Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 5 классе "Образ героини русских народных сказок в стихотворениях русских поэтов ХХ века" (по стихотворениям Д. Кедрина "Аленушка" и А. Прокофьева "Аленушка")
    план-конспект урока по литературе (5 класс)

    Баранова Ирина Сергеевна

    Урок представляет собой сравнительный анализ двух одноименных стихотворений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_urok_alenushka.docx41.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 5 классе

    Образ героини русских народных сказок в стихотворениях

    русских поэтов ХХ века (по стихотворениям Д.Кедрина «Аленушка»

    и А. Прокофьева «Аленушка»)

    Цели: Обучающая: формировать навыки сравнительного анализа стихотворений. Показать связи литературы с другими видами искусства. Обогащать словарный запас пятиклассников.

    Развивающая: формировать в каждом ученике творческого читателя, тонкого ценителя искусства; развивать коммуникативную, речевую деятельность учащихся.

    Воспитательная: прививать интерес к искусству; воспитывать чувство прекрасного. 

    1. Сообщение целей урока.

    - Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

    - У каждого человека в жизни бывают моменты, когда он находится вдали от своего дома: вынужденно или по своему желанию. Были ли у вас такие моменты, когда вы скучали, вам хотелось домой, в родные места, увидеть родную природу после жарких стран?

    - Сегодня мы поговорим о Родине, о родной природе, о том, что дорого сердцу каждого русского человека.         Тема нашего урока: «Образ героини русских народных сказок в стихотворениях русских поэтов 20 века». Мы познакомимся с тремя произведениями искусства, носящими одинаковое название. Попробуем их сопоставить.

    - Что значит сопоставить? Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова.

     - Итак, начнем.  Маршак сказал, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».  На сегодняшнем уроке мы будем учиться быть талантливыми читателями, работая с текстами двух  стихотворений, которые имеют одинаковые названия, двух талантливых поэтов ХХ века: Д. Кедрина и А. Прокофьева. Можно было бы назвать наш урок «Две «Аленушки», но будет еще одна «Аленушка», но об этом чуть позже.

    2.  Работа с репродукцией картины Васнецова «Алёнушка».

    - Что вы знаете о человеке, носящего фамилию Васнецов? (замечательный русский художник, писал на сказочные сюжеты)

    - Виктора Михайловича Васнецова особенно хорошо знают и любят дети. Почему? (Художник красками рассказывает о самом любимом - о сказках).

    а) Сообщение подготовленного ученика о художнике

    б) Презентация картин Васнецова - Давайте вспомним некоторые его замечательные картины. (презентация)

    в) Беседа по картине «Аленушка»

    - Сегодня нашего пристального внимания заслуживает следующая картина Васнецова. Как она называется? Это картина или репродукция? Сама картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

    - Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Но работу над картиной художник начал в 1880 году. Сначала он рисовал пейзажные этюды на берегу Вори в Абрамцеве, у пруда в Ахтырке. Сохранилось много этюдов того времени. (презентация)

    - Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Критик И. Э. Грабарь назвал картину одной из лучших картин русской школы. Сам Васнецов так отзывался о своей картине:

    «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

    - Героиню какой сказки мы видим перед собой? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

    - Какой момент сказки запечатлен на этом полотне? (Уставшая от поисков своего братца Иванушки, сестрица Аленушка сидит в сиротливой позе на камне у мрачного пруда в темном хвойном бору. Одежда девушки обветшала от времени, ноги у нее босые, а в глазах прослеживается печаль и грусть. Видно, что Аленушку не покидает тревожные думы о братце Иванушке. Может коварная Баба-яга превратила его в козленочка. Аленушка винит себя, за то, что не уберегла единственного братца и вся окружающая природа переживает и грустит вместе с ней).

    - Так какая она – Алёнушка? Попробуем ее описать.  (Возможно, Алёнушка сирота, бедно одета, платье в некоторых местах порвано, волосы растрепаны).

    - Как ее изобразил художник?  (Девушка сидит на камне, голову склонила к коленям – пребывает в глубокой задумчивости).

    - Какое настроение у Алёнушки? (Взгляд Алёнушки словно в никуда - мысли тяготят ее. Из  этого взгляда рождается печаль и тревога. Природа вокруг Алёнушки передает ее настроение - тоскует вместе с ней).

