конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Конспект открытого урока  литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7 классе.

«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления

Цели:  дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;  учить анализировать произведения малого жанра, выявлять тему и основную мысль;  воспитывать чувства прекрасного;  развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

  1. Интрига (в руках у учителя сундучок).

- Перед вами этот красивый предмет. Предположите, какое отношение он будет иметь к  нашему сегодняшнего урока. (варианты ответов детей)

- Действительно, в сундуках хранится что-то очень ценное, дорогое, то, что требуется сохранить. Что ценного мы можем найти в произведениях писателей и поэтов?

- Ценные мысли щедро рассыпаны Тургеневым  в  его стихотворениях, мы же их будем трепетно «собирать» и «складывать» в этот сундучок.

  1. Тема и формулирование целей урока

- Тема нашего урока: «Сокровенные мысли И.С.Тургенева в «Стихотворениях в прозе». (слайд №1). Как вы понимаете слово «сокровенные»?

- Исходя из темы, сформулируем цели сегодняшнего урока. (Учитель помогает обучающимся сформулировать цели с помощью наводящих вопросов)

Цели урока:

  • Познакомиться с циклом «стихотворений в прозе» И.С. Тургенева.
  • Выяснить особенности жанра стихотворений в прозе.
  • Развивать умение анализировать художественное произведение.
  • Воспитывать в «себе» талантливого читателя.

  1. Слово учителя

- Сборник стихотворений в прозе Тургенев выпускает в 1882 (за год до смерти), как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве (слайд №2). Первоначально он рассматривает стихотворения в прозе как эскизы для будущих стихотворений и не собирается выносить их на суд читателей. Критик и писатель М.М. Стасюлевич, случайно увидевший эти миниатюры, уговаривает Тургенева непременно напечатать шедевры. Так появляется первый сборник из 51 стихотворения, вышедший под редакцией самого Тургенева и имеющий второе говорящее название «Senilia» (старческое с лат.). В поздние переиздания сборника было добавлено ещё 30 стихотворений.

- Тургенев предпослал к своему сборнику предисловие (слайд «3). Давайте познакомимся с ним (читают). Что рекомендует сам Тургенев нам, читателям? Последуем и мы его совету. Возьмём для работы только два стихотворения «Два богача» и «Нищий»

  1. Аналитическая беседа и заполнение карты урока (Приложение №1)

- Хотели бы вы быть богатым человеком? Опишите, пожалуйста, как вы представляете себе человека, имеющего богатство? (Работа с таблицей из приложения, где дети записывают свои ассоциации, ответы обобщаются)

- Предположите, о чём будет стихотворение Тургенева «Два богача» (ответы детей).

(Прослушивание аудиозаписи и анализ стихотворения).

- Чтобы понять стихотворение мы должны его проанализировать. Как? (слайд 4)

- О чём текст? (великодушии простого человека, милосердии, душевной щедрости)

- Стихотворение названо «Два богача». Смысл названия?

- Какой богач приносит бОльшую пользу? Значит ли это, что заслуга бедняка меньше?

- Какой из двух богачей больше по душе автору? Докажите, опираясь на текст. (Отдать нужное самому – большая заслуга, чем отдать миллион из миллиардного состояния)

- Много ли изобразительно-выразительных средств использует автор? (Приложение 2) (обратить внимание на говорящий синтаксис, передающий авторскую эмоциональность)

- Какое значение вкладывает в слово «богатство» Тургенев? (заполняют карту урока) 

  1. Анализ стихотворения «Нищий»

- Назовите антоним к слову «богатый». Именно такое название имеет следующее стихотворение Тургенева. А часто ли вы встречаетесь с таким явлением в жизни? Как вы относитесь к таким людям?

- Ассоциации, которые вызывает у вас понятие «нищий» (заполняют карту урока из Приложения 1)

Прослушивание стихотворения и работа в парах: анализируют  стихотворения по предложенным в карте урока вопросам.

Обсуждение работ.

- Как связаны эти стихотворения, есть ли между ними что-то общее? (тема милосердия)

-Обратите внимание, как много Тургенев использует здесь ИВС: эпитеты (активно!), метафоры («как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), говорящие глаголы (стонал, мычал, дрожала, тряслась, прошамкал). С помощью них писателю удалось создать колоритный образ главного героя.

- А вы бы осмелились протянуть руку такому существу?

- Какое слово повторено в разговоре целых 4 раза? (брат)

- Так кто кому дал подаяние? (друг другу, и автору тоже дано подаяние в праве почувствовать себя настоящим человеком, способным на милосердие и неравнодушие к чужому горю)

- Что подразумевает под «нищенством» Тургенев? (духовную убогость)

  1. Работа с таблицей (определением жанра).

- Встречали ли вы такой жанр «стихотворение в прозе» ещё где-нибудь? В чём его отличие?

