Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Жидкова Лариса Ивановна

Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1. Таблица №1 

знаю

хочу узнать

узнал

        

Приложение 2.

В.Н. Бондаренко. Белое чудо

Туча чёрная. И чёрное небо.

И из чёрного на глазах у всех

Неторопно, как белая небыль,

Лопушистый рождается снег.

Сквозь него я бреду как помешанный,

Весь заоблачным выпушен мелом

Лес и поле – всё, всё занавешено
Белым вязевом, кружевом белым.

Из колка вышел лось красавец,

Стройный, гордый и милый до слёз

На рогах, всей округе на зависть,

Копну белого чуда пронёс.

Заяц выскочил на опушку

С серым пятнышком на груди,

Затоптался, квохча как клушка,

 Не решаясь в степи наследить.

Прохожу по пушистой просеке.

А вокруг – словно белый сон.

Тихо старые сосны-калеки

Обступают со всех сторон.

А снежинки летят и кружатся,

И ложатся свежо и искристо,

И лежат, удивляя до ужаса

Белизной и невинностью чистой.

Приложение 3. Непонятные слова из стихотворения В.Н. Бондаренко «Белое чудо».

1 группа:

  • неторопко –
  • лопушистый –
  • бреду –
  • выпушен –
  • 2 группа:
  • вязевом –
  • кружевом –
  • колок –
  • 3 группа:
  • округа –
  • копна –
  • квохча –
  • 4 группа:
  • клушка –
  • просека –
  • невинность –

Приложение 4.

Памятка написания синквейна.

1. Первая строчка – одно слово (тема) – имя существительное.

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

4. Четвёртая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме.

5. Пятая строчка – это  слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Приложение 5. Памятка выразительного чтения.

  • Правильно поставьте ударение;
  • соблюдайте паузы;
  • выберите силу голоса;
  • определите темп;
  • читайте эмоционально;
  • покажите интонацией своё отношение к произведению.

Приложение 5. Стихотворения о зиме В.Н. Бондаренко из сборника «Куда уходят туманы».

***

Снег идёт, такой святой и чистый.

Снег идёт бесшумно и легко.

Зарождаясь где-то в небе мглистом,

Снег идёт светло и высоко.

И земля, прожившая столетья,

Наше от рожденья божество,

Мудро так и так спокойно светит,

Нарядившись в белости его.

***

Её стряхнули берёзки

С нагих потемневших ветвей.

Седой бахромой заморозки

Ресницы подкрасили ей.

Металась она, голосила

Под запотевшим окном.

И долго, долго просилась,

Продрогшая, в тёплый дом.

До нитки последней взмокла

И, ветра вздымая вой,

Всю ночь барабанила в стёкла

Осиротевшей листвой.

А нынче, когда проснулось
Солнце, а с солнцем мы,

Она до бровей завернулась

В белую шаль зимы.

И улеглась по долинам,

Наплакавшаяся за всех.

Над нею огнисто-синий

Весёлый искрится снег.

***

Снега распушились

   На тысячи вёрст.

Лежат неохватные

   В белой немоте.

Ночами в окошко

   Скребётся мороз,

Лохматый и страшный,

   Как пан на болоте.

А двери откроешь,

   Вползает, как туча

И кошкой домашнею

   Жмётся к ногам,

Совсем неопасный,

   Совсем не трескучий,

Как шапка

   Ходившего зятя к стогам.

***

За окошком с ночи ходит стылый ветер,

Трогает калитку, щупает забор.

Верно, ждёт и ищет, кто его приветит,

Кто его, бродягу, позовёт во двор.

Бело всё, морозно. Ни шагов, ни стука.

Спят хлева, сараи, спят дома.

Будто над деревней  древняя старуха,

Саван белоснежный распахнула тьма.

Жалко побродима, выйду на аллею.

Хватит тебе, ветер, в морозе колеть.

Заходи, вдвоём нам будет потеплее

И мы ночь сумеем вместе одолеть.

.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

(по ФГОС, литература, 6 класс)

Этапы урока  

Цель этапа

ФОУД

Формируемые универсальные учебные действия

ЭОР

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

I. Организационный этап

Включение учащихся в деятельность.

Организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Фронта-льная

Активизация мышления при ответе на вопрос.

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку.

http://www. Samarapedsovet. Ru

II. Стадия «Вызов».

1. Мотивационный.

2. Введение в тему урока. Формулировка темы и целей урока.

Побуждение интереса к теме.

Мотивация ученика к учебной деятельности

Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу.

Фронта-льная

Активизация мышления при прослушивании стихотворения.

Овладеть навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

Самостоятельно формулировать тему и познавательные цели.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

http://www.  samsud. ru.

www.biografija.ru,

III. Физкульт-минутка.

Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса.

Фронтальная

IV. Стадия осмысления.

1. Погружение в урок.

2. Визуализация (создание зрительных образов). Первичное чтение учителем.

3. Обмен впечатлениями.

4. Закрепление знаний и способов действий:

1) работа по развитию речи;

2) объяснение незнакомых слов по толковому словарю С. И. Ожегова.

5. Анализ стихотворения.

1) работа над литературоведческими понятиями;

6. Обобщение изученного материала.

7. Самостоятельное чтение стихотворения.

1) работа над выразительностью речи.

2) выразительное чтение стихотворения.

Готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий. Получение новой информации.

Осмысление новой информации.

Соотнесение её с уже имеющимися знаниями.

Индивидуальная.

Индивидуальная.

Групповая

Групповая

Групповая

Групповая

Индивидуальная

Индивидуальная

- Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- понимать ключевую проблему изучаемого произведения;

- выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев;

- определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- выразительно читать стихотворение, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

- Умение формулировать и аргументировать свои мысли;

- умение привлекать новый и изученный материал;

- совершенствование устной и письменной речью;

- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

- владение первоначальными навыками научной деятельности и представление её результатов.

- Воспринимать на слух произведения в жанре стихотворения.

- Отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

- аргументировать свою точку зрения;

- задавать вопросы;

- Осмысленное чтение и адекватное восприятие.

- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- Формирование культуры публичных выступлений.

http:// www. Alibet. net,

http:// dic. аcademic. ru

http:// www. kino – teatr. ru

http://www. pishi – stihi. ru,

http://www. litem. ru,

http://www. liricon. ru,

www.mogggiiiennarod.ru,

http://www.rissianclassics. ru,

http://www. rulet. me

http://www.modernlib. ru

V. Домашнее задание

Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний.

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся.

Индивидуальная

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах

- планированию пути достижения цели;

- установлению целевых приоритетов;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Уважительно относиться к литературе малой родины, испытывать гордость за неё;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- заучивать наизусть стихотворения;

- рисовать иллюстрации к стихотворениям;

- писать сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой изученного и прочитанных самостоятельно произведений;

VI. Рефлексия.

Целостное осмысление и обобщение полученной информации.

Выработка собственного    отношения к изученному материалу и его повторная

проблематизация

(новый «вызов»).

Анализ всего

процесса изучения материала.

Индивидуальная

- Обобщать информацию, делать выводы, формулировать своё мнение и позицию;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

Определять степень успешности своей работы.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.



Предварительный просмотр:

Конспект урока

(ФГОС, литература, 6 класс)

Учитель: Жидкова Лариса Ивановна

Класс: 6

Предмет: литература

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Внеклассное чтение. Самарские поэты. В.Н. Бондаренко. Анализ стихотворения «Белое чудо» из сборника «Куда уходят туманы».

Тип урока: комбинированный (урок открытия новых знаний, урок-исследование).

Местоположение урока в планировании: Данный урок является 4-ым из цикла уроков внеклассного чтения в 6 классе по теме «Писатели и поэты Самарского края». В течение предыдущих уроков учащиеся познакомились с биографическими сведениями и творчеством самарских писателей и поэтов: И. Муханова («Сказы и байки Жигулей»), А. Богачёва («Сокровища великого хана»), А. Малиновского («Даль без края». Поэтический сборник). С биографией и творчеством писателя-сказочника В.Н. Бондаренко учащиеся знакомились и ранее (в 4-ом и 5-ом классах). Все уроки, по изучению творчества самарских писателей и поэтов,  являются логическим продолжением изучения творчества известных, включённых в школьную программу писателей и поэтов. Подборка произведений писателей Самарской области производилась с учётом тематики, проблематики, актуальности программных произведений, в которых заложены вневременные, непреходящие ценности.

    Данный урок является продолжением изучения творчества поэтов М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. Целью уроков по внеклассному чтению является знакомство учащихся с творчеством самарских писателей и поэтов,  приобщение к духовным ценностям народа Самарского края,

развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-культурных ценностей Самарского края,

овладение знаниями о направлениях, традициях, художественных особенностях самарской литературы,

воспитание гуманного отношения к людям разных  национальностей, пробуждение интереса к культуре, литературе, истории малой родины, развитие умений работать с разными источниками информации, умений извлекать и работать с новой информацией.

Образовательные технологии: развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо (РКМЧП).

Приёмы технологии «РКМЧП»: групповая дискуссия, синквейн, таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические, выразительное чтение текста, КМД (коллективная мыследеятельность при работе малыми группами), анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание, создание «ситуации успеха».

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цель как результат деятельности учащихся:

предметные:

- овладеть основными понятиями темы;

- анализировать стихотворение;

- опознавать изобразительно-выразительные средства в стихотворении;

- наблюдать за ролью изобразительно-выразительных средств в стихотворении;

- развить умение формулировать определение понятия;

- выразительно читать стихотворение;

личностные:

- уважительно относиться к литературе малой родины, испытывать гордость за неё;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать о литературе Самарского края;

метапредметные:

- пользоваться толковым словарём;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- формулировать и аргументировать свои мысли;

- привлекать изученный материал;

- строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;

- совершенствовать устную и письменную речь;

- самостоятельно анализировать учебную деятельность.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему), цели урока.

3. Искать пути её решения.

4. Соотносить цели и результаты  своей деятельности.

5. Определять степень успешности работы.

Познавательные:

1.  Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

2.  Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать тексты и предложения по

Коммуникативные:

1. планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

2. уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Ожидаемый результат:

Личностные универсальные учебные действия.

ученики научатся:

ученики получат возможность научиться:

- уважительно относиться к литературе малой родины, испытывать гордость за неё;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия.

- формулировать тему и цели урока;

- планированию пути достижения цели;

- установлению целевых приоритетов;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- определять степень успешности своей работы.

- учитывать условия выполнения учебной задачи;

- выделять альтернативные способы достижения цели;

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия.

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

- аргументировать свою точку зрения;

- слушать и слышать других;

- задавать вопросы;

- осуществлять контроль.

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия.

- строить сообщение в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения.

- понимать ключевую проблему изучаемого произведения;

- выразительно читать стихотворение, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих ценностей и их современного звучания;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

-  выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;

- понимать тему, идею произведения, характеризовать героев;

- определять в произведении изобразительно-выразительные средства и понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- владеть элементарной литераткроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

- рассказывать о самостоятельно прочитанном стихотворении, обосновывая свой выбор;

- сравнивая стихотворные произведения;

- выбирать стихотворные произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Метапредметные результаты обучения

- формулировать и аргументировать свои мысли;

- привлекать изученный материал;

- совершенствовать устную и письменную речь;

- самостоятельно анализировать учебную деятельность.

- самостоятельно планировать учебную деятельность;

- владеть первоначальными навыками научной деятельности и представление её результатов.

Основные ресурсы  урока: электронное интерактивное приложение (CD- диск), аудиозапись (музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима»),  авторская мультимедийная презентация, толковый словарь С.И. Ожегова, раздаточный материал для групповой работы.

УМК: 1.Рабочие программы. Литература. Предметная линия под редакцией В.Я. Коровиной.  Просвещение, 2011.

2. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /  [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин]; – 17-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература: 

1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Кочергина Д.В. Литература. 5 класс. – Саратов: Лицей, 2012

3. Литература. 6 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / Авт.-сост.: Е.В. Синотина. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.

4. Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Выпуск 3. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением /Авт.-сост.: Е.С. Квашнина, Т.Е. Коптяева. – М.: Планета, 2014.

5. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 классы / авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова, Л.М.Савина. – Волгоград: Учитель, 2009.

6. Русское эхо. Литературно-художественный журнал. Самарская областная писательская организация и  ООО «Издательство «Русское эхо», Самара.

7. Бондаренко В.Н. Дорога к отчему дому. Очерки. – Чапаевск, 1996. С.9-11.

8. Бондаренко В. Слово о друге.  // Чапаевский рабочий от 10.01.1991.

9. Бондаренко В.Н. Так и живём. Заметки. // Чапаевский рабочий от 18.01.2002. С.2.

10. Бондаренко В.Н. Куда уходят туманы. Стихи.  Чапаевск,1998

11. Гусенков В.Д. Литературная слава нашего города // Всякая всячина от 31.05.2002.

12. Давыдов М.Н. Владимир  Бондаренко // Волжская коммуна, №53 от 24.03.2004.

13. Дешевых Л. «Я в пламя памяти одет» (о новой книге стихов В.Н.Бондаренко). Чапаевск, 1999.

14. Илясова Г. Дорога к отчему дому (к 50-летию В.Н.Бондаренко). – Чапаевск, 1982.

15. Илясова Г., Дешевых Л., Е.Орлова и другие. «Я остаюсь среди людей» // Чапаевский рабочий от 27.03.2001, № 45

16. Куликова Н.Я. Носит имя земляка и друга (к 75-летию библиотеки имени В.Бондаренко). Чапаевск, 2003.

17. Лазарев Е. Остаются книги (к 70-летию В.Бондаренко). – Чапаевск, 2002.

18. Смолич С. «Я в пламя памяти одет». // Культура от 23.03.02.

19. Степанова А.Л. Чтобы помнили // Чапаевский рабочий, 07.10.2008. С.11.

20. Тазиев Г. Богат талантами Чапаевск. – Чапаевск, 1997.

21. Часова В. Умер сказочник // Самарские известия, № 54 от 23.03.2001.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU».

2. www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.

3. http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания).

4. www.uroki.net/docrus.htm/– Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации.

5.http://lit.1september.ru/- Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы». 

6. http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы.

7. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе.

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort/ – Литература.

9. http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе.

10. www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ).

11. http://litera.edu.ru- Российский общеобразовательный портал.

12. 13. http://www.planeta-kniga.ru- сайт издательства «ПЛАНЕТА»

13.http://www.megabook.ru/encyclopedia- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.

14.http://prezented.ru/literatura- Готовые презентации для школьников и студентов.

15.http://www.gramota.ru/slovari- ГРАМОТА.РУ. Словари.

16. 13. http://nsportal.ru/node/1458767 - социальная сеть работников образования.

17. http://www.  Samsud. ru.

18. www.biografija.ru

19. http://www. Samarapedsovet. Ru

20. http:// www. Alibet. net,

21. http:// dic. аcademic. ru

22. http:// www. kino – teatr. ru.

23. http://www. pishi – stihi. ru,

24. http://www. litem. ru,

25. http://www. liricon. ru,

26. www.mogggiiiennarod.ru,

27. http://www.rissianclassics. ru,

28. http://www. rulet. me

29. http://www.modernlib. ru

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Я рада снова вас видеть на уроке! Проверьте, пожалуйста, свою готовность  к уроку. Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Один мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы свами учимся». Для чего же вы изучаете литературу?

Однажды великий французский философ Жан – Жак Руссо сказал своим ученикам: «Вы талантливые дети. Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов.

Приветствуют учителя, гостей, оценивают готовность рабочего места.

Оценивают своё эмоциональное состояние.

Высказываются.

1 мин.

II. Стадия вызова.

Мотивационный.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать творчество самарских поэтов. Имя этого поэта  известно не только в Самарской области, но и в нашей стране и за рубежом. Вы должны угадать его имя, послушав о нём стихотворение.

(Слайд 1).

Учитель читает отрывок из стихотворения самарского поэта Рэма Игольникова:

Что написал, он нам оставил,

В стихах и прозе сотворя.

Наш край трудом своим прославил,

О нём с любовью говоря.

Писал стихи, а также прозу,

Частушку сочинить умел,

Родную воспевал природу –

Во всех он жанрах преуспел.

Он очень был трудолюбивый,

Из рук не выпускал перо,

Жизнелюбивый, терпеливый,

С талантом людям всё дано.

- Узнали, о ком идёт речь?

- Вы совершенно правы. Имя этого поэта Владимир Никифорович Бондаренко. Сегодня мы ещё раз прикоснёмся к творчеству замечательного самарского поэта.

(Слайд 1. «Портрет В.Н. Бондаренко»)

Вспомните, что вы уже знаете об этом талантливом человеке? О его творчестве? Зафиксируйте ответы в таблице. (Приложение 1. Таблица №1).

знаю

хочу узнать

узнал

        

- Итак, что у вас получилось?  Каждой группе предоставляется слово. Слушайте друг друга внимательно.  Старайтесь не повторяться.

- Вы очень много вспомнили об этом писателе - сказочнике. Обратите внимание на слайды в презентации. А ещё, ребята, я хочу вам сказать, что В.Н. Бондаренко сочинял прекрасные стихотворения, в которых воспевал русскую природу, родную деревню, своих родных и знакомых, труд крестьян, рассказывал о своём нелёгком и в то же время интересном детстве. В своих лирических произведениях он нарисовал образы малой родины. Вот лишь несколько сборников его стихотворений: «Я подарю тебе зарю», «Куда уходят туманы», «Я в пламени одет», «Чудо-чудаки». К некоторым его стихотворениям написана музыка.

(Учитель демонстрирует сборники).

 (Слайды  2,3,4.) «Самарский сказочник.

Выставка книг», Сборники стихотворений).

Слушают.

Высказывают предположения.

Работают в группах. Фиксируют ответы в таблице в графах «Знаю».

Выступление групп.

Слушают. Смотрят.

1 мин.

1мин.

2 мин.

2 мин.

2 мин.

3. Введение в тему с формулировкой темы и целей урока.

(Слайд 5. Вопросы.)

- Что бы вы хотели узнать о стихотворениях В.Н. Бондаренко?

- Чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

- Пожалуйста, зачитайте свои ответы.

- Сегодня на уроке мы поговорим об одном стихотворении из сборника «Куда уходят туманы», понаблюдаем за картинами, которые изобразил поэт.

- Как бы вы сформулировали тему урока?

Тема урока: «Анализ стихотворения В.Н. Бондаренко».

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

Цели урока:

Знать:

- содержание стихотворения;

- правила выразительного чтения;

- изобразительно-выразительные средства.

Уметь:

- выразительно читать стихотворение;

- отвечать на вопросы;

- рисовать словесные картины;

- находить изобразительно-выразительные средства, объяснять их использование в стихотворении;

- работать самостоятельно и в группах;

- составлять синквейн.

Развивать:

- познавательный интерес к литературе малой родины

и к русскому языку;

Воспитывать:

- любовь к природе родного края, к русскому слову и речевой культуре.

Фиксируют ответы в таблице в графе «Хочу узнать» (вторую колонку учащиеся заполняют каждый  самостоятельно).

Несколько учащихся называют, что они вписали.

Формулируют тему урока.

Формулируют цели учебной деятельности в диалоге с учителем.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

III. Физкультминутка.

 Белый снег.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
(руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)
И на землю тихо
Падает, ложится.
(присели, руки опустили на пол)
И под утро снегом
(встали, покружились на месте)
Поле забелело,
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Точно пеленою
Всё его одело.
(присели, руки опустили на пол)

Выполняют физкультминутку совместно с учителем.

1 мин.

IV. Стадия осмысления.

4.1. Погружение в урок.

 - Какое время года описывается в стихотворении, предложенном для физкультминутки?

- По каким признакам мы можем узнать зиму вообще?

Вывод учителя:

- Действительно, земля покрыта снегом, деревья стоят голые, небо чистое, голубое, воздух  прозрачный, чистый, свежий.

4.2. Визуализация (создание зрительных образов). Первичное чтение учителем.

- Стихотворение В. Бондаренко мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

Учитель читает стихотворение:

Туча чёрная. И чёрное небо.

И из чёрного на глазах у всех

Неторопно, как белая небыль,

Лопушистый рождается снег.

