Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"
материал

Брюховецкая Марина Александровна

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брюховецкая М.А.

Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы

Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства. Показатель его кругозора. Эрудиции.

В.А. Сухомлинский

          Каким должен быть современный урок? Как сделать его интересным и продуктивным? На что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определенно? Стандарт ориентируется на использование технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого результата, для личного и познавательного развития обучающихся.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Психическое развитие которых затрудненно из-за поражения головного мозга. Требует большого педагогического мастерства, особых методов работы над активацией познавательной деятельности- это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности. Развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета. Формирование познавательной активности на уроках истории возможно при условии. Что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Для детей с легкой умственной отсталостью характерны: снижение наблюдательности, неустойчивость произвольного внимания, отсутствие умения сосредотачиваться на инструкции и осмысливать ее, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы. Правильно подобранные учителем формы организации процесса обучения, должны стать интересными и полезными, тогда обучающиеся будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысить уровень обучения школьников. Познавательный интерес на уроках истории выступает перед нами и как сильное средство обучения.

Школьный урок – это часть жизни ребенка, жизнь полная проблемами, радости открытий. Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастливой жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьников способность быть счастливым. Великий французский философ Жан Жак Руссо сказал: «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому». Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, это и актуальный сегодня.

          В свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания». Которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог быть реализовать свои способности и интересы. К созданию условий относится и организация деятельности ученика, а деятельность невозможна  без мотива. Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что это один  из самых важных компонентов урока. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему  невозможно, быть созданы условия, способные вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс. На мой взгляд, если для усиления традиционной методике обучения применить современные образовательные технологии, то можно существенно активизировать познавательную деятельность на уроках истории. Таким образом, для успешной педагогической деятельности на уроках истории я использую следующие образовательные технологии:

-технология развивающего обучения;

-игровые технологии;

-технология коллективного  способа обучения;

- современные информационно- коммуникационные технологии  в обучение;

-проектная технология;

-исследовательская деятельность;

-применение технологий творческих заданий;

-технология дифференциации обучения.

Технология развивающего обучения.

Технология развивающего обучения – это метод постановки учебных задач: установите, объясните, найдите, исключите. Элементы технологии развивающего обучения апробированы и используются во всех классах. Это кроссворды, карты, работа с документами, составление схем и таблиц, тексты с ошибками, работа с датами и понятиями, задачи на соответствие событий и дат, имен. Можно подбирать интересные тесты, логические, проблемные и практические задания.

Пример: задача на соотнесение событий и дат. На доске написаны с одной стороны даты, на другой- события. Соединить стрелками даты и события.

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали еще в древности. Широкое применение  игра   находит и в педагогике А.М. Горький писал: «Игра- путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.» в своей работе я использую игровую деятельность в следующих случиях6 словарная разминка, хронологическая разминка( фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Пример: словарное лото -  на доске с одной стороны слова, с другой  значения. Соединить стрелками слова и значения. Словарный аукцион- учащимся предлагается назвать как можно больше слов, терминов, имен, дат по какой-то заданной  теме.

Игровая технология дает положительный результат на развитие познавательной активности учащихся так, как:

- вовлекает всех учащихся  класса в процесс обучения;

-позволяет учащимся быть непосредственными участниками  игры;

-создает образное восприятие учащимися исторических событий;

-позволяет учащимся раскрепоститься психологически;

-помогает учащимся лучше запомнить учебный процесс.

Технология коллективного способа  обучения.

Данная  технология позволяет использовать такие методы обучения как, работу по анализу исторических документов. Положительным элементом применения данной технологии обучения является тот факт. Что здесь в работу включены одновременно все учащиеся класса.

-анализ документов;

-составление сравнительных таблиц;

-составление исторических портретов;

-работа с памятками;

-работа с учебником;

-работа в группах, парах.

Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма  работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.

Современные информационно- коммуникационные  технологии  в обучении.

Современный урок немыслим без использования технических средств обучения. Их применение связано с умением органически включать эти средства в живую ткань урока. Следует учитывать, что используя кинофильм, мы значительно расширяем сферу применения наглядности на уроке и усиливает, как правило, воздействие учебного материала на эмоции – это одна из компетенций учителя истории.

