Главные вкладки

    Развитие познавательных интересов на уроках литературы на материале биографии известных писателей
    занимательные факты по литературе по теме

    Текстовый вариант мастер-класса. В этой работе я обобщила приемы работы на уроках знакомства с биографией писателей. Как сделать урок изучения биографии интересным? Не секрет, что ученики не любят такие уроки. Но ведь жизнь каждого человека может стать прекрасным материалом для работы с детьми, тем более жизнь великих. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие познавательных интересов  при изучении биографии на уроках литературы.

    Изучение творчества писателя в школе опирается  на знакомство с важнейшими фактами его биографии. Это не только обращение к истории работы писателя над теми произведениями, которые рассматриваются в соответствии со  школьной программой, но и рассказ о его детстве, воспитании, круге общения, творческих контактах. Биография выполняет две важные функции: сохранение памяти о человеке и воспитание определенных качеств личности.

    2 слайд

    Изучение биографии писателя не должно сводиться только к постижению основных этапов жизненного пути художника. Биография писателя –это еще и хронология его творческого пути, момент зарождения , вызревания его героев, событий, это работа над самим произведением и, наконец, это система эстетических взглядов художника, которую необходимо глубоко и всесторонне осветить. Методисты Беленький, Курдюмова, Леонов, Молдавская установили связь между жизнью и творчеством писателей. Биография, считают они, может служить ключом к творчеству писателя. Таким образом, оттого насколько заинтересуются учащиеся жизнью писателя, зависит понимание изучаемого произведения, интерес к нему.

    Как вызвать интерес к биографии писателя? Что сделать для того, чтобы каждый писатель оставил в  душе ученика свой след? Многое зависит от того, каким будет первое слово, первый момент урока по биографии. Я прибегаю к приему погружения в ситуацию. Обращаюсь к чувствам ребят, к их фантазии, интуиции. Пытаемся сообща представить себе, что происходило с тем или иным человеком, как он себя чувствовал, на что надеялся, каким был. Продемонстрирую это на примерах.

    3 слайд

    Очень часто лекцию по биографии писателя начинаю с увлекательного эпизода, с факта, ставшего поворотным в жизни. Например, рассказ о жизни и творчестве И.Бунина  предваряет эпизод отъезда Бунина из страны.

    26 января 1920 года И.А.Бунин на пароходе под французским флагом в крошечной каюте отплыл от родного берега. Ему было 49 лет. Он –известнейший русский писатель, академик Российской академии наук, автор многих замечательных произведений – никогда больше не увидит Россию. Родина будет являться ему в снах и раздумьях - в образах любимых городов, полей, лиц. Он всегда будет думать о ней, она станет частью его самого. Однако Бунин не сможет вернуться на родину даже после победного 1945 года.

    Рассказ об этом факте продолжается беседой, в ходе которой выясняем исторические причины отъезда Бунина.

    ? попытаемся представить, о чем думал писатель в этой маленькой каюте?

    ( о будущем, о событиях,  произошедших в стране)

    ? какие чувства испытывал?

    (неуверенность, страх)

    ?как отразится эпизод жизни в дальнейшем?

    (запомнится, станет переломным, станет частью новой жизни)

     После этой беседы идет лекция о жизни Бунина.

    4 слайд

    Цитата часто становится началом разговора о жизни писателя. Это может быть высказывание известного критика, другого писателя , отрывки писем, дневников. Изучая творчество И.С.Тургенева, привожу цитату самого писателя. « Моя уединенная и почти под землею скрытая жизнь» - писал о своей жизни И.С.Тургенев А.И.Герцену. Старшеклассники  знакомы со многими произведениями Тургенева, они оставляют ощущение светлое, оптимистическое,  и эта цитата вызывает у них недоумение.

    ?итак, представьте , что вы сказали о своей жизни данной высказывание.

    В каких тонах вы бы нарисовали картину своей жизни?  ( серых, темных)

    Значит ли это, что жизнь была серой, неполной? (нет, просто она скрыта от других)

    Что же тогда значит это высказывание?

     (Тургенев  был человеком закрытым для окружающих, любил уединение и независимость души.  Был непростым человеком с глубоко драматическим мироощущением).

    5 слайд

    Портреты писателей  являются важным подспорьем на уроках литературы. Перед нами  портрет Л.Н.Толстого.

    ?Представим себе, что мы оказались рядом с писателем.

