Главные вкладки

    Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
    опыты и эксперименты на тему

    Думшева Надежда Валентиновна

    Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.

    Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное представление инновационного педагогического опыта

    учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей№31»

    городского округа Саранск Республики Мордовия

    Думшевой Надежды Валентиновны


    Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся

    В Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию от 01.03.2018г. было отмечено, что сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», который внес серьезные изменения в структуру образования. Премьер-министр РФ Д.А.Медведев в своем видеоблоге заявил: «Новый закон не только отражает те изменения, которые произошли в сфере образования за последние годы, но и задает новые цели и стандарты».  

    Образование сейчас немыслимо без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем информационном обществе, является целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Сегодня современный учитель в современной школе - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.

    Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

    Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.

     Тема инновационного педагогического опыта: 

    Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся.

    1. Актуальность и перспективность опыта

    Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

    В наше непростое время высоких скоростей и новейших технологий найти себя бывает непросто. Сегодня востребованы люди творчески активные, мобильные, способные самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач.

    Следует отметить, что сегодня меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение электронных образовательных ресурсов объясняется  необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

    Вопросы активизации познавательной активности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современных тенденций образования и практической деятельности. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной активности учащихся

        Применение электронных образовательных ресурсов на уроках - эффективный способ активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники и электронных учебников  делает урок насыщенным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.

    Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы  научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть востребованными и успешными.

    2. Концептуальность

    Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов обучения с использованием электронных образовательных ресурсов.

    Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к русскому языку и литературе, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. И этими средствами являются электронные образовательные ресурсы.

    Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет- это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся, в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, который становится таковым в результате применения ЭОР.

    Поэтому приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс элементов компьютерной   технологии. Почему меня привлекает именно этот метод?

    Во-первых, применение электронных образовательных ресурсов на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

    Во-вторых, использование электронных образовательных ресурсов позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

    В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

    В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

    В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

    А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. 

    Новизна опыта:

     В разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;

    • в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
    • в создании и использовании презентаций PowerPoint и материалов Интернет.

    -         в использовании электронных учебников

    В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: 

    принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала,  индивидуализации в условиях коллективной работы.

    Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог  создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

    Также к числу основных принципов и приемов моего опыта относятся стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.

    В своей практике использую различные приёмы развития познавательной деятельности. Основными средствами активизации познавательной активности учащихся, являются:

    использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

    создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

    использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

    поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать решение других учеников.

    Основные направления использования  компьютерных технологий на моих уроках следующие:

    • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
    • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
    • Тренажёр (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)
    •  Контроль за умениями, навыками учащихся
    • Самостоятельная исследовательская, творческая работа учащихся

    В основном все эти направления основаны на использовании программы MS PowerPoint. С большим желанием учащиеся готовят презентации и сообщения к урокам, становясь таким образом вместе с учителем полноправными участниками образовательного процесса.

    Таким образом, внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес учащихся к предмету, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов.

    3. Теоретическая база опыта

    Теоретической базой опыта явились  следующие труды:

    1. А.В.Осин «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» М.: Агентство «Издательский сервис», 2015.

    2. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2010.

    3.А.В.Осин «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах» М.: Агентство «Социальный проект», 2016.

    4.Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» М.: Азимут-Центр, 2017.

    5. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина,  С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2010.

    6.С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок» (практическое пособие). Воронеж, 2017.

    7. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2010.

    4. Ведущая педагогическая идея

    Использование электронных образовательных ресурсов как средства построения индивидуальной учебной траектории с целью воспитания креативной, интеллектуальной, духовно богатой личности.

              Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением», утверждал А. Дистерверг.

    Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала  бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; учитываю индивидуальные особенности личности школьника; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения с использованием электронных образовательных ресурсов; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.

    5. Оптимальность и эффективность средств

    Оптимальность и эффективность средств просматривается в следующем:

     - активизируется познавательная деятельность учащихся  в результате использования ЭОР на  уроках русского языка и литературы

    - выстраивается индивидуальная образовательная траектория для ученика,

     - оптимизируется  исследовательская деятельность как в классе, так и дома;

      - создаются условия для самостоятельного выбора учащимся уровня сложности заданий,

      - организуется широкий доступ ученика к информационным источникам (энциклопедиям; словарям; орфографическому справочнику для поиска способа проверки той или иной орфограммы; школьному справочнику лингвистических терминов и пр.);

     - учащийся получает возможность вступить в виртуальный диалог с персонажами учебника.

    Все это усиливает учебную мотивацию, обеспечивает компетентностный подход к обучению, делает процесс обучения более эффективным.

    В процессе работы я заметила: чем чаще используешь ЭОР в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон их применения. В своей педагогической практике я широко применяю следующие виды : электронные учебники («Репетитор по русскому языку», «Репетитор по литературе», электронные приложения к учебникам), цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, фрагменты из фильмов по программным произведениям.

    В результате использования вышеописанных приемов в изучении русского языка и литературы удается:

    - раскрыть всесторонние способности учащихся;

    - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

    - научить учащихся быть более уверенными в себе;

    - научить использовать полученные знания в различных ситуациях;

    - повысить качество знаний учащихся,

    - сформировать навыки, позволяющие продолжить дальнейшее обучение,

    От того, насколько продумана учителем организация учебного процесса, во многом зависит успех преподавания, глубина и прочность полученных учащимися знаний, умение на практике в устной и письменной речи применять их.

    Следовательно, эффективность обучения русскому языку и литературе   во многом определяется тем, насколько совершенны и целесообразны организационные формы, используемые педагогом. Успешное обучение состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в различных ситуациях. Учащиеся на уроках русского языка и литературы  должны учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать выводы. Чтобы это состоялось, необходимо преодолеть препятствие, которым становится сам урок в его сложившихся дидактических формах. Как же быть?  

    Использование электронных образовательных ресурсов- верный шаг в решении этого вопроса, оптимальный способ активизации познавательной деятельности учащихся.

    6. Результативность опыта

      В результате использования электронных образовательных ресурсов удалось:

    - активизировать учебный процесс;

    - сформировать устойчивые познавательные интересы;

    -выработать умения и навыки ориентирования в информационном пространстве;

    - повысить нравственный и интеллектуальный уровень учащихся;

    -уметь применять полученные умения и навыки в практической деятельности.

    Данный педагогический опыт ориентирован  в моей деятельности на конкретный  результат.

    1. Выпускники 11А кл. успешно сдали ЕГЭ по русскому языку(2017-2018уч.год). Результаты: средний балл по классу(71,5 баллов).

    2.Учашиеся 9Бкл. показали оптимальные результаты при сдаче ОГЭ по русскому языку. Результаты:9Б кл.(2017-2018уч.год)-87%качества, средний балл по классу- 4,3.

    Также конкретный результат моей деятельности проявляется в успешном участии моих учеников во Всероссийской предметной олимпиаде различного уровня, так как использование ЭОР позволяет эффективно и целенаправленно проводить подготовку учащихся к олимпиадам.

    Ф.И. учащегося

    Учебный год

    Результат

    Русский язык

    Крыжимская Кира

    2015-2016

    Призер

    Крыжимская Кира

    2016-2017

    Участник

    Крыжимская Кира

    2017-2018

    Призер

    Данишкина Ангелина

    2017-2018

    Призер

    Литература

    Торопов Олег

    2015-2016

    Участник

    Крыжимская Кира

    2015-2016

    Участник

    Волкова Екатерина

    2016-2017

    Призер

    Костенецкая Ксения

    2016-2017

    Призер

    Крыжимская Кира

    2017-2018

    Участник

    Торопов Олег

    2017-2018

    Участник

    Волкова Екатерина

    2017-2018

    Призер

    Камбаров Руслан

    2017-2018

    Участник

    Реализация данного опыта позволяет иметь моим учащимся позитивные результаты во внеурочной деятельности.

    Год

    ФИ ученика

    Класс

    Наименование мероприятия

    Уровень

    Результат

    2013-2014

    Торопов Олег

    Городской конкурс авторского стихотворения «Душой рожденные стихи»

    Муниципальный

    Грамота

    III место

    2014-2015

    Бикмаева Элина

    Международная Олимпиада по русскому языку. Высшая лига

    Международный

    Диплом

    I степени

    2014-2015

    Цынайкин Кирилл

    Международная Олимпиада по русскому языку. Высшая лига

    Международный

    Диплом

    II степени

    2014-2015

    Данишкина Ангелина

    Международная Олимпиада по русскому языку. Высшая лига

    Международный

    Диплом

    I степени

    2014-2015

    Торопов Олег

    Международная Олимпиада по русскому языку. Высшая лига

    Международный

    Диплом

    I степени

    2014-2015

    Яськина Оксана

    Международная Олимпиада по русскому языку. Высшая лига

    Международный

    Диплом

    IIIстепени

    2014-2015

    Филимонов Егор

    Конкурсное сочинение «Сделай выбор!» (в рамках республикан-

    ской акции «Без наркотиков!».

