ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
статья

Ф.И.О.

Смирнова Татьяна Андреевна,

учитель начальных классов,

 город Санкт-Петербург

 

 

Использование дидактической игры на уроках

русского языка в начальной школе как средство развития познавательного ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ                 2 класса

Аннотация: статья посвящена использованию дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе, которая является средством развития познавательного интереса учащихся 2 класса. Рассмотрено понятие познавательного интереса, обоснована актуальность его формирования и развития у младших школьников, приведены примеры использования дидактических игр для развития познавательного интереса младших школьников. Обозначено противоречие между необходимостью развивать познавательный интерес учащихся начальной школы с одной стороны и недостаточным использованием дидактической игры на уроках русского языка, с другой стороны.

 Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, игра, дидактическая игра, игровая среда, игровые цели, игровая процедура.

          Актуальность развития познавательного интереса младших школьников подтверждается и государственными документами. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте 3 поколения среди личностных результатов освоения программы начального общего образования определена и «ценность научного познания: … познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании».

Развитие познавательного интереса особенно актуально в младшем школьном возрасте, который характеризуется специфическими возрастными особенностями: неустойчивым вниманием, преобладанием наглядно-образного мышления, повышенной двигательной активностью, что во многом осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать внимание учащихся, развивать их интерес к учебной деятельности, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности на уроке.

Проблемами развития познавательного интереса занимались такие ученые, как А.К. Маркова, П.А. Матис, А.Б. Орлов, Г.И Щукина и другие.

Зарубежные и отечественные педагоги понимают, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.

Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

Проблема повышения интереса к русскому языку существует. Дело в том, что данный предмет не является популярным среди современных младших школьников, особого интереса ребята к нему не проявляют, среди любимых предметов практически нет русского языка. Материал по этому предмету сложен для понимания младшими школьниками, а поэтому и не вызывает у них должного интереса.

Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, причем большое предпочтение отдавали именно развивающей игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.

Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

Итак, наиболее эффективным средством развития познавательного интереса учащихся начальных классов и, способствующим повышению его уровня, являются дидактические игры и игровые упражнения.

В качестве примеров использования дидактических игр для развития познавательного интереса младших школьников можно привести следующие:

1.Игры фонетические.

«Передай скороговорку»

Цель – отработать чёткость произношения звуков. 

Несколько команд по 5-8 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

Скороговорки.

1.  На дворе трава, на траве дрова.

2.  Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

3.  Водовоз вез воду из-под водопровода.

2.Игры графические.

«Допиши слово»

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, развивать словотворчество.

Напишите буквы, из которых состоит слово «дом», одну под другой.

Возле каждой буквы допишите слово:

 Дорога

Окно

 Мыло

3. Игры грамматические.

«Знаете ли вы русский язык?»

Цель – учить употреблять формы единственного и множественного числа имен существительных.

 Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.

Кот-коты                      дуга-дуги                               ведро-ведра

Плот-плоты                 рука-руки                               бедро-бедра

Крот-кроты                  мука-...                                   перо-перья

Грот- гроты                 беда-беды                               метро -...

Цветок-цветы              день-дни                                теленок-телята

Человек-люди             пень-пни                                цыпленок-цыплята

Судно-суда                  лень-...                                   козленок-козлята

Морковь-...                  еда-...                                      бочонок-бочонки

Игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.

 

 

 

Библиографический список

1. https://studwood.net/1336224/pedagogika/vzglyady_o...

2. http://www.134nn.ru/images/2021-2022/programmiNOO/1rusjaz1.pdf

3. Кожевникова Н.М. Дидактические игры на уроках русского языка –URL http // https://urok.1sept.ru/articles/677408 (дата обращения 21.02.21).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_didakticheskoy_igry_na_urokah.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.

Смирнова Татьяна Андреевна,

учитель начальных классов,

 город Санкт-Петербург

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ                 2 КЛАССА

Аннотация: статья посвящена использованию дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе, которая является средством развития познавательного интереса учащихся 2 класса. Рассмотрено понятие познавательного интереса, обоснована актуальность его формирования и развития у младших школьников, приведены примеры использования дидактических игр для развития познавательного интереса младших школьников. Обозначено противоречие между необходимостью развивать познавательный интерес учащихся начальной школы с одной стороны и недостаточным использованием дидактической игры на уроках русского языка, с другой стороны.

