в учебнике

Постановка учебной задачи

2мин

Направляет учащихся на уточнение целей урока

Вопросы классу

Какие цели, предложенные вам на доске, мы будем реализовывать на уроке? Что лишнее? Почему?

Анализируют предложенный материал

Соотносят с темой урока

Делают выбор

Объясняют свою точку зрения

Принимать учебную задачу урока.

Определять цели урока

Исследование нового материала в группах

Направляет деятельность учащихся.

Сегодня на уроке будут работать несколько лабораторий:

Творческая мастерская

Артистическая

Юные исследователи

Начинающие филологи

У каждой из лабораторий будут свои задачи, которые вы найдете в конвертах. В каждом конверте есть подробный алгоритм ваших действий.

Выберите спикера, который будет вести учет работы всех членов лабораторий в специальных карточках. .По окончании вы их сдадите, я выставлю оценки.

Напоминает о помощниках на уроке

Учитель направляет деятельность учащихся, выступает в роли консультанта

Учитель предлагает учащимся поделиться на группы.

Ученики получают конверты с заданиями-алгоритмами работы в каждой группе.

Алгоритм действий для лаборатории «Артисты»

  1. Ответьте на вопрос: Почему спустя  почти 200 лет мы  говорим о творчестве М.Ю.Лермонтова?
  2. Познакомьтесь  со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр. 57
  3. Просмотрите предложенные видеоролики, используя  ноутбук и наушники.
  4. Выберите тот, который, как  вы считаете, более точно отображает образную систему и настроение  стихотворения.
  5. Подготовьте  выразительное чтение стихотворения.
  6. Озвучьте выбранный ролик.
  7. Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории.

 Алгоритм действий для лаборатории «Творческая мастерская»

  1. Ответьте на вопрос: Почему спустя  почти 200 лет мы  говорим о творчестве М.Ю.Лермонтова?
  2. Познакомьтесь  со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр.57
  3. Создайте визуальный образ стихотворения, используя предложенные фигуры.
  4. Если вам не хватает материала, дорисуйте образ сами.
  5. Представьте свою работу, используя  карточку – подсказку.
  6. Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории

Алгоритм действий для лаборатории «Юные исследователи»

  1. Познакомьтесь  со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр.57
  2. Познакомьтесь с историей создания стихотворения (год написания, год напечатания)
  3. Исследуйте строение стихотворение (количество строк, строф)
  4. Определите композицию, рифму. Объясните, почему вы так решили.
  5. Исследуйте ритмику стихотворения.
  6. Определите размер стихотворения.
  7. Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории

Алгоритм действий для лаборатории «Юные филологи»

  1. Познакомьтесь  со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр.57
  2. Определите основную тему и идею стихотворения.
  3. Каково настроение лирического героя, каков он? К чему стремится?
  4. Какими средствами достигается идея?
  • Олицетворения
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Сравнения
  • Инверсии
  • Что-то другое
  1. Попробуйте объяснить, зачем автор использует средства выразительности(тропы)
  2. Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории

        

Работа с текстом

Чтение и осмысление стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»

Просмотр видеоролика

Выбор видеоролика, наиболее  отражающего образную систему и настроение стихотворения

Выразительное чтение стихотворения.

Умение определять художественные особенности стихотворения

Уметь работать с текстом

Уметь работать с  раздаточным материалом

Уметь  частично анализировать текст по схеме

Проверка выполнения заданий  группами

Направляет деятельность учащихся, корректирует их ответы

Работа по алгоритму

Закрепить навыки выразительного чтения.

Уметь работать с текстом, анализировать его

Уметь составлять образный ряд лирического произведения

Рефлексия

3 мин.

Оцените себя как вы сегодня работали на уроке, для этого у вас на столах лежат карточки с вопросами:

Сегодня на уроке я попробовал(а)…..

Материал урока был……

Сегодня я узнал(а)…..

Теперь я могу…….

Мне захотелось……

Оценивают себя

Оценивать результаты своей работы на уроке.

Подведение итогов

3 мин.

Выставляем оценки в дневники

Оценить себя по заданным критериям

Работа с критериями для самооценки

Подводить итог и делать выводы

Домашнее задание 2 мин

Выучить наизусть стихотворения

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятия для учеников младших классов. Анализ стихотворения Р.С. Сефа «Необычный пешеход».

На внеклассном мероприятии знакомимся со стихотворением Р.Сефа "Необычный пешеход".Выясняем с детьми ,что одно и тоже лицо можно назвать разными словами.Воспитывем чувство патриотизма и гражданского д...

Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной  и презентация к нему....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Анализ стихотворения И. А. Бунина "Родина"

В презентации подобраны картинки, иллюстрирующие строфы стихотворения, предложены задания к анализу....

Урок литературы в 7 классе "Анализ стихотворения "Весенняя гроза" Ф.И.Тютчева"

В центре урока стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие....

Урок-презентация по литературе в 6 классе "Анализ стихотворения Н.Некрасова "Железная дорога"

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха...

Конспект урока литературы в 5 классе. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Снежинка"

Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает  урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта "Снежинка", на котором  сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в...