(на этом этапе возможны несколько вариантов работы по таблице «Особенности жанра стихотворения в прозе». Например, на доске нарисована таблица и заранее заготовлены подписи в каждую графу, графа «стихотворение в прозе» заполняется по ходу разговора)

Основа для сравнения

Проза

Лирика

Стихотворение в прозе

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Способ размещения на листе

Строфы

Сплошной текст

Выражение мысли

Развёрнутость

Краткость

Задачи слова

Передать чувства

Передать сюжет, вызвать представление

Специфика повествования

Изображение речи персонажей, диалогичность

Слово автора тождественно лирическому герою, монологичность

- Сформулируйте определение жанра стихотворение в прозе. (запись в карту урока, результат сравнивают сл слайдом 6)

  1. Рефлексия.

- Прошло более 140 лет с момента выхода стихотворений в свет, актуальны ли они? Будут ли изучать их ещё через сто лет, как вы думаете?

- Оглянемся назад на проделанную работу. Достигли ли мы поставленных целей?

      8.    Итоги урока

           - (слайд 7) Какие мудрые мысли вы положите в наш сундучок? (пишут на листочках и          озвучивают, когда кладут у сундучок)

- Я вам желаю быть богатыми. Духовно богатыми, так это единственное богатство, которое нельзя потерять.  

Приложение №1

Сокровенные мысли И.С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе»

Богатый человек

Нищий

Тема стихотворения «Нищий» -__________________________________________________________________

Стихотворение так называется, потому что_____________________________

__________________________________________________________________

Тургенев хотел нам передать мысль о ______________________________________________________________

Авторская позиция выражена в словах «___________________________________________________________»

Особую красочность и эмоциональность стихотворению придают такие  средства выразительности, как_______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стихотворение в прозе – это________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нищий

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик. 
       Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! 
       Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи. 
       Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою. 
       А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала. 
       Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку... Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат». 
       Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы. 
       — Что же, брат,— прошамкал он,— на том спасибо. Это тоже подаяние, брат. 
       Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль 1878


Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить…

— А мы ее… и не соленую, — ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Июль 1878

Приложение № 2

Средства  выразительности.

Тропы (изобразительно-выразительные средства)

Эпитет – художественное определение (Парус одинокий)

Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим предметом, установление связи (Глаза, как небо, голубые).

Метафора – скрытое сравнение (Деревья в зимнем серебре).

Олицетворение – перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы (Шумели листья на дереве, в них пел ветер, идущий по свету). Аллюзия – при помощи намека говорится о том, что нельзя сказать прямо.

Аллегория – противопоставление понятий, положений, образов; иносказание (Правосудие – женщина с весами).

Ирония – скрытая насмешка.

Афоризм – мысль, выраженная в предельно сжатой и стилистически совершенной форме.

Оксюморон – совмещение несовместимых понятий (живой труп, грустная радость)


Стилистические фигуры (средства образуемые синтаксически)

Антитеза – противопоставление (Они сошлись: волна и камень).

Градация – последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств худ.речи (Не жалею, не зову, не плачу).

Тавтология – повторение.

Синтаксические средства.

Вопросительное предложение.

Ряды однородных членов (Подойдя к краю обрыва, Андрей пошатнулся, не удержался на ногах, полетел вниз и уснул на мокром песке крепким сном).

Прямая речь – это предложение, в котором говорящий воспроизводит чью-то речь, как бы от лица того, кто её произнес.

Диалог – разговор двух и более людей (прямой и скрытый).

Лексические средства.

Синонимы – это слова, близкие по лексическому значению (храбрый – смелый, мужественный, отважный).

Антонимы – это противоположные по смыслу слова (друг – враг, тяжелый – легкий).

Литературоведческие термины.

Проза – нестихотворная литературная речь в отличие от поэзии

Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихах или в прозе – небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе.

Лирика – род литературных произведений, преимущественно поэтических (могут быть и прозаические), выражающих чувства и переживания.

Эмоция – душевное переживание, чувство.

Ритм – четкий, чередование ударных и безударных слогов.

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сокровенные мысли И.С.Тургенева в «Стихотворениях в прозе» Урок литературы в 7 классе. Разработала Мешковская Е.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ Межозерной СОШ

Слайд 2

Иван Сергеевич Тургенев 1818-1883 13 декабря 1882 г. в «Вестнике Европы» напечатано 51 «Стихотворение в прозе» И.С. Тургенева. « Senilia » (старческое с лат.) – второе название сборника.

Слайд 3

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд : тебе, вероятно, скучно станет…но читай их в раздробь : сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу… И. С. Тургенев Предисловие к сборнику

Слайд 4

Тема Смысл названия Основная мысль Авторское отношение (позиция) Художественные средства Анализ стихотворения

Слайд 5

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий»

Слайд 6

Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся небольшим объемом, повышенной эмоциональностью, обычно бессюжетной композицией, установкой на выражение субъективного переживания . Особенности жанра

Слайд 7

…и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу…