Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.
статья на тему

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уроке литературы мы даем возможность детям спросить себя: Кто я? На что способен? И ответить на вопрос: как поступить в той или иной ситуации, т.е. «от феномена литературы мы идем к феномену жизни». Находить ответы на вопросы в литературе- этому надо учить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_duhovno.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.

Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

        МБОУ СОШ № 5 п.Ленинский Алданского района РС( Якутия)

Учитель русского  языка и литературы  

Масошина Людмила Валентиновна

учитель высшей категории,

 отличник образования РС(Я)

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уроке литературы мы даем возможность детям спросить себя: Кто я? На что способен? И ответить на вопрос: как поступить в той или иной ситуации, т.е. «от феномена литературы мы идем к феномену жизни». Находить ответы на вопросы в литературе- этому надо учить.

Серьезны проблемы современных школьников- не читают, не хотят. Что делать? Начинать нам, учителям, надо с основного - с урока. Как на уроке всё пойдет, таков результат.

Главное для меня при работе с детьми на уроке литературы- постижение смысла текста, привлечение ребят к активному диалогу через отражение своего «я», воспитание внимательного, вдумчивого читателя.

В стандартах нового поколения, что касается уроков литературы, заявлено следующие:

  • Формирование духовно-нравственной личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.
  • Использование опыта изучения произведении литературы в повседневной жизни.

Основной вопрос, который стоит перед преподавателями литературы сегодня: как воодушевить уроки, чтобы они стали своеобразным руководителем по жизни?

Философское кредо учителя

  • Истина относительна;
  • Проблема не может иметь конкретного решения;
  • А если нетрадиционный взгляд на проблему, на героя? Логика стереотипов;
  • Не просто читать, а вглядываться, всматриваться, наблюдать, замечать;
  • Проблема интересует ученика сейчас, сегодня;
  • Герменевтика - вот помощь!;
  • Ищи «бессмыслицы» в тексте;

Формы работы, приемы

  • Диалог, диспут (из телепередачи 22.02. «Русский устный» по НТВ, обсуждение проблемы неговорения. Только диалог- выход из сложившейся ситуации);
  • Работа в парах, группах;
  • Урок- исследование;
  • Опережающие домашние задания;
  • Защита «мысли» (реферат);
  • Цитирование, чтение наизусть;
  • Устное словесное рисование;
  • Ведение урока учеником;
  • Уроки- практикумы (по написанию сочинений);
  • Составление сюжетного чертежа произведения, героя;
  • Составление суперобложки;
  • Составление схем, моделей, кластеров, фреймов для выражения первосмысла образа, эпизода, произведения;
  • Стоп-кадр
  • Чтение фрагментами.

Путь к анализу через архетип

Архетип- древний образец, первичная формула представления человека о мире и о себе.

Эти архетипические образы всегда существуют в человеческом сознании, они в основе религиозных представлений, мифологии, искусства. Это вечные образы и мотивы, к которым всегда обращается настоящее искусство:

  • Образ Матери (Богоматери, Земли);
  • Образ Отца;
  • Образ Дома;
  • Образ мрака и света;
  • Образ мудрого старца;
  • Образ тени-двойника;
  • Образ заколдованного сна-смерти.

Технология критического мышления

Известно, что разработана она в США преподавателями университета Северной Айовы Гобартом и Вильямом Смитом. В России начала внедряться с 1997 года.  Решает задачи:

  • Образовательной мотивации;
  • Формирования коммуникативных навыков и ответственности за знания, т.е. социальной компетенции;

Критическое мышление- сложный мыслительный процесс. Он начинается с получения информации и заканчивается принятием решения. Идет процесс интеграции идей и творческого их осмысления. Итог- представление собственного решения.

В основе технологии критического мышления- модель трех стадий, этапов: Вызов- Реализация- Рефлексия.

На этапе Вызов происходит актуализация имеющихся знаний, здесь создается мотивация к изучению вопроса, проблемы.

На втором этапе- Реализация- идет получение и осмысление новой информации.

На третьем этапе рождается новое знание на основе собственных мыслей и систематизации информации.

Из опыта работы

Как мотивировать учеников сразу (на этапе Вызова), заинтересовать, заинтриговать, повысить познавательную активность?

С темы урока (по методике В. Вахромеева – имени урока). На этапе Рефлексии это делают ученики.

Необычные обычные уроки:

  • «Быть или казаться» (урок-размышление по творчеству В. Маяковского) в свете философской концепции С. Френе;
  • «Русский национальный характер, какой он?». Урок- исследование по повести Н. Лескова «Очарованный странник»;
  • «Учитель- ученик. Друзья, попутчики или…». Урок по рассказу Ю.Яковлева«Сережа»;
  • «Диванная жизнь». (Гончаров «Обломов»);
  • «Легко ли убить человека?». Интегрированный урок по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание»;
  • «Понять и простить Сальери?». Урок-размышление по поэме Пушкина «Моцарт и Сальери».
  • «Как стать гением?». Урок-мастерская по творчеству Ломоносова;
  • «Опуститься на колени». Урок по поэме Н.Некрасова «Русские женщины»;
  • «Что было и чего никогда не было». «Мастер и Маргарита» Булгаков;
  • «Лживая фамилия и правдивый псевдоним» (по роману Булгакова «Мастер и Маргарита»);
  • «Награда- мертвые цветы» (по рассказу М.Чванова «Четверо наедине с горами»);
  • «Путь к одиночеству» (по рассказу М.Чванова «Четверо наедине с горами»);
  • «А при чем здесь собака?» (по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»);
  • «Ай-ай! Какая же я сволочь!» (по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»);
  • «Ну вырезают же как-то ее!» (по рассказу Т. Толстой «Чистый лист»).

Необычное начало урока. Интрига для введения первосмысла урока.

Необычное начало урока интригует, активизирует мысль, будит мысль.

  • «Я люблю смотреть, как умирают дети» (Какой человек мог так сказать? Первый урок в 11 классе по творчеству В. Маяковского);
  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Самолюбование? Признание значимости себя или другое? (В.М. Букатов дает подробный анализ ст-я в книге «Тайнопись бессмыслиц в поэзии Пушкина»);
  •  «Кружевной жасминный вечер мы накинули на плечи…» (метафора из песни А. Днепрова). А сколько их у Есенина? Какие они? Найдите. Урок- практикум;
  • Вы когда-нибудь видели «фиолетовые руки на эмалевой стене»? Изобразите. Какие ассоциации у вас возникают? (Урок по творчеству Брюсова);
  • А вы знаете, что…
  • А вы верите в то, что человек…
  • Прихожу на урок. В руках (или на руках) перчатки и белая роза. Читаю строчки: «Превратила все в шутку сначала, поняла, приняла укорять, головою красивой качала…» или «Она пришла с мороза, наполнила комнату ароматом воздуха и духов и не относящейся к делу болтовней…». Это мои любимые стихи,- говорю я. Пишем на доске крупно-крупно «Александр Блок»;
  • Приношу на урок икону 18 века с изуродованным лицом мадонны и младенца. Это реликвия моей семьи. Почему она такая?

Детали

Работа с деталью формирует целостное представление о тексте, умение заглянуть в его глубину. В детали, как в капле воды, отражаются ценностно-смысловые, лингвистические, художественные особенности текста и авторской позиции.

«Пиковая дама» А. Пушкин.

  • Чепец с огненными лентами, украшен розами;
  • Румянец покрыл ее щеки (Лиза)
  • Быстрый румянец покрывал его бледные щеки (Герман). Цвет жизни, любви- и смерть, обман, разрушение.

«Судьба Человека» М. Шолохов

  • Кожаное пальто (мысль о прошлом, неуловимом, о том, что Соколову рано или поздно надо будет рассказать Ванюше правду);

«Война и мир» Л. Толстой

  • Очки Пьера Безрукова- его визитная карточка, символ нравственной близорукости героя, его слабости перед жизнью. Очки- знак замутненности естественного взгляда на жизнь.

«Чистый лист» Т. Толстая

  • Рваный плед (в начале рассказа 3 раза)
  • Пивной погребок, где проводит время герой
  • Глаза- дырки (у врача)
  • Больной зуб Инатьева.

«Четверо наедине с горами» М. Чванов

  • Замерзшие цветы в руках Второго

В 1926 году Гершензон М.О. писал: «Современный читатель не видит слов, потому что не смотрит на них, мудрая и прекрасная плоть слова ему не нужна, он на бегу, мельком, улавливает тени слов и безотчетно сливает их в некий воздушный смысл, столь же бесплотный, как слагающие его тени».

Провокация, парадоксы. Ломка стереотипов.

Важно включение учащихся в намерено парадоксальные ситуации.

«Гроза» А. Островский.

  • Катерина: «люблю мужа и свекровь» ( 1д 5 яв) в 7-ом – «я другого люблю».  Так кого же любит Катерина? И может, не зря в неискренности обвиняет ее свекровь?

«Мертвые души» Н. Гоголь

  • Чичиков: разбогатеть, стать признанным сыном и отцом, чтобы все знали, что он существовал, был, а не прошел «тенью или призраком по земле, чтоб не было стыдно перед Отечеством». (плут- мошенник- и вдруг такое?)
  • У Чичикова нет дома. Он как странник, скиталец. А у Гоголя это связано с богатством? Чичиков- богатырь? И кого везет Русь- тройка?

«Пиковая дама» А. Пушкин

«Старя графине не имела злой души, но была своенравна», «принимала у себя весь город». «Челядь ее, разжирев, делала все, что хотела, обкрадывая умирающую старуху». Так кто же страдалица?

 А «самолюбивая» Лиза «чувствовала свое положение и глядела кругом себя- с нетерпением ожидая избавителя».

 Интересно, графиня обращается к Лизе- «Лизонька», «матушка», а какие слова вообще говорит Лиза, обращаясь к графине? Тупо, однозначно, сухо, равнодушно отвечает. Молчит, терпит. Не жертвует. Ждет.

 И вот Герман «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Не играет. Ждет. В чем же сходство? А может, Лиза- тот самый Герман в юбке?

«Незнакомка» А. Блок

Истина в вине? (вино (какое) или  вина(какая))

«Евгений Онегин» А. Пушкин

Симпатию по традиции вызывает образ Татьяны у многих поколений. Читатели, вслед за повествователем любуются Татьяной, но по сути ведь она ограниченная провинциалка. Идеальная русская девушка пишет письмо на французском языке! Избитые штампы в письме. (Писарев)

В письме героини звучат нежные упреки. Получается: ели не будете ездить к нам раз в неделю, то нечего было и показываться. А дальше Татьяна еще более заговаривается: «ты говорил со мной в тиши».

Схемы, символы, фреймы

Обращаясь к символу, схеме мы говорим о символической основе текста.

  • Цветовые символы: бурый с бордовыми пятнами цвет- Пьер Безухов, сочный, ядовито-розовый- Наташа («Война и мир»), ярко-красный – Радда из «Макара Чудры» М. Горького.
  • Символы-геометрические фигуры: Пьер Безухов сначала квадратный, затем круглый. («Война и мир»)
  • Круг (колесо) в самом начале поэмы «Мертвые души» Гоголя. («Вий») Сможет ли герой переступить этот круг, разрушить его или воскреснет для чего-то нового?
  • Лужин из «Преступления и наказания» Достоевского- квадрат?
  • Григорий Мелехов из «Тихого Дона»- перевернутый конус? (11 кл., Новикова)
  • Очки Пьера Безухова превращаются в лупу (подрисовываем ручку). Почему?
  • «Загашенный факел»- Печорин из «Героя нашего времени»
  • Краски писателя:  у Горького черный и белый, у Блока- лиловый, у Маяковского- красный и голубой, А.Платонов- серый, черный, бурый
  • «Тело над пропастью натяну  канатом» (Маяковский). Рисуем канат.

Быть во всеоружии

Новое время. Другие дети. И мыслят, наверное, по-другому. Поэтому надо быть во всеоружии.

  • Читать, знать, что читают дети (Д.Грин «Виноваты звезды»)
  • Перечитывать классику и современную литературу, чтобы быть готовыми к диалогу, к принятию самых парадоксальных идей.
  • Надо ходить с детьми в кино и обязательно обсуждать увиденное. («Притяжение», фильм Ф.Бондарчука)
  • Вчитываться, вдумываться в текст, читая его вслух вместе с детьми.
  • И может, не стоит иногда искать в произведении того, чего там нет, а просто наслаждаться поэзией стиха, думая о Вечном («Песнь о собаке» Есенин. Смотрите анализ В.В. Вахромеева в книге «От диалога к полилогу»).

Стилизация

Эссе о мудрых учителях…

Вы- мудрые и талантливые… Ваше привычное к слову перо способно создать музыку ассонансов и рифм.

Вам, самоотверженным бессребреникам, предстоит славный подвиг: поэтически нравственным словом спасти бесконечную Вселенную от лжи, жестокости, зависти и обмана.

Вы, владеющие акварелью истинной поэзии, несущие искру сострадания в сердце человека, рождающие вопросительные знаки истории людских душ, поистине счастливые люди.

(по Евгению Замятину  «Мы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический показ опыта работы учителя географии и истории Справниковой Галины Гавриловны"Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в пространстве урока"

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными,поэтому у молодых людей искажены представления о доброте,милосердии,великодушии,нравстенности.Школа призвана создавать гражданина и вос...

"Применение современных образовательных технологий." Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.

Описание опыта работы по теме "Применение современных образовательных технологий"...

Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы в старших классах

Вопросы духовно-нравственного воспитания всегда были ключевыми на уроках литературы. Сегодня мы вновь говорим о том, что общество лишь тогда способно ставить и решать важные национальные задачи, когда...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...