Представление опыта на МО гуманитарного цикла по теме «Интегрированный урок как средство развития познавательной активности на уроках русского языка и чтения»
учебно-методический материал

Гребенникова Ольга Викторовна

Представление опыта на МО гуманитарного цикла по теме  «Интегрированный урок как средство развития познавательной активности на уроках русского языка и чтения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО гуманитарного цикла Гребенниковой О.В.

по теме: «Интегрированный урок как средство развития познавательной активности на уроках русского языка и чтения»


Большинство учителей считают, что, прежде всего, необходимо преподать предмет, и на
вопрос о своей основной деятельности они отвечают: «Я учу русскому языку», «Я учу
математике», «Я учу физике», «Я учу истории» и т.д. Но правильным ответом должно
стать: «Я учу детей через математику, через физику, через историю…». Какой бы предмет
мы ни преподавали, следует всегда помнить – мы учим детей. Поэтому, самым важным в
процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление
достойной личности, обладающей хорошим характером, живущей согласно внутреннему
голосу совести.

Предмет "Литературное чтение" – один из ведущих предметов гуманитарного цикла общеобразовательной школы, который связан с целым рядом других учебных дисциплин. Один из основных факторов успешного обучения ребенка, в чем я убедилась за время работы в школе, это его искренняя увлеченность самим процессом познания. Очень трудно научить ребенка, если ему неинтересно, если он не испытывает любопытство, желание разобраться в предмете изучения. «Литературное чтение», как учебная дисциплина, может и должна внести свой вклад в решение задачи разностороннего, поликультурного развития личности. Отсюда актуальна в современной методике проблема межпредметных связей. Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

На своих уроках в 5-9 классе я активно использую разнообразные средства обучения, которые дают возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением произведений художественной литературы, музыки, живописи, окружающего мира.

Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении учащихся:

- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

- повышение мотивации, интереса к учебной деятельности учащихся;

- проявление индивидуальных творческих способностей детей;

- повышение эмоционального настроя в классе.

- расширение кругозора учащихся;

- расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;

В своей работе я использую взаимодействие литературы с русским языком изобразительным искусством, музыкой, театром, кино. Взаимосвязь литературы с этими предметами и видами искусства не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин.

Приведу примеры из своей педагогической практики:

- при изучении стихотворений А.С.Пушкина «Зимний вечер» приходит понимание смысла стихотворения и настроения литературного героя через использование литературного слова, музыку Вивальди «Зима», П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», А.Мецнера «Романс», репродукции картин П.Ф.Соколова «Портрет Пушкина», Ю.В.Иванова «Пушкин и Арина Родионовна», «Домик няни Арины Родионовны». Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, музыка.

- при изучении литературных произведений, происходит обязательное обсуждение исторической эпохи, для того чтобы учащиеся смогли представить себе быт, уклад жизни людей в тот момент времени. Просмотр картин, описывающих эпоху или историческое событие, наглядно изображает учащимся эти понятия. Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

На уроках литературного чтения я часто использую следующие приемы:

- рисунок после пройденного произведения. Прошу учащихся изобразить: «Как вы представляете себе главного героя?», или ощущения, тему произведения. Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин. Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО.

- в тексте найдите слова для практического словаря, например, по теме «Осень», «Зима», либо описывающие картину художника для устного сочинения. Очень интересно для учащихся и обратное задание – нарисовать по устному описанию свою картину. Этот вид работы может быть парным или групповым. Одна группа составляет рассказ - описание, а вторая рисует. После этого первая группа сравнивает получившиеся картины и свои ожидания от работы, опытным путем устанавливается, что стало причиной расхождений – некорректное описание или, например, различное понимание лексического значения слов. Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.

- в тексте найдите слова с орфограммами, различные части речи, словосочетания. Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Наиболее часто я осуществляю связь литературы и русского языка. У этих предметов есть немало общего. Объектом изучения обеих учебных дисциплин является словесность. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания, как литературы, так и русского языка.

Межпредметная связь литературы с русским языком направлена на закрепление и совершенствование стилистических знаний и умений школьников на материале текста художественного произведения, обучение различным жанрам устных и письменных высказываний, знакомство с художественными средствами языка и их функциями в литературных произведениях. В программе по литературе при проведении работы по развитию речи рекомендуется опираться на знания и умения, сформированные в курсе русского языка. На уроках литературы все устные и письменные работы непосредственно связаны с изучением конкретного литературного произведения или произведений, изученных ранее. Использование межпредметных связей на уроках литературы способствует развитию эстетического вкуса и приобщению к живописи, музыке и кино.

Живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, обогащает методику школьного изучения литературы. Знакомство с живописными полотнами помогает раздвинуть горизонты жизни и развить многообразные духовные потребности.

При изучении темы родной природы я использую: репродукции картин русских художников-пейзажистов: И.Э. Грабарь «Рябинка», В.К. Бялыницкий - Бируля «Задумчивые дни осени», И.И. Левитан «Весна. Большая вода», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Корабельные сосны», М. Врубель «К ночи», М. Ромадин «Последний луч».

Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения. Если учитель будет обращать внимание на развитие мышления, воображения и речи школьников средствами музыки, можно ожидать более чуткого отношения школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим эмоциональным переживаниям. Например, при изучении темы родной природы я использую музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года», Э.Григ «Утро», Н.А. Римского - Корсакова, И.А. Кюи, А.П. Бородина, СВ. Рахманинова и других. Так же в моей работе я использую фрагменты экранизации и драматизации.

Используя различные виды искусства, я тем самым включаю различные рецепторы учащихся. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке литературы позволяет пробудить у учащихся целую гамму чувств и ассоциаций. Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, помогает лучше понять художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин. Уроки, на которых демонстрируется связь литературы с другими дисциплинами развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. А самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа.

Подводя итоги, необходимо ещё раз подчеркнуть, что современный урок литературного чтения не должен быть оторван от других, смежных предметов. Необходимо как можно шире использовать межпредметные связи дисциплин культурологического цикла. Такая интеграция уроков позволяет воспитывать в учениках эстетический вкус, нравственные устои и в целом гармонически развитую личность. С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, а также закладывается основа для комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реальной действительности. Интеграция разнохарактерного содержания способствует реализации целостного подхода в обучении, повышает уровень личностной мотивации учащихся, является одним важных путей нахождения в личностно-ориентированном образовании.

Таким образом, связь литературного чтения с другими предметами является важным фактором развития современного процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. Межпредметные связи оказывают многостороннее влияние на личность школьника, обеспечивая единство образовательных, воспитательных и развивающих функций учебного процесса.

Литература и интернет - ресурсы:

1.Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- Москва. Просвещение.

2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- «Учитель».

3. Кленова А.В. и др. Интегрированный урок.- «Учитель».

4. http://refleader.ru/jgeyfsrnajgeujg.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме "Применение творческих проектов как средство развития познавательной активности на уроках иностранного языка".

Курсовая работа посвящена теме использования метода проектов. Данная тема очень важна на современном этапе, так как проектная деятельность основана на развитие самомтоятельности учащихся, гибкой орган...

Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку

Внеклассной работой в отечественной школе начали заниматься сравнительно недавно – с начала 50-х годов XX века. Естественно поэтому, что теоретические основы ее находятся в стадии разработки. Вопрос о...

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....