    Республиканский

    Участник

    2014-2015

    Найматулина Алина

    Конкурсное сочинение «Сделай выбор!» (в рамках республикан-

    ской акции «Без наркотиков!».

    Республиканский

    Участник

    2014-2015

    Душкин Максим

    Конкурсное сочинение «Сделай выбор!» (в рамках республикан-

    ской акции «Без наркотиков!».

    Республиканский

    Участник

    2017-2018

    Волкова Екатерина

    Международ-

    ный конкурс по русскому языку «Живая грамматика».

    Международный

    Диплом

    Победи-

    тель (II место)

    2017-2018

    Помелова Дарья

    Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку

    Российский

    Диплом

    III степени

    2017-2018

    Белов Кирилл

    Всероссийская олимпиада «Время знаний» по русскому языку

    Российский

    Диплом

    Победи-

    тель

    (II место)

    2018-2019

    Цынайкин Кирилл

    10Б

    Всероссийская олимпиада «Время знаний» по русскому языку

    Российский

    Диплом

    Победи-

    тель

    (II место)

    2018-2019

    Данишкина Ангелина

    10Б

    Всероссийский конкурс «Вопросита»

    Российский

    Диплом

    Победитель

    (I место)

    2018-2019

    Торопов Олег

    10Б

    Всероссийская олимпиада «Русская литература»

    Российский

    Диплом

    Победитель

    (I место)

    2018-2019

    Данишкина Ангелина

    10Б

    Всероссийская викторина «Великий русский язык»

    Российский

    Диплом

    Победитель

    (I место)

    2018-2019

    Волкова

    Екатерина

    Международная Интернет- олимпиада

    Международный

    Диплом

    Победитель

    (I место)

    7. Возможность тиражирования

    1. Научно-практические семинары, семинары-практикумы, мастер- классы предметных кафедр, педагогические советы.

    2. Научно-практические конференции.

    3.Размещение научно-методических материалов на сайте http://lic31sar.schoolrm.ru/.

    4. Размещение научно-методических материалов на сайтах по адресу https://nsportal.ru/dumsheva-nadezhda-valentinovna, http://www.zavuch.ru/.

    5. Мастер – классы для  студентов-практикантов филологических факультетов  МГУ имени Н.П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева           

    8. Приложения

    1.Урок-исследование по повести-феерии А.Грина «Алые паруса» «Любить, мечтать и верить».6Акласс. Презентация к уроку. Приложение: фрагмент фильма «Алые паруса».

    2.Урок развития речи «Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков-Святой Земли Мордовской». Подготовка к сочинению-рассуждению. Презентация к уроку№1.Презентация№2 «Непобедимый Ф.Ф.Ушаков».

    3.Урок-исследование «Возможно ли духовное прозрение героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее»? (Метод аналитического чтения). Презентация к уроку.

    4.Урок «Легенда о Данко»: сердце, отданное людям. Романтический характер произведения. Презентация к уроку.

    5. Урок русского языка по теме «Обособленные члены предложения». Презентация к уроку.

    6.Урок русского языка по теме «Деепричастие» на краеведческом материале с использованием ЭОР.

    7.Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами. Выступление на методическом объединении учителей- филологов.

    С этими и другими методическими материалами  из опыта работы можно познакомиться на сайтах по адресу http://lic31sar.schoolrm.ru/, https://nsportal.ru/dumsheva-nadezhda-valentinovna, http://www.zavuch.ru/.

    Я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, но и оставлял след в сердцах моих учеников, заставляя  о задуматься о вечных нравственных ценностях.

    С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на сайтах по адресу http://lic31sar.schoolrm.ru/, https://nsportal.ru/dumsheva-nadezhda-valentinovna/.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема педагогического опыта: «Работа с эпиграфом как один из эффективных способов обучения учащихся II ступени анализу художественного произведения в процессе преподавания русского языка и литературы на основе проблемного подхода».

    Уровень опыта по степени новизны состоит  в адаптации системы методов и приемов проблемного обучения к преподаванию русского языка и литературы с целью активизации познавательной деятельнос...

    «Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».

    В статье«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся»   говорится об актуальности и персп...

    Представление инновационного педагогического опыта "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

    Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллект...

    Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

    Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

    Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

    Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанн...