Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы на тему «Приемы развития познавательного интереса на уроках литературы».
материал по литературе (9 класс)

 

Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы «Приемы развития познавательного интереса   на уроках литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня, когда так резко меняется отношение к русскому языку, литературе, нам, учителям, нужно сделать все, чтобы ученики любили язык, читали и анализировали художественные произведения, чтобы это находило отклики в их душах.

Результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются неумение работать с анализом, размещенным в критических источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность при работе с литературными произведениями. В результате у ребят не вырабатывается целостный взгляд на мир, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке.

Литература как учебный предмет предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Познавательный интерес является одним из главных мотивов учебной деятельности, возникающий в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Все необычное, неожиданное вызывает у школьников богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету познания, помогает им усвоить учебный материал.

Для меня важнейшим приемом активизации урока литературы является разнообразие жанров уроков: урок-новелла, урок-диспут, урок-композиция и т.д. Очень повышает интерес детей к уроку использование на занятиях викторин; нравятся им различные литературные игры, например, «Угадай, кто?», литературные вечера и другое.

Один из видов работ мной используется чаще, другой реже. Это зависит, прежде всего, от интересов ребят.

С особым оживлением учащиеся готовились к урокам, которые мы проводили в форме КОМПОЗИЦИИ. Конечно, такие уроки требовали большой подготовки, но они несли в себе огромный эмоциональный настрой. Наиболее удачным получился урок, прошедший буквально неделю назад, посвященный лирике С. Есенина. Работы хватало всем: одни из ребят отбирали биографический материал, другие перечитывали воспоминания современников, готовили связный текст для монтажа, третьим я поручила заняться поэзией и выбрать из стихотворений нужные строки по теме. Все это соединилось в одно смысловое и художественное единство. Из беседы с ребятами я узнала, что многие из них неравнодушны к такому музыкальному инструменту, как гитара. Всем известно, что стихи С. Есенина прекрасно ложатся на музыку. Поэтому я решила совместить интересы ребят и тему урока. Еще со студенческой скамьи я играю на гитаре, это позволило мне исполнить несколько песен на стихи Есенина под гитару, что очень понравилось девятиклассникам. Многие спрашивали аккорды песен на стихи поэта, то есть заинтересованность была налицо.

Для разнообразия я провожу в некоторых классах УРОКИ-ДИСПУТЫ с целью вызвать ребят на откровенность и дать возможность им доказать свою мысль, свою точку зрения, какой бы она ни была. Таки уроки получаются интересными. "Как сложилась бы жизнь Андрея Соколова, если бы он не встретил Ванюшу?", "Каким предстал бы перед нами Чичиков, если бы Н.В. Гоголь не сжег 2 том «Мертвых душ»?"- вот примеры вопросов, над какими я прошу ребят поработать во время диспута. И учащиеся позволяют себе свободный полет мысли и чувства. Здесь раскрывается их фантазия, творчество, они учатся правильно и красиво говорить, логически рассуждать, обоснованно доказывать свою мысль.

Активизирует познавательную деятельность учащихся в процессе обучения на уроках и ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА. В основном я проводила такие викторины после изучения творчества писателя для обобщения и повторения материала, для углубления знаний учащихся по биографии и произведениям автора.

В 9 классе запомнилась ребятам викторина по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». На партах лежали листы с характеристиками персонажей произведения, и ребятам нужно было отгадать, чей же это портрет. Они с удовольствием это делали, приводя доказательства.

Подобные уроки я проводила и в 5 классе. Они очень оживляют работу. Можно угадывать не только персонажей произведений, но и авторов.

С помощью такого вида работы я еще и проверяю знания учеников.

На развитие познавательного интереса влияет применение межпредметных связей на уроках литературы. Большую роль играет привлечение материала таких предметов, как история, география, биология, живопись и музыка. Например, при чтении произведений следует пояснить историческую обстановку того времени. При описании пейзажа отдельного произведения приходится приводить примеры из биологии и географии. Большой настрой, эмоциональный подъем придает уроку использование музыкальных произведений, которые помогают лучше понять поэта или писателя, войти в его мир. 

Без музыкальных средств вообще неинтересен урок литературы, и в особенности поэзии. Это дает эмоциональный и лирический настрой на протяжении всего урока. Например, при изучении поэзии М. Цветаевой я использовала произведения современных авторов на ее стихи, мы даже смотрели видеоклипы И. Аллегровой, Земфиры, группы «Рондо», что позволило ребятам оценить ее творчество с другой стороны.

Неотъемлемой частью такого урока является также и живопись. Ведь многообразие окружающего нас мира во всех его красках можно передать с помощью слова, кисти, через волшебные звуки. Такие приемы (использование на уроках ЖИВОПИСИ, МУЗЫКИ) часто используются мною, когда мы знакомимся с автором, когда изучаем его творчество, работаем над языком произведения. Картины живописи помогают ребятам представить себе то, о чем пишет мастер слова, а музыкальные произведения настраивают их на то, чтобы услышать красоту слова и гармонию, которые возникают в произведении автора слова при подборе нужных слов, оборотов, предложений.

При подготовке к урокам я уделяю большое внимание обработке материала к уроку, приданию ему цельности и завершенности, продумываю тщательно методы и приемы работы со школьниками. В процессе работы над литературными произведениями я стремлюсь построить и провести урок так, чтобы открылись возможности каждого ученика, чтобы высветилось все заветное и сокровенное в ребенке, заставило его оглянуться на самого себя и задуматься.

Искусство учителя состоит в том, чтоб исподволь направлять разбуженный интерес ребят к поэтическим и прозаическим произведениям художников слова, стимулировать их чтение-размышление.

Таким образом, литература предоставляет большие возможности для развития творческого воображения. Разбудив у школьников стремление к творчеству, создав условия для его проявления, можно увидеть, насколько интереснее им будет учиться, как повыситься их общеобразовательный уровень.

МОУ «Серебряно-Прудская СОШ маршала В.И. Чуйкова»

Сообщение

на РМО учителей русского языка и литературы на тему

«Приемы развития познавательного интереса                  на уроках литературы».

                                                                      Емельянова О.Б.

Серебряные Пруды, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Ф.И.О. Смирнова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, город Санкт-Петербург  Использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития по...