Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

 

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средствах языка; учащиеся знакомятся с понятием «тропы». Также урок развивает любовь и интерес к поэзии, родному краю, русским поэтам XIX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 5 классе

«Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Цель урока: показать своеобразие пейзажной лирики и мастерство поэтов XIX в. В создании картин зимнего пейзажа; формировать первичные навыки анализа стихотворения; развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования; воспитывать любовь к родной природе, Родине, поэтическому слову.

Ход урока.

I. Организационный момент

На доске:

Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века. А.С. Пушкин «Зимнее утро», И.З. Суриков «Зима» (отрывок), И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»(отрывок)    

…Вот север, тучи нагоняя,                  

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница – зима…

                                                    А.С. Пушкин.

Словарь урока

Пейзаж                                                                                                                                       тропы                                                                                                                              олицетворение                                                                                                                       эпитет                                                                                                                                  метафора                                                                                                                          сравнение                                                                                                                               рифма

Аврора (у римлян) – богиня утренней зари

Вечор – вечера, вечерами

II. Основная часть

  1. (беседа) - Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. А вы люби те зиму? Почему?

  1. Все ребятишки и взрослые любят зиму, потому что зимой всё изменяется вокруг, природа преображается.
  2. Русские поэты тоже любили это замечательное время года и посвятили зиме много своих стихотворений. Сегодня на уроке мы об этом и будем говорить.
  3. Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока:

«Поэтические картины зимы в стихотворениях

русских поэтов XIX века».

А эпиграфом нашего урока я взяла строки из романа замечательного рус ского поэта А.С. Пушкина «Е.О.» (читаю эпиграф).

  1. Как называет поэт зиму?
  2. Волшебницей, а вот почему мы узнаем сегодня из нашего урока.
  1. - А сейчас закройте глаза (звучит музыка) и представьте себе, что вы так долго ждали, когда наступит «настоящая зима» и выпадет снег, а его всё не было. И вот вы легли спать. А утром, проснувшись, выглянули в окно. О чудо! Выпал первый снег! Опишите снег, увиденный из вашего окна. Какой он?

(белый, пушистый, лёгкий, на солнце серебристый и искрится, немного голубой...)

  1. Какие чувства, какое настроение вызывают у вас изменения, что про изошли ночью?

(На душе радостно, хочется выбежать на улицу, играть, бегать, кувыркаться в снегу. Хочется сделать что-то хорошее, сказать что-то доброе маме, бабушке, друзьям.)

  1. Значит, за ночь произошло чудо, всё вокруг преобразилось до неузнавае мости.

  1. А кто совершил это чудо? Давайте ещё раз прочитаем про себя строчки, которые мы взяли сегодня за эпиграф урока.
  2. Вы согласны с мнением А.С. Пушкина, что зима - волшебница!
  3. Хорошо.
  4. Такие же чувства восторга и радости вызывает приход зимы и у взрослых, и, конечно, у поэтов, художников, композиторов, потому что красота родной при роды не может оставить равнодушным ни одного человека, любящего свою зем лю, край, Родину.

  1. - А сейчас посмотрите на репродукцию картины художника Пластова, которая так и называется «Первый снег».
  1. Что изображено на картине?
  2. Какой снег? Похож ли он на тот, который описывали вы?
  3. Как художник передаёт чувство радости и восторга от первого снега?
  4. Итак, мы видим, что дети, изображённые, на картине Пластова испытыва ют такие же чувства радости, как и вы, встречая первый снег.
  1. А.С. Пушкин тоже очень любил зиму. И этому времени года он посвятил много замечательных стихотворений. Послушайте одно из них:

(Читаю наизусть «Зимнее утро», звучит музыка, на экране сначала иллюстрация зимнего пейзажа, потом стихотворение «Зимнее утро», чуть позже: вечор - вчера вечером; Аврора - звезда.)