    - Вокруг Алёнушки создана особенная атмосфера. Обратим внимание на пейзаж. Попробуем описать природу вокруг Алёнушки. - Какое время года изображено на картине? (На поверхности черного зеркала, на земле лежат опавшие листья осины: осень только началась, алых и золотых листьев еще мало. Камыши, одинокие осинки, а за ними чаща - горе и тоска за спиной Алёнушки, клочок светлого неба – надежда, вера и любовь Алёнушки)

    - Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Увядание природы, грусть, но в тоже время необыкновенная красота и обилие красок).

     - Что еще передает настроение картины? (краски).

    - Какой цвет преобладает? (Золотистые оттенки, темно-зеленый, бурый).

    - Каково общее настроение картины? Какие чувства появляются при ее рассмотрении? (Грусть, нежность).

    - А сам художник любит свою героиню? (Не случайно название картины «Алёнушка» (не «Алёнка» и не «Алёна»). В этом ласковом и нежном имени проявляется любовь художника к   народу, к родной природе).

         -  Вот как рассказывает о картине искусствовед Лидия Иовлева:


          
    «В сказках о сиротке Аленушке нет описания тоскующей у лесного омута девочки, как это изобразил художник. Выбор сюжета определялся здесь не столько ситуациями сказочного повествования, сколько задачей с наибольшей полнотой раскрыть смысл и эмоциональный характер фольклорного образа.
          Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платьице, сидя на холодном камне, выплакивает свое сиротское горе. Густая лесная чаща скрыла ее от недоброго чужого взора. Весь облик Аленушки — воплощение печали и страдания. Природа словно вторит ее грустным причитаниям. Участливо склонились над ее головой ветви тоненьких осинок, в едином ритме со сгорбившейся фигуркой поникли листья камыша и осоки, в сумрак погружены настороженные молодые ели, тревожной тайны полна тихая гладь омута, трепещут и падают в реку осенние листья, притихли птицы».

    - Обратите внимание на прическу девушки. Она без обычной для девушек одной косы (женщины заплетали две косы) и без традиционного для девушек головного убора — расшитой повязки или платка. Девушку с непокрытой головой и распущенными волосами презрительно назвали бы «распустехой» и относились бы к ней в селе без всякого уважения. Расплетали волосы только в знак горя или тогда, когда женщина собиралась заниматься ворожбой, колдовством.
          Зачем пришла васнецовская Аленушка на глухое лесное озеро? Может быть, выплакать свое неизбывное горе, может быть, позвать на помощь силы природы... На картине видно, какие у нее остановившиеся, зачарованные глаза, словно она увидела что-то тайное, неведомое в своей душе; она всматривается не в озеро, а в глубь собственного мира, слушает свое сердце. Рот ее слегка приоткрыт, будто слова только что слетели с ее губ. С кем, какой разговор она ведет? Может быть, она только что проговорила слова какого-то древнего заклинания?

    - Какие птицы изображены на картине? (Над головой Аленушки, на ветке ели, сидят сороки. Считается, что сорока своим стрекотанием предсказывает гостей и приносит вести: «Сорока сокочет, гостей пророчит», «Сорока нам на хвосту весть принесла», «Сорока даром не сокочет (либо к гостям, либо к вестям)». Какие вести принесли сороки Аленушке? Хочется верить, что добрые.
          Справа вверху, за деревьями, небо прочертила
    полоска вечерней зари. На картине эта полоска желто-розовая, она выглядит не тревожно, а как добрый знак надежды и словно перекликается с золотыми листьями осинок слева от Аленушки. Небо светло-молочное, какое бывает коротким северным летом.

    - Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно встретить?

    - Можно ли образ Аленушки считать символом? Если да, то что он символизирует? (русскую природу, Родину)

    3. Актуализация знаний

    – Только ли с помощью красок можно передать красоту русской природы, свою любовь к ней? Вы правы, изображать природу, а также свои чувства можно с помощью слова, звука.

    - Давайте обратимся теперь к поэзии. Вы помните, что существует три роды литературы. Назовите. (эпос, лирика, драма)

    -  Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что важно для лирического произведения: передать события, действия или описать внутренний мир человека, его чувства, переживания?

