Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx33.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №2»

Республика Мордовия

Представление собственного инновационного опыта «Использование ИКТ-технологий на уроках математики  как средство развития познавательной активности учащихся»

Учитель математики Савина Н.В.

1.   Актуальность.

Слова французского дипломата Э. Талейрана «Кто владеет информацией - владеет миром» стали сегодня не только политическим, но в большей мере экономическим, социально-образовательным лозунгом.

Современное общество формулирует и диктует социальный заказ системе образования: в век информационных технологий выпускник школы, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать свои способности и успешно организовать свою деятельность. Воспитание информационной культуры школьников -задача не только учителя информатики и математики,  так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий. Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику. Приоритетный национальный проект «Образование» остается одним из ключевых механизмов развития общего образования.

Цели:

  1. Повышение эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
  2. Улучшение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Задачи:

  1. Отработка новой модели преподавания предметов естественно-математического цикла через использование ИКТ.
  2. Создание благоприятных условий для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся.

Концептуальность.

Своеобразие и новизна опыта. Своеобразие и новизна моего опыта заключается в использовании информационно-образовательной среды, создании собственных цифровых образовательных ресурсов,  отвечающих требованиям модернизации российского образования, таким как повышение  доступности, качества и эффективности современного урока.

Обоснование выдвигаемых принципов и приемов. В основу моего опыта положены следующие принципы:

·         доступность в обучении;

·         наглядность в обучении;

·         практическая направленность обучения.

Использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, такие как дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.

Для реализации применяемых принципов и приемов обучения математики, отвечая требованиям стандартам второго поколения необходимо использовать средства информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, что позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке.

2. Механизм реализации опыта.

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе

Информационно - коммуникационные технологии

Внутришкольный информационно -образовательный ресурс школы

Электронные носители

Интернет - ресурсы
                ^>        _—        

Исследовательская работа           Проектная

деятельность

Контроль

Тренажёры

  • Демонстрация экрана преподавателя на некоторые или все компьютеры учащихся.
  • Подключение к любому компьютеру учащегося в режиме просмотра его экрана или в режиме полного управления (мышь, клавиатура).
  • Запись аудио- и видео - роликов с экрана компьютера учащихся и преподавателя с целью их дальнейшего использования в учебном процессе.
  • Организации переговорной, текстовой зоны между учащимися и преподавателем.
  • Передача файлов с компьютера преподавателя на компьютеры учащихся, а также их последующий сбор из заданных каталогов.
  • Создание и проведение интерактивных тестов по любому предмету

с использованием мультимедийных возможностей компьютера и получения отчета по тесту по каждому учащемуся и класса в целом.

  • Возможность автономной работы преподавателя с продуктом для подготовки учебных материалов (планы, записи, тесты), в том числе на домашних компьютерах.
  • Блокировка действий ученика для привлечения большего внимания к изложению материала.
  • Внедрение системы «он-лайн обучения», Шольц-методики.

В ходе работы применяю различные виды уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д. Считаю, что наиболее эффективно информационные технологии на уроках математики применяют при мотивации введения нового понятия; демонстрации; моделировании; отработке определенных навыков и умений; контроле знаний.

Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:

  • при проведении фронтальной работы - даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
  • при изучении нового материала - позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
  • при проверке фронтальных самостоятельных работ - обеспечивает быстрый контроль результатов;
  • при решении задач обучающего характера - помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.

Я предлагаю отдельные приемы ИКТ - технологий, которые будут применяться при подготовке и проведении уроков.

На этапе «Актуализации знаний»

  • Устные упражнения
  • Слайды без анимации
  • Слайды с анимацией
  • Тригеры
  • Кроссворды

Запись времени анимации с помощью триггера позволит создавать интерактивные обучающие презентации. Определение времени анимации не просто придаст презентациям интерактивный характер (произвольное перемещение по слайдам), а позволит создавать новые обучающие программы.

На этапе «Изложение нового материала»

  • Электронный учебник
  • Интерактивный плакат слайд
  • Электронные модули
  • Цифровые образовательные ресурсы Использование модулей на данном этапе поможет детям с помощью

интерактивного мультфильма лучше усваивать новый материал. На этапе «Контроль знаний»

•        Самостоятельная работа

•        Интерактивные тесты в программе Microsoft Excel

•        Демо-версии ГИА по предметам слайд

Преимущество интерактивного теста заключается в следующем:

  1. Указано количество выполняемых заданий
  2. Количество допущенных ошибок
  3. Не возможно не ответив на вопрос перейти к следующему заданию

На этапе «Домашнее задание»

  1. Составление буклета в программе Microsoft Publisher.
  2. Составление дидактического материала с использованием Microsoft
  3. Word , Microsoft Publisher
  4. Задания на uztest.ru/

Сайт  uztest.ru/ дает возможность рассылать задания по всем предметам. В кабинете

учителя выдается отчет по тренингам. Создаётся журнал по учету выполненных заданий и тренажеров, рассылаются детям задания по различным темам, ограничиваем их во времени и потом выставляем оценки. Есть возможность распечатывать задания для проведения уроков.