  1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Радостным, весёлым, поэт радуется морозному солнечному дню)
  2. У вас на партах лежат листочки с напечатанным этим стихотворением, прочитайте его ещё раз про себя (читают под музыку).
  3. В стихотворении есть две картины природы. Одна описывает то, что было вечор, т.е. вчера вечером. Найдите этот фрагмент и зачитайте.
  4. Какие чувства передаёт поэт? (Грусть, печаль, тревога, «вьюга злилась»...)
  5. А другая картина описывает то, что видит поэт «нынче», т.е. «зимнее ут ро». Прочтите этот фрагмент.
  6. А какие здесь чувства овладевают поэтом?

(Радости, восхищения красотой русской зимы и тем, как она преобразовала всё вокруг.Настоящая волшебница.)

  1. Ребята, а как называется такое описание природы в литературе?
  2. Правильно, это пейзаж.
  3. Так, кто нам напомнит, что такое пейзаж?

(Это картины природы, изображающие художниками на картинах и поэтами в стихах.)

  1. Итак, в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина два пейзажа.
  2. Можно ли утверждать, что они контрастны?

Конечно, вечерний пейзаж - грустный, печальный, скучный; а утренний - весёлый, радостный, выражающий восхищение преобразованиями зимы.

  1. А сейчас, ребята, обратите внимание на доску. Почему к сегодняшнему уроку доска оформлена зимними пейзажами, репродукцией картины Пластова?
  2. Правильно, потому что мы сегодня говорим о пейзаже. И, в первую оче редь, это пейзаж в живописи. Внимательно рассмотрите пейзажные зарисовки на доске. Может кто-то выберет из них иллюстрацию к пейзажам Пушкина в стихо творении «Зимнее утро», может, к отдельным строкам.

(«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...»«Мороз и солнце, день чудесный...»

«Под голубыми небесами...»).

  1. Хорошо, молодцы.
  2. Скажите, а с помощью чего создают художники пейзажи? (Красок, кисти, холста.)
  3. А с помощью чего рисует зимние пейзажи А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»?
  4. С помощью тропов. Обратите внимание на доску, где написан словарь урока. Итак, что использует поэт?

(Эпитеты, олицетворение, метафоры.)

  1. А сейчас мы поработаем по группам. Задание - найти в стихотворении «Зимнее утро» художественно-выразительные средства языка, с помощью кото рых поэт создаёт картину зимнего утра и вечера накануне.

Но прежде, чем вы будете искать тропы, давайте вспомним, что такое эпи тет, олицетворение, метафора. (Дети отвечают.) Выполняем задание по рядам: Но I строфу сделаем все вместе.

  1. ряд - II строфа;        III ряд - IV строфа:
  1. ряд - III строфа:        IV ряд - V строфа.

5. - Сегодня мы познакомимся со стихотворениями о зиме и других поэтов XIX века. Итак, слушаем стихотворение, которое выучила Кира. И.З. Суриков «Зима» (отрывок). (Ученица читает.)

  1. Это стихотворение есть в ваших учебниках на стр. 298, сейчас вы прочитайте его каждый про себя и ответите на вопросы. Работаем по рядам:

/ ряд - Что описывает поэт в этом стихотворении? (картину зимы)

  1. А похоже это описание на ту картину, которую описывает А.С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»? Нет, у Сурикова картина совсем другая, более спокойная, некрасочная и солнце совсем не видно. Поэт ровно, спокойно описы вает о тех изменениях, которые произошли в природе с приходом зимы.

// ряд - Что бы вы нарисовали, если бы вам надо было проиллюстрировать стихотворение? Нарисуйте устно картину по стихотворению Сурикова «Зима». (Падает тихо спокойно белый снег, кружатся снежинки, ровное белое поле, а за ним вдалеке чернеет лес, припорошенный снегом.Ничто не сверкает, не блестит, на небо выплывает неяркое солнце.)

III        ряд - Какие художественно-выразительные средства языка использует
Суриков для создания зимнего пейзажа?

(Всё выполняют под музыку)

6.        Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением о зиме.
Выходит Саша Марков и читает наизусть Иван Саввич Никитин «Зимняя

ночь в деревне».

  1. Прочитайте все стихотворение про себя. (Звучит музыка.)

  1. - О чём это стихотворение?

(О зимней ночи именно в деревне, кругом тишь и благодать, даже псы не лают ...)