    - Почему, как вы думаете, поэты так часто обращаются к теме Родины, родной природы? (это важно для каждого человека, Родина – это наш дом, родители …)

    4. Анализ стихотворения А. Прокофьева.

    - Давайте познакомимся со стихотворением Александра Прокофьева. Перед вами его портрет.

    Звучит стихотворение в записи.

    - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (автор с любовью и нежностью описывает образ, знакомый нам с детства по сказкам)

    - Откройте учебник на стр. 156

    - Какой изображает поэт Аленушку? Красив ли ее облик? Прочитайте. (автор восхищается красотой девушки, ее близостью к природе)

    - В стихотворении два основных образа – «милой Аленушки» и развернутый образ природы. Какой изображена русская природа в 1 и 3 строфах?

    - Пруд заглохший – как вы понимаете этот эпитет?

    - Что значит «мертва вода»?

    - Найдите олицетворение. (трава… знать не хочет, что мертва вода)

    - Как вы понимаете метафору «золотые обручи»?

    - Почему 4 строфа начинается с союза но? Прочитаем. Что, по-вашему, символизирует эта картина?

    - Прокофьев использует звукопись в 4 строфе: «кукушка кукует». Чем больше «куку», тем дольше проживёшь, так считали люди, и надежда на долгую жизнь помогала.

    А образ тропинки, которая не заросла и ведёт к берегу, уже рассеивает настроение одиночества, ведь по ней ходит много людей.

    Завершает картину образ щедрого солнца и круга-обруча. Круг – образ повторения жизненного цикла в природе.

    - В первых трех строфах перед нами сказочная зачарованная картина, а 4 строфе картина оживает, звучит, дарит надежду.

    - Можно ли описать картину Васнецова строчками стихотворения А. Прокофьева? Какими? ( «пруд заглохший», «тростник качается», «мертва вода»

    - Что из описанного в стихотворении отсутствует на картине? (Автор по-своему словно дорисовывает картину,  на картине Васнецова у Аленушки нет венка на голове, нет тополиного пуха на платье, нет тропинки, нет сосны и солнечных лучей, отражающихся в воде.

    Прост венок, а нет его красивей,

    Красен от гвоздик, от лилий бел,

    Тополиный пух на платье синем,

    С тополиных рощ он прилетел.

    ………………….

    Но кукушка на сосне кукует,

    И тропинка к берегу ведет,

    Солнце щедро на воду такую

    Золотые обручи кладет.

    - Своими собственными дополнениями автор хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.

    - Скажите, перед нами описание картины или самостоятельное произведение?

    - Какая цветовая гамма этого стихотворения? (зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света)

    - Похожа ли цветовая гамма этого стихотворения на цветовую гамму картины Васнецова?

    - Давайте поработаем над выразительным чтением.  Передайте переход от зачарованной сказочной картины к звучащей, оживленной солнечной картине дня.

    2-3 человека читают.

    - Чье чтение вам понравилось больше? Почему?

    5. Анализ стихотворения Кедрина

    - Посмотрите на доску. Перед вами портрет русского поэта 20 века – Дмитрия Борисовича Кедрина. Давайте познакомимся с его «Аленушкой». Послушайте (звучит стихотворение в  записи)

    - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (нежность, любовь к Родине, гордость за нее, приподнятое настроение)

    - Давайте обратимся к тексту этого стихотворения . Откройте учебник.

    - С какими сказочными образами поэт сравнивает свою родину? (с царевной Несмеяной и Аленушкой)

    - Почему именно с ними? (вспоминает о родине, о сказочно-далеком детстве, о матери, русские сказки – символ родины)

    - Как вы понимаете метафору «стойбище осеннего тумана»? Что такое стойбище?

    (Стойбище – становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время, здесь: место расположения)

    - Туман обычно клубится где-то в низине или долине реки, именно там остановились кочевники на ночлег. Давайте попробуем разглядеть созданную поэтом картину:

    клубится туман, образует странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: взойдет солнце, осветит долину, и покинут свое ночное стойбище кочевники.

    - Как вы понимаете выражение «вотчина ночного соловья»? Что такое вотчина?