При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим: прописываю только краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения или характеристики. Сканирую и обрабатываю рисунки  из учебников, но для углубленного изучения материала сканирую рисунки из энциклопедий и с сайтов.

Практика показывает, что:

Использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровень воспитанности, общему и специальному развитию учащихся;

-использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и учащихся для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

-использование ИКТ позволяет добиться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

Уроки с использованием ИКТ вызывают большой  эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Использование ИКТ отвечает данным требованиям. На уроках истории я использую компьютер, который позволяет расширить кругозор обучаемых, активировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, формирует у ребят умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знаний. Считаю, что информационно- коммуникационные  технологии  на сегодняшний день – одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению истории.

Проектная технология.

Проектная технология является на сегодняшний день одной из самых перспективных для учащихся 7-9 классов школы. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, который позволяет им овладеть оперативными знаниями в процессе социализации, учащиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс. Проект,  в переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути», поэтому учащиеся  самостоятельно осуществляют сбор необходимой информации, делают выводы и анализируют свою деятельность.  Существует множество видов различных проектов:

- информационный;

-творческий;

-игровой;

-социальный.

Например:

Социально значимый проект- это ограниченное во времени (2-3 месяца), целенаправленное  и четко организованное  поисковое  задание по теме  для учащихся.

Данная работа позволяет:

- развивать познавательные способности учащихся;

-развивать творческое воображение и творческое мышление;

-развивать социально-коммуникативные навыки.

-формировать патриотические чувства, уважение и гордость за подвиги нашего народа.

В основе методов проектов   лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие мышления.

Исследовательская деятельность.

Мы с учениками активно занимаемся исследовательской работой.  Она требует больших затрат времени и сил, но очень плодотворна, т.к. обычно  одновременно решает образовательные и воспитательные задачи. Происходит формирование таких ключевых компетенций обучающихся, как: умение работать по алгоритму, работа в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, а также развитие познавательной активности. В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых  знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.

Основные требования к использованию исследовательской деятельности обучения:

-наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблем (задачи, требующей, исследовательского поиска для ее решения);

-практическая значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельная(индивидуальная,парная,групповая)деятельность учащихся;

-использование исследовательских методов.

Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различны, но в рамках урока должны отвечать школьным  программам.

Применение творческих заданий на уроках истории.

Важную роль в формировании мотивации играет использование творческих  заданий в учебной деятельности. Способы и виды достаточно разнообразны:

-составление кроссвордов;

-выполнение рисунков;

-изготовление поделок;

-составление тестов, опорных схем, конспектов;

-выполнение заданий минипроектов.

Творческие задания необходимы для развития познавательной активности учащихся, упрочнения знаний. развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами.

Технология дифференциации обучения.

Обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп работы учащегося, что дает возможность корректировать возникающие трудности, обеспечивает   поддержку его способностей.

Заключение.

           Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка. Показывает обучающимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет  успехи и не задерживает внимание на неудачах. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интересов не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился тому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

В заключении хочу сказать, что мы не можем пройти мимо того факта, что новые образовательные технологии  входят в нашу жизнь. И чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем их методику применения, тем более полноценным  и познавательным, увлекательным будет учебный процесс.  Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как в следствие повысить качество обучения.

Список использованных источников литературы.

1.Звонорева О.М., Самойлова Т.А. Использование возможностей интерактивной доски в процессе преподавания истории // Образовательный форум  02.2009.

2. Полат  Е.С. Новые педагогические технологии/Пособия для учителей-М:,2008-220с.

3. Петрова В.Г. «Психология умственно отсталых школьников: школьное пособие М: издательский центр «Академия» 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».

В статье«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся»   говорится об актуальности и персп...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики как средство развития познавательной самостоятельности учащихся

Для повышения уровня развития познавательной самостоятельности учащихся необходимо повышение их мотивации к изучению предмета и изменение подходов педагога к процессу обучения.  А это невозможно ...

Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот ф...

«Дидактические игры на уроке истории как средство развития познавательной активности учащихся»

Описывается  роль дидактических игр в процессе преподавания истории в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью. Приводятся примеры игр, повышающих активность учащихся  на уроке...