  1. - Как построено стихотворение? Какая в нём рифмовка? (4 строфы по 4 строчки, рифмовка перекрёстная: 1 - 3; 2 - 4.)
  2. - Ребята, мы прочитали стихотворение «Зимняя ночь в деревне» И.С. Ники тина. А сейчас давайте рассмотрим в нашем учебнике иллюстрацию к картине ху дожника Каменева «Зимняя дорога» (учебник, стр. 296).
  1. Что вы видите на этой иллюстрации?
  2. Какие строчки из стихотворения Никитина можно соотнести с этой иллю страцией?
  3. Кто нашёл? Зачитайте.

(... Пусто, одиноко сонное село...)

  1. Правильно. Молодцы. Итак, мы ещё раз убедились, что и художники, и поэты могут создавать зимние пейзажи, только художники красками, а поэты сло вами.

7.        - Вы тоже были в роли художников, когда рисовали дома зимние пейза-
жи. Зима выдалась в этом году поздняя, но всё-таки пришла и преобразила всё во-
круг, недаром А.С. Пушкин называет её волшебницей.

  1. Давайте рассмотрим ваши рисунки. Сегодня на уроке мы познакомились с тремя стихотворениями поэтов XIX века о зиме. Попробуйте соотнести строки из этих стихотворений с вашими рисунками.
  2. Кто подобрал, идите к доске, покажите картину и зачитайте соответст вующие строки.
  3. Может, кто хочет прокомментировать свой рисунок (Белоусова).
  4. Какие краски вы использовали, чтобы нарисовать зимний пейзаж?
  1. Не так давно на уроке по развитию речи мы писали сочинение-описание по картине художника Юона «Русская зима. Лигачёво». Так вот некоторые ребята даже попробовали написать в стихотворной форме. Я думаю, что неплохо полу чилось у Киры. И, наверное, Кира уже почувствовала себя поэтом.

  1. Кира, прочитай своё стихотворение. Скажи, а ты пользовалась художест венно-выразительными средствами языка, чтобы передать картину зимней приро ды, а какие тропы ты использовала?
  1. - Сегодня на протяжении нашего урока звучала музыка, когда мы читали стихи, работали над текстом.
  1. Как вы думаете, почему?
  2. Правильно, потому что музыка помогает лучше понять произведение и те чувства, которые хотел выразить поэт. Ведь композиторы с помощью звуков тоже описывают картины природы, передают различные чувства. А известный русский композитор П.И. Чайковский написал целый музыкальный альбом, который так и назвал «Времена года». Мы с вами обязательно познакомимся с этими произведе ниями.
  1.   А сейчас давайте подведём итог урока:

  1. - О чём мы сегодня говорили на уроке?
  2. - Что занимались?
  3. - При помощи чего художники создают пейзажи?
  4. -А поэты?
  1. Хорошо, молодцы. Мне понравилось, как вы сегодня отвечали. (Отметить наиболее активных детей, оценить.)

А теперь запишите д/з (оно уже на доске, под одной из репродукций картины).

Д/з   1) Найти тропы (письменно) в стихотворении Никитина.

         2) Выучить понравившееся стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "Я природой живу и дышу..." (Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века)

Знакомство с творчеством писателей 19 века, стихотворения которых посвящены природе...

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях  русских поэтов 19 века.  М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...

Родная природа в стихотворениях русских поэтов хх века. ( урок литературы в 6 классе).

Лирическое стихотворение раскрывает типическое переживание человека. Трудность восприятия лирического стихотворения состоит в тонкости его психологического содержания и особенном изяществе формы. Поэт...

План-конспект урока литературы в 6 классе Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

Аннотация урока В качестве проекта мной разработан урок литературы в 6  классе по теме: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века» с применением компьютерных технологий.Презент...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" (урок-мастерская)

Работа над стихотворениями русских поэтов XIX века с элементами мастерской + технологическая карта урока....

Урок литературы в 6 классе Тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»

Цели: познакомить с фактами биографии русских поэтов 19 века: Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого; формировать  представление о разнообразии и выразительности образов род...