Одним из условий развития высокого уровня самостоятельной деятельности учащихся является работа по созданию и применению презентационного материала. Такая работа позволяет:

  1. развить познавательный интерес к изучаемому предмету;
  2. повысить концентрацию внимания;
  3. увеличить темп урока и подачи учебной информации;
  4. излагать материал в более доступной и интересной форме;
  5. увеличить объем изучаемой информации.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1.        Для объявления темы.

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

  1. Как сопровождение объяснения учителя.
  2. Как информационно-обучающее пособие.
  3. Для контроля знаний.

Одним из условий развития высокого уровня творческой самостоятельной деятельности учащихся будет являться работа по использованию на уроках естественно-математического цикла возможностей интерактивной доски.

С этой целью предлагаю следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:

  1. работа с текстом и изображениями;
  2. сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати;
  3. создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
  4. демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
  5. использование встроенного в программное обеспечение        
  6. интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала.

Таким образом, применение на уроках интерактивной доски создаст необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Информационно-коммуникативные технологии откроют новые возможности для организации работы учителя и будут способствовать возникновению индивидуальных разработок электронных ресурсов.

Мною создана персональная «ИНФОТЕКА» учителя предметника («ПИУ») является систематизация имеющихся личных наработок и различных образовательных ресурсов: методических, дидактических и др. материалов, урочных разработок, планов, разработанных и реализованных проектов, программных продуктов, медиа - ресурсов, Интернет-ресурсов. «ПИУ» не потребует какого-либо специального программного обеспечения, создать её под силу любому учителю, имеющему элементарные навыки по работе с компьютером. Очень удобно, когда у учителя постоянно под рукой вся необходимая ему информация. И в данном случае каждый сам решает, какая структура Инфотеки для него является оптимальной. «ПИУ», созданная мной будет включать в себя следующие папки:

1.        ПЛАНИРОВАНИЕ

(содержит в себе нормативные документы, базисный учебный план, учебные программы, календарно - тематические планирования по предмету).

2.        КОНТРОЛЬНЫЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

(здесь находятся тексты работ (как из различных методических изданий, так и собственные разработки), позволяющие осуществлять индивидуальный и фронтальный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся).

3.        ТЕСТЫ

(ссылки на сайты ON-LINE - тестирования; на компьютерные тесты, установленные с СD, созданные в программе Hot Potato тесты и др.).

4.        АТТЕСТАЦИЯ

(содержатся методические рекомендации и другие материалы по аттестации учителей).

5.        МЕДИАТЕКА

(перечень имеющихся СD-дисков по предмету, ярлыки на уже установленные программы и курсы, видеоматериалы, различные учебные компьютерные программки).

6.        ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

(содержит и постоянно пополняется аннотированный каталог Интернет-ресурсов, которые могут оказаться полезными учителю математики на различных этапах его деятельности).

7.        ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ

(содержит созданные в электронных таблицах Microsoft Excel списки учащихся; отражает даты и темы уроков, порядковый номер урока, согласно календарно -тематическому планированию; текущие и итоговые оценки учащихся; позволяет просчитать средний балл каждого учащегося и класса в целом).

8.        СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

(материалы с сайтов  - www.som.fsio.ru «Сетевое объединение методистов», www.intergu.ru- «Интернет государство учителей», www.it-n.ru - «Сеть творческих учителей», www.pedsovet.org - «Всероссийский августовский Интернет педсовет»,

9.        ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

(материалы дистанционных курсов повышения квалификации).

10.        РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

(«Хранилище готовых материалов»- содержит разработки уроков).

11.        ПРЕЗЕНТАЦИИ

(готовые презентации к урокам, выполненные в программе Microsoft PowerPoint).

  1. ФЛИЧАРТЫ(готовые материалы для интерактивной доски и устройства Mimio)
  2. ПРЕДМЕТНЫЕ КРУЖКИ

(материалы для подготовки и проведения занятий школьного кружков, внеклассных мероприятий по предмету).

14.        ОЛИМПИАДЫ

(материалы различных международных, всероссийских, городских олимпиад; ссылки на Интернет-сайты с заочными предметными олимпиадами).

15.        ПОРТФОЛИО

(индивидуальная папка учителя, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития учеников, вклад педагога в развитие системы образования за определенный период времени).

16.        АССОРТИ.

(в данной папке находятся разнообразные материалы, требующие дальнейшей сортировки).

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».

В статье«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся»   говорится об актуальности и персп...

Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....

Статья "Использование художественной литературы на уроках биологии для развития познавательной активности учащихся"

Использование художественной литературы на уроках биологии не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной ра...

Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанн...

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....