«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»
статья по истории (7, 8, 9 класс) на тему

Тяпухина Светлана Владимировна

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с. Зиянчурино Кувандыкского городского округа Оренбургской области

          Доклад  на методическом объединении учителей

Тема: «Дидактические игры на уроке истории        

             как средство развития познавательной                

             активности учащихся»

         

       Учитель: Тяпухина Светлана Владимировна

                                               

                                                       с. Зиянчурино 2015 г.

                                        Роль игры в процессе обучения

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересными и увлекательными будничные шаги по изучению материала, усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игры активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Игра – это естественная для ребенка форма обучения. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

Что такое дидактическая игра

Термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в начальную школу. В России только в 1960 годы начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С. Л. Соловейчиком.

Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Игра как таковая имеет два компонента: деятельностный и условный. Если мы рассмотрим деятельностный аспект без условного, то получится не что иное, как труд или упражнение. Предположим, два человека кидают друг другу мяч. Это упражнение. Но если обставить это упражнение условностями, оно станет игрой. То есть вы протягиваете между игроками сетку, оговариваете правила подсчета очков – и простое упражнение превращается в спортивную игру.

ИГРА

ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ         УСЛОВНЫЙ

     КОМПОНЕНТ        КОМПОНЕНТ

        ИГРОВОЕ    

                                                                                         СОСТОЯНИЕ

                                             

                                                              РОЛЬ                                 ПРАВИЛО

Методика организации дидактических игр

Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т.д. Если учитель раньше не пробовал играть на уроке, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока, так как игра очень возбуждает школьников, и им сложно перестроиться на другие виды деятельности. Когда игра заканчивается, дети какое-то время еще живут ею. Если преподаватель после этого будет объяснять новый материал, то, возможно, обнаружит отсутствие внимания. Потом, уже в процессе накопления опыта, он сможет организовать игру на разных этапах урока.

Структура организации игры

  1. Выбор игры.
  2. Подготовка игры.
  3. Введение в игру.
  4. Ход игры.
  5. Подведение итогов (оценка и поощрение школьников).
  6. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Можно воспользоваться методикой А. Н. Лутошкина, которая называется «Цветопись». Ее цель – оценка учащимися своего эмоционального состояния в ходе какого-либо мероприятия. Каждый цвет обозначает разное настроение: красный – восторженное, радостное, светлое; желтый – светлое; зеленый – спокойное, ровное; синий – грустное, печальное; фиолетовый – тревожное, тоскливое; черный – состояние крайней неудовлетворенности. Такая «Цветопись» поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных состояний школьников.

Классификация игровой деятельности

По структурным элементам урока:

 - игры для изучения нового материала;

 - игры для закрепления;

 - игры для проверки знаний;

 - обобщающие игры;

 - релаксационные игры-паузы.

По межпредметным связям:

 - историко-литературные;

 - историко-географические;

 - историко-математические;

 - и т.д.

По источнику познания:

 - игры на основе устного изложения учебного материала;

 - игры на основе работы с наглядностью;

 - игры на основе практической работы школьников.

По количеству участников:

 - индивидуальные;

 - диалоговые (парные);

 - групповые;

 - массовые.

В игре «именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса друг к другу». (Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр.).

Виды дидактических игр, применяемых на уроках истории

  1. «Три предложения».

В игре необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, кто более точно передаст содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом, пунктом из параграфа учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради.

  1. «Верите ли вы, что..?».

Игра может применяться в начале учебного года на первом вводном занятии в любом классе. Каждый вопрос начинается со слов «Верите ли вы, что..?». Например: «Верите ли вы, что в древности у славян был обычай: враги вместе варят и едят кашу для заключения мира, без этого мирный договор был недействительным?». Участники должны дать односложный ответ «да» или «нет». За каждый правильный ответ начисляется одно очко.

  1. «Чистая доска».

Перед объяснением нового материала учитель в разных концах школьной доски записывает вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом картины и т.д. Они должны быть построены на материале изучаемой темы. Учитель говорит, что по ходу объяснения нового материала класс будет участвовать в игре «Чистая доска». «Посмотрите на доску, она совсем не чистая, наоборот – вся заполнена разными вопросами. Ответы на них могут содержаться в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

  1. «Живая картина».

Дается задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды», «Военный совет в Филях» и т.д. Учащиеся готовят заранее. Может быть вариант игры, когда по ходу изучения нового материала учитель сам создает картину с помощью учащихся, раздавая им соответствующие роли.

  1. «Аукцион».

После того, как пройден один из исторических периодов, на уроке обобщения можно предложить ребятам игру. «Продается оценка «5» или приз. Для этого нужно, подняв руку назвать любое историческое лицо, жившее в данный период. При этом имена не должны повторяться. Выигрывает тот, кто последним назовет имя исторического героя, после чего до третьего удара молотком никто другой не произнесет уже никакого нового имени. Победитель получает оценку «5» или приз». (Например, в 7 классе: Ольга, Олег, Рюрик, Игорь, Святослав).

  1. «Исторический снежный ком».

Первый ученик называет имя героя, второй другое, но он должен произнести то, что сказал первый, а потом свое и т.д. Игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена и т.д.

  1. «Историческая азбука».

Задается буква, допустим «п». Ребятам по одному, парами или по 4 человека (две парты объединяются) предлагается написать список, состоящий из слов, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с историческим периодом, о котором шла речь на уроке. Дается время, допустим, 7 минут. Ребята выполняют задание. Затем результаты сравниваются. Побеждает команда, составившая самый длинный список. Лучшие списки зачитываются вслух. Другие дополняют свои записи теми словами, о которых они забыли. Игра развивает гибкость мышления, оперативность памяти, обобщает знания учащихся.

  1. «От первой до последней буквы».

Игра строится по подобию всем известного «Поля чудес». На доске записаны первая и последняя буквы слова, а вместо остальных букв прочерки. Первую и последнюю буквы можно и не давать, оставив на их месте прочерки.

  1. «Молчанка».

Для игры вывешивается настенная карта. Игра проходит в полной тишине. Один из вызванных учителем учеников показывает по карте объект, связанный с каким-либо историческим событием. Те из  учащихся, кто знает какое событие произошло на этой территории, поднимает руку. Вызванный учителем второй ученик, ничего не произнося вслух, записывает на доске историческое событие.

  1. «Восстанови изображение».

Известно, что археологи, раскапывая предметы старины, многие из них собирают буквально по кусочкам. То, что мы можем увидеть в музеях – это результат кропотливой работы историков, археологов, реставраторов. В этой игре нужно собрать из кусочков какое-либо известное изображение. (Это может быть любая иллюстрация, разрезанная на квадратики). Восстанавливая изображение, дети вынуждены внимательно рассмотреть все его детали.

  1. «Интервью с историческим героем».

Когда на основе изучаемого материала находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист, а также целый класс. Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, дает возможность учащимся проявить свои знания в форме, отличной от традиционной.

  1. «Ассорти».

Класс делится на группы. Каждая из них получает лист, на котором будут отмечаться выполненные задания. Варианты заданий: разгадать ребус, кроссворд, головоломку, анаграммы, интервью с историческим героем и т.д. Задача каждой группы набрать как можно больше очков.

  1. «Игры-анаграммы».

Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом. Игра позволяет в увлекательной форме закрепить сложные для запоминания слова.

  1. «По одному слову».

Нужно составить рассказ по пройденной теме всем классом по одному слову. Можно записывать его на доске. В игре развивается оперативность мышления и памяти, умение слышать другого человека.

  1. «Одень куклу».

Задача играющего – одеть куклу соответственно тому периоду истории, который задан. Игра помогает учащимся глубже проникнуть в быт изучаемой эпохи, почувствовать специфику того или иного исторического периода.

                                                            Литература

  1. Л. П. Борзова. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя. ВЛАДОС, 2001 г.
  2. Б. П. Пузанов, О.И. Бородина. Л. С. Сековец, Н. М. Редькина. Уроки истории в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида. Учебно-методическое пособие. Москва, ВЛАДОС, 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билингвальный урок как средство развития интереса учащихся к овладению иностранным языком.

Статья опубликована в журнале Иностранные языки в школе № 7, 2007 г...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

«Дидактическая игра на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей ребенка»

В игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитание через коллектив, приобщение детей к научно-техническому творчеству, воспитание ответствен...

Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта

Дидактическая игра как одно из средств развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта...

Статья "Музыкально- дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста"

Данная статья рассказывает о важности применения игровых технологий на уроке фортепиано с младшими школьниками. В этом возрасте шаблонное изучение теоретических основ  музки и  небольших пье...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Ф.И.О. Смирнова Татьяна Андреевна, учитель начальных классов, город Санкт-Петербург  Использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития по...