Сквозь него я бреду как помешанный,

Весь заоблачным выпушен мелом

Лес и поле – всё, всё занавешено
Белым вязевом, кружевом белым.

Из колка вышел лось красавец,

Стройный, гордый и милый до слёз

На рогах, всей округе на зависть,

Копну белого чуда пронёс.

Заяц выскочил на опушку

С серым пятнышком на груди,

Затоптался, квохча как клушка,

 Не решаясь в степи наследить.

Прохожу по пушистой просеке.

А вокруг – словно белый сон.

Тихо старые сосны-калеки

Обступают со всех сторон.

А снежинки летят и кружатся,

И ложатся свежо и искристо,

И лежат, удивляя до ужаса

Белизной и невинностью чистой.

4.3. Обмен впечатлениями.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- О чём это стихотворение (тема стихотворения)?

- Какое настроение хотел передать нам В. Бондаренко?

Выберите подходящее определение вашему настроению. Обоснуйте свой выбор.

(Слайд 6.)

  • Грустное
  • ликующее
  • спокойное
  • восторженное
  • шутливое
  • печальное
  • весёлое
  • мечтательное
  • праздничное
  • радостное

(Слайд 7.)

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

  • Восторг
  • спокойствие
  • изумление
  • сожаление
  • радость
  • печаль
  • ликование
  • грусть

- Что отражает стихотворение событие или душевное переживание поэта, его настроение?

- Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивания стихотворения?

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?

- Как вы считаете, с какой целью (идея стихотворения) автор написал это стихотворение?

- Выберите ответы.

(Слайд 8).

  • Чтобы сообщить о том, как рождается снег;
  • чтобы передать свой восторг;
  • чтобы привлечь внимание к красоте природы;
  • чтобы вызвать взаимное сопереживание.

- Как бы вы назвали это стихотворение?

- У вас, ребята, замечательные названия. А В. Бондаренко назвал своё стихотворение «Белое чудо». Согласны вы с тем, что это название очень красивое? Что оно отражает: тему или идею?

Отвечают на вопросы.

Закрывают глаза, слушают.

Отвечают на вопросы.  Делятся впечатлениями.

Выбирают определения. Объясняют свой выбор.

(Ответы детей: «Поэт хотел предать радостное, ликующее, весёлое, восторженное настроение своего героя, т.к. показывает такое чудесное явление, как рождение снега)

Выбирают определения. Объясняют свой выбор.

(Ответы детей: «Я испытываю восторг, изумление, радость, ликование»).

Отвечают на вопросы. («Стихотворение отражает душевное переживание, настроение»)

Дети рисуют словесные картины.

Отвечают (белые, чёрные, серые, коричневые).

Отвечают на вопрос.

Предлагают варианты названия:

«Рождение снега», «Опускающийся на землю снег» и другие.

Отвечают на вопросы.

1 мин.

1 мин.

5 мин.

.

4.4 Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа по развитию речи. (Приложение 2.

Раздаточный материал (на листках распечатано стихотворение В. Н. Бондаренко)).

- Прочитайте стихотворения. Читая стихотворение, отметьте непонятные слова и выражения.

- Какие непонятные слова вам встретились? Как вы их понимаете?

2. Объяснение незнакомых слов по толковому словарю С. И. Ожегова. (Слайд 9). (Приложение 3).

Предлагаю каждой группе отыскать из толкового словаря непонятные слова:

1 группа:

  • неторопко – разг. - сниж. Неторопливо, медленно.
  • лопушистый – широколистый, лопуховатый.
  • бреду – иду с трудом или медленно.
  • выпушен – покрыт пухом

2 группа:

  • вязевом – авт. связанное изделие
  • кружевом – изделие, в котором переплетение нитей образует ажурный рисунок.
  • колок – небольшой лес в поле или среди пашни. Местные жители часто употребляют вариант «околок», «околки», «колки».

3 группа:

  • округа – окружающая местность.
  • копна – сложенные в кучу в виде конуса снопы, сено.
  • квохча – издавать короткие, прерывисто повторяющиеся звуки.

4 группа:

  • клушка – курица, наседка, квочка.
  • просека – дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
  • невинность – целомудрие, чистота.

- Пожалуйста, объясните значение слов. Каждая группа объясняет по 4-5 слов. Слушайте внимательно друг друга, не повторяйтесь.

Читают. Подчёркивают непонятные слова и выражения.

Отвечают. Объясняют значение слов.

Работают в группах со словарём.

Каждая группа объясняет по 3-4 слова.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

4.5. Анализ стихотворения.

1. Работа над литературоведческими понятиями. (Приложение 4. Раздаточный материал.) (Слайд 10. Памятка написания  синквейна).

Памятка написания синквейна.

1. Первая строчка – одно слово (тема) – имя существительное.

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных.

3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

4. Четвёртая строчка – это фраза, показывающая отношение к теме.

5. Пятая строчка – это  слово –резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

1 группа:

1.Чем привлекает внимание поэта такое явление природы, как рождение снега?

2. Какие слова помогли поэту создать яркую картину падающего снега?

3. Каким вы себе представляете лирического героя? Составьте синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк).

2 группа:

1. Какие ещё образы, кроме зарождающегося снега,  нарисованы поэтом?

2. Найдите в стихотворении лексический повтор, сравнения.  С какой целью автор использует эти изобразительно-выразительные средства?

3. Каким вы себе представляете лирического героя? Составьте синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк).

3 группа:

1.В какое время суток идёт герой по зимнему полю?

2. Найдите в стихотворении эпитеты, метафоры, олицетворение. С какой целью автор использует эти изобразительно-выразительные средства?

 

3. Каким вы себе представляете лирического героя? Составьте синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк).

4 группа:

1. Какие строки указывают на то, что жизнь, несмотря на зимний период, в природе всё-таки продолжается?

2. Найдите в стихотворении аллитерацию.  Что хочет передать этим приёмом автор?

3. Каким вы себе представляете лирического героя? Составьте синквейн (стихотворение, состоящее из 5 строк).

- Предлагаю каждой группе высказаться.

Работают в группах. Отвечают на вопросы.

1 группа:

1.Такое явление природы, как падение снега, привлекает поэта своей необыкновенной красотой.

2. Слова, которые помогли поэту создать яркую картину падающего снега: лопушистый рождается снег,

белым вязевом, кружевом белым, снежинки летят и кружатся, и ложатся свежо и искристо.

3. Синквейн.

2 группа:

1. В.Н. Бондаренко нарисовал образы: лес, поле, лось, заяц, сосны-калеки.

2. Поэт использует лексический повтор («чёрный», «белый»);

Сравнения (« как белая небыль», «Мелом», «квохча, как клуша», «словно белый сон»).

3. Синквейн.

3 группа:

1. Днём.

2. Эпитеты («лопушистый снег», «стройный, гордый и милый», «пушистой просеке», «свежо и искристо», «белизной и невинностью чистой»), метафора («белое чудо»), олицетворение («рождается снег», «тихо старые сосны-калеки Обступают со всех сторон»).

3. Синквейн.

4 группа:

1. Поэт изобразил зверей: лося, зайца.

2. Автор использует аллитерацию (повторяются звуки [ш], [ж], [ч], [с]), для того  чтобы передать звук падающего снега.

3. Синквейн:

 Лирический герой.

Наблюдательный, впечатлительный.

Видит, изумляется, восторгается.

Герой любит свой родной край.

Патриот.).

Выступление каждой группы.

3 мин.

4 мин.

4.6. Обобщение изученного материала.

1. Осмысление. Выводы.

- Благодаря чему картина природы, созданная поэтом, представляется живой?

Действительно, изобразительно-выразительные средства делают образы стихотворения более яркими, точными, красочными, выразительными, живыми.

- Только ли о природе это стихотворение? К чему нас призывает поэт?  

Отвечают на вопрос: («Вся картины природы, созданная поэтом, представляется живой, благодаря обилию изобразительно-выразительных средств»).

 

Это стихотворение о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и животные, и человек. Поэт призывает быть внимательнее к окружающей нас природе, бережно относиться ко всему живому на земле, любить свою малую родину, свой народ, свой язык.

       

1 мин.

4.7 Самостоятельное чтение стихотворения.

1. Работа над выразительностью речи.

- Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно, неторопливо?

- Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее?

- Предлагаю почитать, используя памятку. (Приложение 5. Памятка).

(Слайд 11. «Памятка»).

  • Правильно ставьте ударение;
  • соблюдайте паузы;
  • выберите силу голоса;
  • определите темп;
  • читайте эмоционально;
  • покажите интонацией своё отношение к произведению.

 - Кто желает прочитать стихотворение? (Используем элемент конкурсного чтения).

2. Выразительное чтение стихотворения.

- В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?

4.8. Сопоставление литературного произведения с другими видами искусства: живописью или фотографией зимнего пейзажа и музыкой П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима»).

1) (Слайд 12. «Зимний пейзаж»)

- Обратите внимание на слайд?

- Какое время года изображено на фотографии? По каким признакам вы узнали это время года?

2) - Прослушайте, пожалуйста, музыкальное произведение.(Звучит аудиозапись)

- Какие ассоциации, чувства у вас возникли при прослушивании?

(Слайд 13. П.И. Чайковский)

У известного русского композитора П.И. Чайковского есть замечательный музыкальный цикл «Времена года». Как вы думаете, какому времени года посвящён этот отрывок?

- Это музыкальное произведение передаёт состояние лирического гкроя в стихотворении В.Н. Бондаренко?

Медленно, неторопливо, с любованием, с восхищением.

«Бреду, как помешанный», про зайца.

2-3 ученика читают стихотворение.

Оценивают одноклассников: высказывают свои мнения, пожелания, советы.

Наблюдают. Отвечают на вопросы.

Слушают аудиозапись.

Отвечают на вопросы.

3 мин.

5. Домашнее задание (по выбору).

Слайд 14).  (Приложение 5)

- Это лишь одно стихотворение из сборника «Куда уходят туманы».  И уже по одному этому стихотворению можно много сказать об этом поэте. Перед нами человек, который влюблён в свой родной край, в природу родного края, в русскую речь. В этом вы сможете убедиться, прочитав и другие стихотворения В. Н. Бондаренко из этого сборника.

  • Выучить наизусть стихотворение «Белое чудо» В.Н. Бондаренко или другое понравившееся стихотворение, нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении (1 уровень).
  • Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима – красивая пора!», используя прочитанное произведение и другие стихотворения В.Н. Бондаренко о зиме.(2 уровень).
  • Проанализировать одно стихотворение В.Н. Бондаренко из сборника «Куда уходят туманы» по плану.  (Раздаточный материал). (3 уровень).

Дети выбирают домашнее задание и записывают в дневник.

1 мин.

6. Стадия «Рефлексия».

- Что на вас произвело большее впечатление?

- Какие знания вам показались наиболее интересными?

- Какие трудности испытывали в процессе работы?

- Для чего нужна такая работа со стихотворением?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- Заполните, пожалуйста, в таблице графу «Узнал».

На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас?

- Выставите, пожалуйста, себе оценку за урок.

Вы убедились на сегодняшнем уроке в справедливости слов французского мыслителя в том, что если много трудиться, то многого можно добиться. И результаты нашего урока – доказательство этого.

Благодарю вас, ребята, за работу. Вы большие молодцы!

 Отвечают на вопросы.

Заполняют в таблице графу «Узнал».

Выбирают символ, соответствующий своему настроению.

Выставляют себе оценку в листе самооценки.

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».

Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....

Развитие познавательных интересов на уроках литературы на материале биографии известных писателей

Текстовый вариант мастер-класса. В этой работе я обобщила приемы работы на уроках знакомства с биографией писателей. Как сделать урок изучения биографии интересным? Не секрет, что ученики не любят так...

Урок литературы в 11 классе "Памяти писателей, не пришедших с войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти писателей, не вернувшихся с Великой Отечественной войны...

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Презентация урока по музыке в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Патриотическое воспитание на уроках литературы на материале произведений южноуральских писателей и поэтов

        Вопросы патриотического воспитания школьников сегодня очень актуальны.         Воспитание гражданина и патриота становится оп...

Литература. Контрольная работа по творчеству писателей и поэтов XX века. 8 класс.

Контрольная работа по литературе. Творчество писателей и поэтов XX века. 8 класс....