Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.
статья по теме

Альмухаметова Олеся Павловна

 

   Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога – социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача – обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.

Совместное  участие ребенка, его сверстников и педагогов в  процессе создания художественного произведения расширяет его социальный  опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в  совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной  сферы. Психокоррекционный эффект  воздействия искусства на ребенка, имеющего проблемы в развитии, выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и вступление на  путь новых отношений с окружающим  миром.

Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В этой связи в практике специального образования широко используются термины «арттерапия» и «артпедагогика». При этом необходимо отметить содержательное отличие «артпедагогики» от более узкого термина «художественное воспитание».

Актуальность проблемы

Артпедагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства. Основная цель, которую преследует артпедагогика, художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

В современном контексте «арттерапия» имеет несколько значений:

o                  как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;

o                  как комплекс арттерапевтических методик;

o                  как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;

o                  как метод.

В последние годы арттерапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных учреждениях для детей с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.

Таким образом, имея в основе разные теоретические постулаты, оба направления имеют место в специальном образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процессе, обеспечивая профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие на ребенка с проблемами в развитии.

Арт-терапия –  это один из методов психолого-педагогической работы, который использует возможности искусства для достижения положительных изменений в личностном, эмоциональном и социальном развитии человека. Сущность арттерапии состоит в   терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта.

Арт-терапия позволяет вывести переживания человека во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить творческие способности, удовлетворить потребность в творчестве. Арттерапия облегчает психотравмирующие ситуации. Она использует невербальные каналы взаимодействия, воздействует непосредственно на эмоции человека.

Цели арттерапии:

-                    самопознание,

-                    расширение личного опыта,

-                    изменение мироощущения,

-                    внутренняя интеграция личности,

-                    интеграция с внешней реальностью,

-                    формирование адекватного образа «Я»,

-                    выражение эмоций,

-                    облегчение тяжелого эмоционального состояния,

-                    выявление и осознание подавленных мыслей и чувств,

-                    концентрация внимания на чувствах,

-                    поднятие самооценки,

-                    развитие художественных способностей и появление новых навыков.

Арт-терапия используется в работе с взрослыми и детьми, помогает преодолевать трудности эмоционального развития, взаимоотношений и личные  внутренние дисгармоничные состояния.

Арт-терапия широко применяется в системе помощи детям, имеющим нарушения развития.

 Родной язык играет активную роль в формировании жизненного опыта человека, выполняет организационную роль в его деятельности. Достижение успехов в любой профессиональной сфере невозможно без глубокого знания родного языка, культуры и литературы, поскольку именно они обеспечивают развитие способности к коммуникации и к получению информации, необходимых для полноценной деятельности в условиях современного общества.

Успешность обучения в школе зависит от уровня владения родным языком, и прежде всего – всеми видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужой речи (аудированием, чтением); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи в зависимости от коммуникативной ситуации (говорением и письмом).

Современное понимание общепредметной функции филологических дисциплин определяет и нацеленность курса на формирование важнейших общеобученных умений, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности:

1)                       коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

2)                       интеллектуальные - (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, оценивание, классификация);

3)                       информационные – (умение осуществлять библиографический поиск, умение работать с текстом и различными источниками информации);

4)                       организационные – (умение организовывать материал, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Таким образом, филологические дисциплины играют ключевую роль в процессе воспитания и образования личности обучающихся, формирования духовно – нравственных качеств человека, его мировоззрения, гражданского и этнического сознания, развития творческих способностей, готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, формирования коммуникативной культуры, культуры речевого общения.

Современный образовательный процесс характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно – личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностные мотивы, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, научить учащихся учиться.

Гармоничное развитие личности определяется, прежде всего, достаточным запасом психоэнергетических сил, позволяющих человеку поддерживать жизнеутверждающую, оптимистическую направленность жизнедеятельности, проявлять адаптивные возможности, эмоциональную уравновешенность и способность конструктивно преодолевать внутренние и внешние помехи в решении жизненных задач.

Сегодня психоэмоциональные особенности развития учащихся характеризуются отягощенным состоянием врожденных факторов слабых дисфункций организма, неблагополучием эмоциональной сферы подрастающей личности.

В этих условиях профессиональной деятельности от педагога требуется иная, нестандартная психологическая готовность к работе с обучающимися.

Мне кажется, что нужно сохранять не только психоэмоциональнальные здоровье подростков, но и, что немаловажно, самих педагогов, и это позволяет внедрение элементов арт-терапии в организации учебных занятий.

Как показывает опыт, в этом случае сохранными остаются познавательные потребности детей, создаются консультативные условия для развития мотивации самовыражения, достижения успеха и творческого созидания. И что особенно важно, артпедагогическая деятельность позволяет эффективно реализовывать не только психопрофилактику эмоционально – негативных проявлений, но и в значительной мере разрешить внутриличностные противоречия, снимать стрессовые состояния как подростка, так и педагога, накопить позитивный опыт переживания и сочувствия, опыт толеранто-эмпативных взаимоотношений.

Меня как педагога заинтересовала арт-педагогика  базирующейся на трех областях научного знания: психологии, искусства и педагогики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2. Применение имитационного моделирования на уроках чтения. 1) «Сочиняем сами» - при изучении творчества поэтов на определенном этапе урока, проанализировав то или иное стихотворение, предлагаю такое задание: сочините свой вариант стихотворения, используя первую авторскую строчку. 2) «Глазами режиссера». Этот элемент на уроке я обычно начинаю словами: « Здравствуйте, господа актеры!». Такой этап занятия представляет собой работу над выразительным чтением текста художественных произведений (в том числе драматических - по ролям). 3) «Предметное рисование на уроке». Без использования этого приема невозможно изучение курса чтения. Читая произведения, учащиеся обязательно должны представлять себе пейзажи, ситуации, портреты героев, действия, описанные автором. Это технология мысленного рисования.

Слайд 2

Примеры таких упражнений: Сочинения – миниатюры («Зимний пейзаж», «Капли росы в бриллиантах дождя», «Однажды летом», «Осенние зарисовки» и др.). Сочинения «Если бы я стал президентом», «Десять первоочередных дел, которые я бы сделал, если бы стал Дедом Морозом» и др. «Нарисуй словесный портрет». Это простое упражнение предполагает устное описание портрета литературного героя.

Слайд 3

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» И. Остроухов «Золотая осень». А. Блок «Под шум и звон однообразный». К. Сомов. «Портрет А. Блока». И. Бунин «Первый снег». А. Пластов. «Первый снег» И. Грабарь «Сентябрьский снег». С. Есенин «Отговорила роща золотая» И. Левитан «Золотая осень»

Слайд 4

Литература, кино, мультипликационные фильмы «Молодая гвардия» по роману А.А.Фадеева , «Война и мир» по одноименному роману Л. Н. Толстого; «Судьба человека» по М. А. Шолохову (версия советского периода); «Мастер и Маргарита» по роману М. А. Булгакова; Мультипликационные фильмы: «Илья Муромец и соловей разбойник»; «Чёрная курица и подземные жители» по знакомой сказке Антония Погорельского.

Слайд 5

Результативность применения элементов артпедагогики. 1. Уроки соединяют учебно-интеллектуальную деятельность с развитием эмоционально – чувственной сферы и поведенческой культуры обучающихся. 2 . Появляется материал для рефлексии своих состояний, мыслей, чувств, переживаний. 3. Урок раскрепощает внутренние силы, облегчает общение, речевую деятельность, способы самовыражения. 4. Обучает проектированию, прогнозированию своих собственных действий, мысленному эксперименту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот ф...

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке...

Внеклассное чтение как средство развития познавательной активности учащихся

Доклад на тему:"Внеклассное чтение как средство развития познавательной активности учащихся"...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по применению современных техник в декоративно - прикладном творчестве, как средства развития познавательной активности учащихся

Актуальность методических рекомендаций заключается в том, чтобы   помочь педагогам дополнительного образования освоить новую доступную технику в декоративно-прикладного творчестве (работа с ...

Применение технологии КСО на уроках технологии как средство повышения познавательной активности учащихся

Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого....

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....