 Ключевые слова: интерес, познавательный интерес, игра, дидактическая игра, игровая среда, игровые цели, игровая процедура.

          Актуальность развития познавательного интереса младших школьников подтверждается и государственными документами. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте 3 поколения среди личностных результатов освоения программы начального общего образования определена и «ценность научного познания: … познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании».

Развитие познавательного интереса особенно актуально в младшем школьном возрасте, который характеризуется специфическими возрастными особенностями: неустойчивым вниманием, преобладанием наглядно-образного мышления, повышенной двигательной активностью, что во многом осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать внимание учащихся, развивать их интерес к учебной деятельности, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности на уроке.

Проблемами развития познавательного интереса занимались такие ученые, как А.К. Маркова, П.А. Матис, А.Б. Орлов, Г.И Щукина и другие.

Зарубежные и отечественные педагоги понимают, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.

Применение дидактических игр способствует не только повышению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, повышает прочность полученных знаний.

Проблема повышения интереса к русскому языку существует. Дело в том, что данный предмет не является популярным среди современных младших школьников, особого интереса ребята к нему не проявляют, среди любимых предметов практически нет русского языка. Материал по этому предмету сложен для понимания младшими школьниками, а поэтому и не вызывает у них должного интереса.

Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, причем большое предпочтение отдавали именно развивающей игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.

Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

Итак, наиболее эффективным средством развития познавательного интереса учащихся начальных классов и, способствующим повышению его уровня, являются дидактические игры и игровые упражнения.

В качестве примеров использования дидактических игр для развития познавательного интереса младших школьников можно привести следующие:

1.Игры фонетические.

«Передай скороговорку»

Цель – отработать чёткость произношения звуков.  

Несколько команд по 5-8 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

Скороговорки.

1.  На дворе трава, на траве дрова.

2.  Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

3.  Водовоз вез воду из-под водопровода.

2.Игры графические.

«Допиши слово»

Цель – учить делать звукобуквенный анализ слова, развивать словотворчество.

Напишите буквы, из которых состоит слово «дом», одну под другой.

Возле каждой буквы допишите слово:

 Дорога

Окно

 Мыло

3. Игры грамматические.

«Знаете ли вы русский язык?»

Цель – учить употреблять формы единственного и множественного числа имен существительных.

 Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.

Кот-коты                      дуга-дуги                               ведро-ведра

Плот-плоты                 рука-руки                               бедро-бедра

Крот-кроты                  мука-...                                   перо-перья

Грот- гроты                 беда-беды                               метро -...

Цветок-цветы              день-дни                                теленок-телята

Человек-люди             пень-пни                                цыпленок-цыплята

Судно-суда                  лень-...                                   козленок-козлята

Морковь-...                  еда-...                                      бочонок-бочонки

Игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.

Библиографический список

1. https://studwood.net/1336224/pedagogika/vzglyady_otechestvennyh_

2. http://www.134nn.ru/images/2021-2022/programmiNOO/1rusjaz1.pdf

3. Кожевникова Н.М. Дидактические игры на уроках русского языка –URL http // https://urok.1sept.ru/articles/677408 (дата обращения 21.02.21).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

В статье обосновывается необходимость использования игровых моментов на уроке;               а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видо...

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА на тему: "ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ"

Цель – выявление эффективности использования игровых технологий на уроках географии. Задачи: - раскрыть понятие и дать характеристику игровых технологий; - разработать и апробировать систему уроко...

Презентация "Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся при обучении физике"

Использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках физики для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики. Актуальность вопроса в рамках системно-деятельностному подхода...

Неделя математики в школе, как средство развития познавательного интереса учащихся. Сценарий открытия недели математики.

Цель:Стимулирование познавательного интереса к учебной дисциплине «математика»...

Доклад «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».

laquo;Методический семинар»«Игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии».Игра – это искра, зажигающая огонек пытливостии любознательности&r...