    (Вотчина – на Руси наследственное земельное владение, здесь: родные владения)

     - Стойбище и вотчина: что нам указывает на временность, а что на постоянство? (Стойбище – временность, вотчина говорит нам о постоянстве – туман уйдет, а соловей останется, его прекрасная песня будет звучать на русской земле)

    — Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
          — Почему Родина названа
    неяркой?
          — Как вы понимаете, что такое
    лихая сила?

    Лихой (Лихая сила) - приносящий беду, злой, тяжкий.

          Лихая сила — разбойники.
          - Что такое
    околица? (Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.)
         - Что значит
    ножичек сапожный? ( Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
          — Что значит выражение
    нетленная краса? (Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

    - Прочитайте еще раз вторую и третью строфу. Как вы их понимаете? (Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки).

          — Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?
          — Как во время войны люди воспринимали следующие строки?

    Знаю, что не раз лихая сила
    У глухой околицы в лесу
    Ножичек сапожный заносила
    На твою нетленную красу.

    - Для Дмитрия Кедрина образ Аленушки – это образ чего? (Родины)

    - В какой строфе выражена идея, т.е. главная мысль стихотворения?

    - Почему поэт или лирический герой перед смертью обязательно хочет вернуться на Родину? Как он объясняет эту тягу к родным местам? (Память его возвращает в детство, к матери. В последней строфе – мысль о любви к Родине, о прочных корнях, которые связывают человека с Родиной) песня Аленушки-Несмеяны, которую всю жизнь слышит поэт)

    - Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав музыкальность, напевность стихотворения, чувство светлой грусти. (2 мин.)

    Читают 2-3 человека.

    - Кому из ребят удалось лучше передать настроение этого стихотворения? Чье чтение вам понравилось больше и почему?

    6. Сопоставление стихотворений.

    - Итак, мы с вами прочитали, проанализировали два одноименных стихотворения. Чье стихотворение, на ваш взгляд, больше подходит к картине Васнецова? (Прокофьева)

    - В чем же схожи эти стихотворения?

    (название; близки по настроению; о родной природе и о Родине; написаны, вероятно, под впечатлением  от картины Васнецова; одинаковое количество строф (4); одинаковый стихотвореный размер (ритм) – хорей; одинаковый способ рифмовки - перекрестная

         - В чем же главное различие этих стихотворений? (они написаны на разные темы: У Кедрина – тема Родины, у Прокофьева – тема сказочной Аленушки)

     - Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.

    7. Итог урока. Формулировка выводов.

    1. Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?

    (Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений).

    1. Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца).

    1. Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини? (Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений).

    7. Рефлексия:

    - Наш урок подходит к концу. Что понравилось, запомнилось на уроке? Чему научились? Кому бы из ребят вы сказали спасибо за урок?

    - Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?

    8. Домашнее задание
          Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений: «Аленушки» Д. Б. Кедрина или «Аленушки» А. А. Прокофьева.

    Вероника Тушнова.

    * * *

    Вот говорят: Россия...

    Реченьки да березки...

    А я твои руки вижу,

    узловатые руки,

    жесткие.

    Руки, от стирки сморщенные,

    слезами горькими смоченные,

    качавшие, пеленавшие,

    на победу благословлявшие.

    Вижу пальцы твои сведенные,—

    все заботы твои счастливые,

    все труды твои обыденные,

    все потери неисчислимые...

    Отдохнуть бы, да нет привычки

    на коленях лежать им праздно...

    Я куплю тебе рукавички,

    хочешь — синие, хочешь — красные?

    Не говори «не надо»,—

    мол, на что красота старухе?

    Я на сердце согреть бы рада

    натруженные твои руки.

    Как спасенье свое держу их,

    волнения не осиля.

    Добрые твои руки,

    прекрасные твои руки,

    матерь моя, Россия!

    1962


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

    Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

    Конспект урока литературы в 5 классе "Русские народные сказки", презентации к уроку

    Конспект урока литературы в 5 классес применением проектной технологииТема урока: "Русские народные сказки"Цели урока:1)     Формировать представление о сказках как жанре фол...

    Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»

    Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....

    Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

    Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

    Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"

    Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...

    Конспект урока литературы "Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети " в русской критике 18 века"

    Урок литературы в 10 классе с применением технологии РКМЧ....

    Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

    Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...