Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
статья

Осянина Людмила Робертовна

Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанных с развитием познавательной активности учащихся в процессе инегрированных уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся

Современное общество через систему образования выдвигает и реализует новые требования к человеку и качеству образования. На сегодняшний день наука, техника, производство, политика всё больше и больше переплетаются в современном мире.            Современное общество нуждается в творческой личности - человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом задачи, находить способы их решения, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.  В настоящее время требуется проявление не только высокой активности человека, но и его умений, способностей, нестандартного поведения.

 Формирование мировоззрения, знаний об окружающем мире является целью образования, которая достигается в процессе обучения. Отсутствие целостного мировоззрения не позволяет учащимся адекватно соотносить явления и понятия, выражается в том, что их мышление приобретает мозаичный характер.  В этих условиях образование должно не только учитывать такие изменения, но и предпринимать конкретные действия в отношении изменений методики преподавания различных предметов. Для решения этих проблем необходима интеграция учебных предметов. Мозаичный характер знаний, невозможность увидеть мир целостным, в полном объёме, неумение соотносить явления и понятия и др. – проблемы, которые мы можем в некоторой степени решить с помощью интегрирования предметов.

Приобретая знания самостоятельно, перед ребёнком открыты все пути. Но он выбирает лишь то, с чем легко справляется, в каком направлении уже сформированы цели, некоторые понятия, имеются желания работать и развиваться. Обучая детей в школе, мы помогаем им формировать эти желания, цели. Это происходит через формирование знаний, понятий, изучение нового, применение этого на практике. Интегрируя предметы, мы  выражаем единство целей, принципов и содержания процесса обучения и воспитания,  и как результат формируем у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.

Именно интегрированные уроки являются средством мотивации учения школьников, помогают активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствуют снятию перенапряжения и утомляемости. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств. Реализация интегративного подхода способна пробудить у каждого ученика тягу к знаниям, чтобы он познал радость открытий через поиск, исследование, самостоятельное принятие решений. Интеграция изменяет подходы не только к организации образовательного процесса, но к использованию классических средств и методов формирования и развития творческих самостоятельных способностей школьников любого возраста на уроках.

Создаётся атмосфера творческого единства, ребенок видит богатство и разнообразие мира и в то же время ощущает свою важность, значимость на уроке. Дети с удивлением понимают, что то, о чём говорилось на уроке можно не только прочитать, но и увидеть, услышать, применить, использовать в своей жизни, в быту. В процессе взаимосвязанного изучения в разных дисциплинах одно и то же понятие наполняется комплексным содержанием, при этом раскрываются разные стороны и признаки объекта, что помогает ученику осознать данные на новом уровне и суметь применить их в новых реальных условиях жизни.

Использование междисциплинарных связей позволяет системно подойти к организации процесса обучения, мотивировать школьников к активному изучению всего комплекса предметов. Связи между школьными дисциплинами могут выступать в качестве конкретного педагогического средства, с помощью которого решаются учебно-воспитательные задачи.

Интеграция школьных дисциплин - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.

Интегрированный урок в школьной системе образования - это отступление от общепринятых классических законов методики обучения школьника. Именно в них проявляется новаторство и творчество учителя, имеет место и импровизация. Поэтому такие уроки требуют большой подготовительной работы, особенно при интеграции двух учебных дисциплинах с участием двух учителей. Взаимосвязь данных дисциплин в рамках урока должна быть гармоничной и понятной ученику. Задача учителя или учителей, чтобы дети успешно использовали знания одного предмета для более эффективного познания или понимания другого На таких уроках очень чётко прослеживается формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности. Что вполне соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Введение интегрированной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать развитию широко эрудированного человека. Интегрированное обучение является мощным стимулятором мыслительной деятельности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.

 Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусс...

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....

Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....