Главные вкладки

    Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_izucheniyu_stihotvoreniya_pushkina.docx22.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».»

    Учитель русского языка и литературы МОУ «Вилегодская СОШ» Попова Надежда Константиновна

    Концепция :  Стиховорение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики.

    Задачи:

    Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация ,актуализировать знания о сравнении.

    Развивающая : развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;

    Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.

    Оборудование: Музыка А. Вивальди  «Времена года. Зима»,аудиозапись И.Смоктуновский «Зимнее утро»

    Ход урока:

    I.Орг. момент.  Проверка д. з. Стихотворение «Узник».2-3 человека наизусть.

    - В последней  четверостишии  этого стихотворения 3 последние строфы начинаются со слова туда, что оно означает? Куда туда? ( свобода, простор)

    -Что для вас значит слово простор?(бескрайние поля, море, степи, описание природы?)

    -А как вы думаете, привлекала ли природа А.С.Пушкина? (да)

    II.Изучение нового:

    1)Вступительный этап, постановка задач.

    - Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость. В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С.Пушкин?(да)

    - Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?

    *Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина

    *Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта

    *Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

    2) Обращение к личному опыту. Подготовка к восприятию.

    -Готовы ли вы погрузится в чудесный мир лирики Пушкина?(да)

    -Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.

    2) Чтение текста

    Запись стихотворения в исполнении И.Смоктуновского

    4) Этап анализа:

    А)Первая учебная ситуация:

    -Какие картины вы увидели в процессе прослушивания поэтического текста, что услышали и почувствовали?

    ( Возникают три разные картины. Утро, морозное чистое. Вечер, вьюжный, мрачный. Комната, огонь в печке)

    - Можно ли сказать , что стихотворение проникнуто только мрачным, пессимистическим настроением?

    (Нет, настроение меняется: то оно весёлое, бодрое, хотя иногда грустное и унылое. хотя хорошее преобладает, все «плохое» унес с собой вечер)

    -Молодцы ,мы с вами разобрались в оттенках человеческих чувств, попытались понять состояние души героя.

    -Давайте еще раз внимательно прочитаем стихотворение и найдем слова , которые могут быть не понятны и попробуем вместе их объяснить ,подберём к ним синонимы.( слайд 4(кроме этого объяснить слово Аврора-богиня утренней зари в древнеримских мифах)

    - Давайте выразительно прочитаем первое четверостишие (Чтение учеником) Какое настроение создаётся автором? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?

    (Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес.(эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного.  Метафора оживляет, одухотворяет картину природы(снег лежит, лес  чернее, ель зеленеет))

    Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?

    (Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.)

    -Какой контраст, противопоставление использует автор? (Использует слова-антонимы.) Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.) Как вы думаете с какой целью мы выполняем эту работу?

    оптимизм

    пессимизм

    Утро

    Солнце

    Радость

    Пробуждение

    нынче

    Вечер

    Мгла

    Печаль

    Сон

    вчера

    Этот принцип противопоставления называется антитеза (запись в тетради).

    -Выразительно прочитаем третье четверостишие.

                                                                                                                                                                                                                                                                            -Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии ?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Голубые  небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.

    -Что передаёт автор с помощью цвета? (цветопись, автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра)

    Чтение четвёртого четверостишия.

    - Можно ли услышать, что происходит в доме? С помощью чего добивается этого Пушкин?

    (…Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [р], [т], [с],[щ]помогают передать треск дров в печь)

    -Этот прием называется аллитерация, запишите в тетрадочку.(слайд 14)

    -Давайте вместе прочитаем последнее четверостишие стихотворения, как вы думаете, куда стремится лирический герой?

    (Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. )

    III. Итог урока:

    Чем же нам дороги стихотворения великого Пушкина? почему его пейзажная лирика вызывает в наших душах такой эмоциональный отклик?

    (Красотой звучания, яркостью красок, образностью средств, влиянием на душу человека.)

    - Что же хотел нам сказать С.Пушкин стихотворением «Зимнее утро»?

    -Скажите, удалось ли нам решить задачи , поставленные в начале урока?

    IV Д.з.  : Выучит стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему, или сочинить собственное стихотворение на ту же тему.

    Заключительное слово:

    -Пусть в вашей жизни будут и вьюги и злые метели, но на смену им обязательно придёт солнечное и счастливое «Зимнее утро». Живите, надейтесь и верьте в лучшее ,наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливой жизни. Не останавливайтесь в пути. Это и есть духовное завещание поэта своим читателям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы по стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

    Урок-анализ поэтического текста. Подзаголовок: "Фантазии на темы ЗИМЫ в духе Пушкина". Учащиеся должны представить зиму такой, какой они увидели её сами и какой в стихотворении поэта.  Задача учи...

    Конспект урока литературы в 5 классе. А.С. Пушкин. Стихотворение "Зимнее утро"

    Урок был проведен в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на воприятие лирики Пушкина....

    Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

    Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

    Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

    Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

    конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.

    Конспект открытого урока  литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...

    Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.

    Цели урока:        1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...