    Что вы испытываете, стоя рядом с этим человеком? ( робость, неуверенность)

    Почему возникает это ощущение? (кажется , что его взгляд проникает сквозь тебя, видит тебя насквозь, от него ничего нельзя скрыть)

    Что говорит его одежда?(нет в нем ничего графского)

    6 слайд

    Фотография – это запечатленный миг жизни, свидетельство времени. Они дают нам прекрасный материал для знакомства  с жизнью писателя.  Рассмотрим фотографии ,на которых писатель  В.Распутин изображен с патриархом Алексием Вторым, А.Солженицыным, Д.С. Лихачевым.

    ?О чем могут говорить эти люди?

    Смотрим фотографии связанные с Байкалом, Ангарой.

    Только ли писателем является В.Распутин?

    Распутин – публицист, общественный деятель.

     Разговор о писателе с твердой жизненной позицией, о нашем  современнике дает  мне возможность  показать образец для подражания. Разговор плавно переходит  на факты жизни писателя.

     Мной и моими учениками  созданы фотоальбомы  о жизни многих писателей и  поэтов.  В традицию вошло также и составление альбомов – портфолио, в которые учащиеся включают высказывания  писателей и критиков, статьи , посвященные данному автору, материалы интернет, фото и собственные рисунки по мотивам творчества . Такая работа проводится заинтересовавшимися ребятами. Им приходится собирать дополнительный материал, думаю , при этом они узнают много нового и интересного.

    7 слайд

    В 1845 году сразу после смерти И.А.Крылова был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу. Комитет собрал более 13000 рублей частных пожертвований. В мае 1849 года Академия художеств объявила конкурс на лучший проект памятника. Лучшим был признан проект П.К.Клодта. На барельефах , помещенных на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова.

    ? Представим, что к нам пришли люди, собирающие пожертвования на памятник Крылову.

    Чем мы будем руководствоваться, давая деньги на памятник?

    (Крылов был известным человеком, уважаемым. Хочется увековечить его память)

    8 слайд

    Учащиеся старших классов уже имеют какой – то небольшой , но жизненный опыт. Какие –то ситуации они уже могут примерить на себе. Я прошу их вспомнить свои чувства, действия в той или иной ситуации. Вспомнив свой опыт, ученик уже другими глазами смотрит  на действия человека, жизнь которого должна быть изучена. Так начинаем урок по творчеству А.И.Солженицына.  

    Вспомните, случалось ли в вашей жизни такое, чтобы вас предавали самые близкие и любимые люди? Если да, то запишите свои ощущения?

    -обида, чувство покинутости

    ?Как вам кажется, как должен вести себя человек, которого предал любимый человек и которого выгоняют из родной страны? Ваши чувства, действия.

    -в зависимости от характера человека. Кто – то попытается искать справедливости. Кто-то смирится.

    9 слайд

    Любой учитель имеет определенные пристрастия, у него есть любимые произведения, авторы. И если предстоит изучение творчества моего любимого писателя я об этом говорю с удовольствием, вспоминаю истории , связанные с этим  писателем. Доверие к учителю вызывает интерес к писателю, таким образом первый шаг навстречу писателю уже сделан. К сожалению, редко , но иногда и ученики выступают с рассказами о своих любимых писателях.

    10слайд

    И наконец, на изучение жизни писателя настраивает выставка  книг, фотографий и т. д. К уроку о творчестве Высоцкого приносим гитару, журналы, фотоальбомы. Уже на перемене звучат песни. Входя в класс, ученик окунается в особую атмосферу творчества. К началу урока ученик уже готов к восприятию материала.

    11 слайд

    Вот несколько возможных вариантов вступления к уроку изучения биографии на уроках литературы. Думаю, что и на других  уроках  возможно использовать эти приемы.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательного интереса на уроках ОБЖ

    Описание моей работы по развитию познавательного интереса школьников на уроках ОБЖ. Применение различных форм и методов на уроке....

    Статья "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

    Данная статья  знакомит с методами и приемами работы на уроках  для развития познавательного интереса к русскому языку и литературе....

    "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

    В статье представленны формы и методы работы, способствующие развитию познавательного интереса на уроках русского языка....

    Статья на тему :"Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

    Развитие позновательного интереса на уроках русского языка и литературы....

    опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

    Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...

    опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

    Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...

    Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы на тему «Приемы развития познавательного интереса на уроках литературы».

    Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы «Приемы развития познавательного интереса   на уроках литературы»....