Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."
план-конспект урока (6 класс) по теме

Орлова Лидия Федоровна

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях  русских поэтов 19 века.  М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская словесность                                           6 класс ____

    Тема:  Кораническая тема в стихотворениях русский поэтов 19 века.

               М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», А.С.Пушкин «И путник усталый на бога роптал»

 Задачи:   организовать деятельность учащихся с опорой на усвоение программного материала

                               организовать деятельность учащихся с опорой на повторение и закрепление полученных ЗУН

                               организовать деятельность учащихся с опорой на контроль полученных ЗУН

                               организовать творческую работу учащихся

                               организовать групповую работу учащихся

                              организовать работу учащихся с применением элементов интерактивной методики

                              организовать деятельность учащихся  с опорой на развитие их речи

  Цели: 

Обучающие

Развивающие

Воспитывающие

+

1. Усвоение понятий

+

1. Формировать умения выделять главное, устанавливать связи

+

1. Формирование представлений о добре и истине

+

2. Знакомство с новым материалом

+

2. Развивать умения обобщать

2. Формирование способности к самооценке, самоконтролю, самоуправлению

3. Сформировать навыки

+

3. Развивать приемы наблюдательности

3. Формирование способности к общению, рефлексии (увидеть себя глазами других в групповой работе)

4. Отработать умения и навыки

+

4. Развивать внимание, воображение, исследовательские навыки

+

4. Воспитание интереса, самостоятельности, организованности

+

5. Углубить знания по теме

+

5. Развивать речь, мышление, память

5. Воспитание аккуратности, дисциплинированности

6. Систематизировать знания

+

6. Развивать словесное чутье

6. Обучение способам самообразования, самовоспитания

7. Обобщить знания

7. Развивать орфографическую зоркость

+

7. Формирование правосознания, экологического, национального, патриотического сознания

8. Повторить и закрепить полученные знания

+

8. Развивать творческие способности

+

8. Воспитание любви к изучению языка

9. Закрепить орфографические навыки правописания

+

9. Развивать умения слушать, рассуждать, размышлять

+

9. Воспитание интереса к чтению художественной литературы

 Оборудование урока и дидактический материал: таблицы, схемы, учебник, сборник упражнений, сборник дидактических материалов,  

                                                                                                                             тесты, карточки с заданиями, портреты писателей, ТСО , иллюстрации, тексты стихотворений. раздаточный материал                                       

Ход урока

     I. Побуждение                                                                              Работа со слабоуспевающими      

     1. Сообщение темы, целей и задач урока.                                                             учащимися     

    2.Организационный момент.

II. Реализация

1.Слово учителя о писателе и поэзии 19-20 вв.

Развитие истории ХХ века привело к активизации взаимодействия русской литературы с художественным наследием Востока и появлению крупных русских писателей-ориенталистов. Именно на Востоке появились два великих произведения, ниспосланных создателем и повлиявших на духовно-эстетическое сознание человечества: Библия и Коран. История русской литературы свидетельствует о том, что обращение художника к Библии и Корану было далеко не случайным. Обращаясь к Библии, поэты обычно, прежде всего, уделяли внимание таким её элементам, как например сюжет, деяния и поступки.

Более двух столетий назад В 1824 году в Михайловском, в имении, окружённом сосновыми лесами, занесённом ноябрьскими снегами великий русский поэт А.С. Пушкин, вполне поддерживавший покорение Кавказа, вдруг своим поэтически чутьём проникает туда, к религии противостоящих тогда России народов – и создаёт цикл стихотворений, ставших одним из самых удивительных и совершенных его творений «Подражания Корану».

Это были именно подражания, вольные переложения, а не перевод. В этой работе ощутимо присутствие образов великой книги Ислама, воздействие и духа, и буквы Корана, в глубины которого проник великий русский поэт. 

   Пушкин воспринимал Коран, в первую очередь, как блестящий образец специфически-национального арабского мыслевыражения, привлекающего художника.

   Необходимо отметить, что в русской поэзии чаще обращались к Корану в тех случаях, когда художник ставил перед собой (может быть, как самую основную) проблему воспроизведения восточного национального мира и человека. 

           Одним из последователей этой темы после Пушкина является М.Ю.Лермонтов.

   Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

  Баллада М.Ю.Лермонтова "Три пальмы" написана в первой половине 1839 года и впервые напечатана в "Отечественных записках".

Жанр  этого стихотворения – баллада (стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, где реальное нередко сочетается с фантастическим). Можно отметить следующие признаки баллады в этом стихотворении:
-наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка);
-рассказ на легендарную тему;
-фантастическое в балладе: ропот пальм на Бога, их мысли, разговор;
-реальное в балладе: гибель трёх пальм и дикое пустое место, бывшее раньше цветущим оазисом.

2.Чтение и анализ стихотворения «Три пальмы».

  • Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").
  • Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
  • Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).
  • При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте. ("Звонков раздавались нестройные звуки", "прыгал, бросал и ловил", "пестрели вьюки", "с криком и свистом неслись по песку", "подходит, шумя, караван").

-Какие признаки и особенности баллады вы увидели в данном произведении? (Ответы учеников).

-Какова основная тема и идея стихотворения?

Темой стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» является духовная жизнь человека. 

Идея -  Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии.

-Как вы думаете, случайно ли здесь употреблено число три?

Число три - это устоявшийся христианский символ, в данном случае, три пальмы - символ, изображающий трехсоставность человеческой души: разум, чувства и волю. Родник, питающий душу, жизненный источник - дух, как высшая часть человеческой души - это то, что связывает человека с Богом.

-Что символизирует оазис в пустыне?( Оазис, существовавший в пустыне, символизирует собой рай. Слова «аравийская земля» наводят на мысль об Эдемском саде, который по преданию находился на месте Аравийской пустыни)

Пальмы начинают роптать на Бога: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» Они оценивают бесполезность своего существования в связи с тем, что ими никто не любуется. Так как это было не моление, а ропот - грех, то как следствие - появление каравана.

-О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении? (Люди! Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте, правильно ли вы поступаете, не навредите ли своим поступком себе и окружающим вас людям?)

-Найдите выразительные средства(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

«Три пальмы» - глубокое произведение, раскрывающее смысл духовной жизни человека и напоминающее, что надо быть внимательным к себе, к движениям своей души.

-А теперь давайте познакомимся с произведением А.С.Пушкина «и путник усталый на бога роптал…»

3.Чтение и анализ стихотворения «И путник усталый на бога роптал».

«И путник усталый на Бога роптал...» представляет собой девятое, заключительное стихотворение цикла «Подражания Корану», написанного в 1825 году. Пушкин, опираясь на русский перевод М. Веревкина, вольно переложил фрагменты сур, то есть глав Корана. Жанр — притча.

 Завершающее стихотворение цикла «И путник усталый на Бога роптал...» носит явно притчевый характер, и сюжет его достаточно прост. «Путник усталый» томится от жажды, вызванной зноем пустыни, сосредоточен на своих физических страданиях. Он «ропщет» на Бога, потеряв надежду на спасение, и не осознает Божественного присутствия, не верит в постоянную заботу Творца о своем творении.

   Когда герой уже совсем было теряет веру в спасение, он видит колодец с водой и жадно утоляет жажду. После этого он засыпает на долгие годы. Проснувшись, путник обнаруживает, что по воле Всевышнего спал долгие годы и стал стариком:

И горем объятый мгновенный старик,
Рыдая, дрожащей главою поник...

   Но происходит чудо: Бог возвращает герою молодость:

И чувствует путник и силу, и радость;

В крови заиграла воскресшая младость;

Святые восторги наполнили грудь:

И с Богом он дале пускается в путь.

-Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?

В этом стихотворении Пушкин использует мифологический сюжет «смерти — возрождения», за счет чего оно носит обобщающий характер. Путник воспринимается как человек вообще. Его «смерть» и «воскресение» символизируют жизненный путь человека от заблуждения к истине, от неверия к вере, от мрачного разочарования к оптимизму. Таким образом, «воскресение» героя трактуется, прежде всего, как духовное возрождение.

-Найдите выразительные средства?   Ответы учащихся.

 

-Чем похожи два стихотворения: Пушкина и Лермонтова?

  Ответы учеников и рассказ учителя.

Сходство видим в содержании: в пустыне растут пальмы(у Лермонтова три, у Пушкина-одна), у их корней протекает ручей. К этому маленькому оазису в пустыне направляет свой путь- у Лермонтова караван, у Пушкина-странник. Прохлада оазиса успокаивает уставших путников

(«Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей» — Л.; «И к пальме пустынной он бег устремил, И жадно холодной струей освежил  Горевшие тяжко язык и зеницы» — П.); но пальма погибает; все дико и пустынно («Виднелся лишь пепел седой и холодный...И ныне все дико и пусто кругом-—Не шепчутся листья с гремучим ключом» — Л.; «Уж пальма истлела, и кладезь холодный — Иссяк и засохнул в пустыне безводной» — П.).

При  всем сходстве оба стихотворения резко отличаются друг от друга.

Перед нами, в сущности, произведения, насыщенные различными настроениями.

Пушкин, подчиняясь поэтической фантазии Корана, создает стихотворение о чуде; чудесен был сон странника под пальмой: неслышно протекли годы, истлела пальма, иссяк ручей, а сам странник, легший молодым, подымается уже старым. Но еще прекраснее другое чудо: снова молодость вернулась к страннику, «вновь зыблется пальма тенистой главой; вновь кладезь наполнен прохладой и мглой». Радость царит над миром, воскресает молодость.

 Совсем иным содержанием насыщает эту же схему Лермонтов. Он не стеснен рамками Корана.

 Его «Восточное предание», автором которого, вероятно, являлся он сам, позволяет ему направить к оазису не одного путника, а целый караван. Скромный рисунок Пушкина заменяется пестрой восточной картиной: колышутся верблюды, вздымаются арабские вороные кони, виднеются смуглые ручки из походных шатров, слышны нестройные звонки и свист летящего копья. Но эта яркая картина не проникнута тем чувством упования, надежды, которое пронизывает строки Пушкина. Не о радостном чуде, а о человеческой неблагодарности, о разрушении людьми всего прекрасного говорит Лермонтов. Победой добра, молодости, счастья заканчивает свое стихотворение Пушкин. Победой пустыни, бесплодных просторов, раскаленных песков заканчивает Лермонтов свои «Три пальмы».

III. Рефлексия

  1. Подведение итогов урока

-Что нового я узнал на уроке?

-Больше всего мне понравилось…

  1. Выставление оценок учащимся.

- 2) Домашнее задание:  с.227-239(учебник) читать «Вересковый мед», «Миф Атлантиды»(хрест.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.

Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения....

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....

Презентация к уроку литературы 5 класс "А. А. Фет. Знакомство с поэтом"

Презентация к уроку литературы 5 класс "А. А. Фет. Знакомство с поэтом"...

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...