«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».
статья по теме
В статье
«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся» говорится об актуальности и перспективности педагогической технологии, о её практической значимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».
1. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа», в приоритетном национальном проекте «Образование». В условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, учителю необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому, сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе. В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии. Применение этих технологий объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом технологии и изобразительного искусства.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
2. Концептуальность.
Своеобразие:
Во-первых, применение компьютерных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование компьютерных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской и проектной деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Новизна опыта:
В разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;
- в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
- в создании и использовании презентаций PowerPoint и материалов Интернет.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию исамовоспитанию.
Основными принципами и приемами моего опыта является стимулирование разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской и проектной деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.
3. Теоретической базой опыта явились работы 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: [Электронный ресурс]/Электрон.ст. – Режим доступа к ст.:http://www.ed.gov.ru 2. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В.Роберт, С.В.Панюкова, А.А.Кузнецова, А.Ю.Кравцова – изд. Дрофа, 2008. – 320 с. 3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К.Селевко - М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 4. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В.А.Трайнев, В.Ю.Теплышев, И.В.Трайнев – изд. Дашков и К, 2009. – 320 с.
4. Ведущая педагогическая идея: повышение качества обучения технологии, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности за счет использования элементов компьютерных технологий в учебном процессе.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Применение средств информационных технологий, делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной, превращает учащихся в активных участников учебного процесса.
Урок технологии с использованием ИКТ обладает своеобразной спецификой. Примерно треть урока занимает теория, мотивационная деятельность, а в конце анализ и рефлексия результатов, остальное время индивидуальная самостоятельная практическая работа учащихся. Объяснение теоретического материала происходит посредством лекции-диалога, на которой учащиеся погружаются в проблемную ситуацию.
Презентация лекции создаётся средствами Power Point и содержит слайды различного типа: содержащих текстовую и графическую информацию, фильмы с разъяснениями, с показом объектов недоступных непосредственному наблюдению. Учащиеся, опираясь на данную информацию, обдумывают и совместно решают поставленную перед ними проблему, учитель же ненавязчиво направляет их деятельность.
Предваряет практическую работу вводный инструктаж, который содержит видеофрагмент с динамическим показом приёмов и последовательности работы. После чего учащиеся переходят к активному повторению.
От учителя, использующего средства информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Практически в каждой семье имеется компьютер. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учёбе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое. Поэтому каждый учитель ставит перед собой цель — поддерживать интерес к учению, и поэтому приходится искать новые более эффективные методы и технологии.
Компьютер даёт учителю новые возможности, позволяя ему вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения, раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Если ранее мне приходилось пользоваться устаревшими таблицами, рисунками в учебниках, наглядностью, сделанной своими руками, то сейчас, я могу дидактический материал демонстрировать как на большом экране, так и размножив необходимые материалы, раздать каждой ученице на парту.
Используя ПК на уроке, я могу реализовать следующие важные задачи:
— наглядное представление материала
— использование развивающих методов обучения
— контроль и диагностика знаний учащихся.
С каждым годом количество уроков с использованием ИКТ увеличиваю. Я увидела, что детей очень увлекает процесс работы на компьютере и стала понемногу вставлять в уроки различные задания на ПК. Меня в первую очередь интересовало, как сделать так, чтобы девочкам было понятно, увлекательно и познавательно. Анализ уроков с использованием ИКТ показал, что знания учащихся стали более глубокие и качественные.
В настоящее время вся учительская документация мною разработана в электронном виде. На уроках активно использую для объяснения учебного материала содержание электронных учебников (рисунки, текстовую информацию, анимации). Но всё-таки, большее внимание уделяю созданию собственных презентаций. Мне кажется, что электронные учебники загоняют учителя в своеобразные рамки. Создавая же свои презентации, я сама становлюсь режиссёром и программистом урока. Также мне нравиться использовать на уроке мною же разработанные интерактивные задания, например, кроссворды и тестовые задания в программах Microsoft Excel и Microsoft Power Point.
Считаю, что учащиеся уже с 5-ого класса должны приучаться к работе с различными видами тестовых заданий. Поэтому задача учителя — научить детей работать с разными видами тестов. В своей профессиональной деятельности использование тестовых заданий я привела в систему, так как применяю такого рода задания и во время текущих уроков, и уроков-обобщений.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по технологии в том числе. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. При подготовке урока копирую необходимую для занятий информацию (текст, фотографии, анимации, видеоролики). Мне кажется, что использование Интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний учащихся и их мотивацию к обучению.
Для информационных технологий существуют и свои минусы. Длительное пребывание за компьютером может негативно сказаться на здоровье ученика. Поэтому важно соблюдать здоровьесберегающие технологии, важно не переборщить с использованием компьютера на уроке. Поэтому желательно использовать информационные технологии как элементы на уроке. Не все уроки целесообразно проводить с использованием мультимедийных презентаций. Содержание учебного материала некоторых тем предполагает общение учащихся, рассказ, сообщения, беседы, диспуты. Важно отметить и тот факт, что я не забываю использовать на уроках и традиционные методики устного опроса, как условия развития устной и письменной речи учащихся. Одним словом, полагаю, что учитель должен сочетать в своей педагогической практике инновационные технологии с традиционными. Это позволит педагогу устранить все те риски, которые возникают при использовании информационных технологий.
6. Результативность
Качество знаний учащихся выше при применении ИКТ для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии, чем при традиционных методах.
Школьники учатся работать в различных поисковых системах при участии во всероссийских конкурсах, интернет-проектах по технологии и ИЗО, всероссийских олимпиадах, дистанционных олимпиадах и других конкурсах.
Использование компьютера позволило каждому учащемуся:
- работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Качество обученности слабых учащихся при этом повысилось;
- создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, мастер-классы, построение чертежей т.д.);
- снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Использование ИКТ за три последних учебных года способствовало:
-повышению качества усвоения знаний по технологии школьников до 95 %;
- развитию самостоятельности;
- повышению их творческой активности.
7. Возможность тиражирования. Мною разработаны система уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, дидактические материалы: карточки-задания, задания в тестовой форме, кроссворды, схемы, эскизы наглядных пособий, мастер-классы, мультимедийные презентации. Применяются следующие приѐмы: закрепление теоретических положений примерами из электронных баз, использование различных средств наглядности. Для обеспечения результативности деятельности школьников разработаны информационно-образовательные ресурсы: словари, справочники, рабочая тетрадь, методические рекомендации для выполнения практических и проектных работ.
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, выступлениях на семинарах. По распространению опыта проводятся районные методические объединения учителей технологии, на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы, общение с коллегами в сети Интернет.
В 2011 году выступала по теме «Актуальные проблемы преподавания технологии и пути их преодоления».
В 2012-2013 году проходил районный семинар-практикум "Создание дидактических материалов для уроков технологии с использованием ИКТ"
В 2013 году на районном семинаре учителей технологии по теме «Инновационные технологии в становлении творческой личности» был показан мастер - класс: «Использование исследовательской деятельности и метода проектов на уроках технологии, с целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс», а так же на семинаре по теме
"Развитие творческих способностей на уроках технологии" были проведены мастер-классы "Изготовление цветов канзаши", "Изготовление роз из атласных лент", "Изготовление декоративных цветов из текстиля". Все мастер-классы сопровождались презентациями.
Таким образом, опыт показывает, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеклассной деятельности,
активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
Resource id #5020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-185515-1392727694.jpg)
Педагогический проект "Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приёмам обучения исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-185515-1392727694.jpg)
Технология организации исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся на уроках литературы
Данную технологию можно использовать на уроках литературы и русского языка как средство формирования творческой активности, развития самостоятельности, приемам обучения исследовательской деятельности....
Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.
Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот ф...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/05/picture-270345-1530794246.jpg)
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/05/picture-270345-1530794246.jpg)
Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-260289-1369766707.jpg)
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства развития познавательной активности учащихся
Статья содержит материал о том, как использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности , что позволяет уроки сделать более интересными и продуктивными....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/12/picture-1022854-1681317195.jpg)
Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"
Статья в научно-методическом журнале "Образовательный альманах", г. Екатеринбург выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....