Главные вкладки

    Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
    статья

    Осянина Людмила Робертовна

    Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанных с развитием познавательной активности учащихся в процессе инегрированных уроков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся

    Современное общество через систему образования выдвигает и реализует новые требования к человеку и качеству образования. На сегодняшний день наука, техника, производство, политика всё больше и больше переплетаются в современном мире.            Современное общество нуждается в творческой личности - человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом задачи, находить способы их решения, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.  В настоящее время требуется проявление не только высокой активности человека, но и его умений, способностей, нестандартного поведения.

     Формирование мировоззрения, знаний об окружающем мире является целью образования, которая достигается в процессе обучения. Отсутствие целостного мировоззрения не позволяет учащимся адекватно соотносить явления и понятия, выражается в том, что их мышление приобретает мозаичный характер.  В этих условиях образование должно не только учитывать такие изменения, но и предпринимать конкретные действия в отношении изменений методики преподавания различных предметов. Для решения этих проблем необходима интеграция учебных предметов. Мозаичный характер знаний, невозможность увидеть мир целостным, в полном объёме, неумение соотносить явления и понятия и др. – проблемы, которые мы можем в некоторой степени решить с помощью интегрирования предметов.

    Приобретая знания самостоятельно, перед ребёнком открыты все пути. Но он выбирает лишь то, с чем легко справляется, в каком направлении уже сформированы цели, некоторые понятия, имеются желания работать и развиваться. Обучая детей в школе, мы помогаем им формировать эти желания, цели. Это происходит через формирование знаний, понятий, изучение нового, применение этого на практике. Интегрируя предметы, мы  выражаем единство целей, принципов и содержания процесса обучения и воспитания,  и как результат формируем у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.

    Именно интегрированные уроки являются средством мотивации учения школьников, помогают активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствуют снятию перенапряжения и утомляемости. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств. Реализация интегративного подхода способна пробудить у каждого ученика тягу к знаниям, чтобы он познал радость открытий через поиск, исследование, самостоятельное принятие решений. Интеграция изменяет подходы не только к организации образовательного процесса, но к использованию классических средств и методов формирования и развития творческих самостоятельных способностей школьников любого возраста на уроках.

    Создаётся атмосфера творческого единства, ребенок видит богатство и разнообразие мира и в то же время ощущает свою важность, значимость на уроке. Дети с удивлением понимают, что то, о чём говорилось на уроке можно не только прочитать, но и увидеть, услышать, применить, использовать в своей жизни, в быту. В процессе взаимосвязанного изучения в разных дисциплинах одно и то же понятие наполняется комплексным содержанием, при этом раскрываются разные стороны и признаки объекта, что помогает ученику осознать данные на новом уровне и суметь применить их в новых реальных условиях жизни.

    Использование междисциплинарных связей позволяет системно подойти к организации процесса обучения, мотивировать школьников к активному изучению всего комплекса предметов. Связи между школьными дисциплинами могут выступать в качестве конкретного педагогического средства, с помощью которого решаются учебно-воспитательные задачи.

    Интеграция школьных дисциплин - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.

    Интегрированный урок в школьной системе образования - это отступление от общепринятых классических законов методики обучения школьника. Именно в них проявляется новаторство и творчество учителя, имеет место и импровизация. Поэтому такие уроки требуют большой подготовительной работы, особенно при интеграции двух учебных дисциплинах с участием двух учителей. Взаимосвязь данных дисциплин в рамках урока должна быть гармоничной и понятной ученику. Задача учителя или учителей, чтобы дети успешно использовали знания одного предмета для более эффективного познания или понимания другого На таких уроках очень чётко прослеживается формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. Что вполне соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

    Введение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека. Интегрированное обучение является мощным стимулятором мыслительной деятельности ученика.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.

     Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусс...

    Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

    Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

    Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

    В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....

    Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"

    Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....

    Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

    Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...