Статья "Использование художественной литературы на уроках биологии для развития познавательной активности учащихся"
статья по биологии на тему

Литневская Елена Федоровна

Использование художественной литературы на уроках биологии не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Литневская Елена Федоровна,

учитель биологии МОУ-СОШ с.Звонаревка

Марксовского района

Саратовской области

        Деятельность учащихся по усвоению и трансформации  информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у них определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность учебной информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию. Что с этим может лучше справиться? Конечно же  - произведения мастеров художественного слова! Гуманитарная направленность расширяет содержание биологического образования, повышает интерес к предмету, развивает  личность учащихся, активизирует их природные способности, создает условия для саморазвития. 

        Главным мотивом, побуждающим учащихся к активности, можно считать интерес, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряжённо, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Существуют условия, способствующие формированию и развитию познавательного интереса: ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся; положительный эмоциональный тонус учебного процесса [1]. Повышать познавательную активность можно с использованием различных методов и приёмов в обучении. Одним из факторов, сопутствующих развитию формированию и интереса к изучению биологии, можно считать использование текстов художественных произведений в сочетании с наглядностью.

Использование фрагментов художественных произведений на уроках биологии дает широкие возможности для составления учителем и учащимися биологических задач и заданий. При этом исходные данные могут быть взяты как непосредственно из текста произведения, так из справочной литературы, а основные приемы работы сводятся к следующим:

  • учитель знакомит учащихся с отрывком из литературного произведения и предлагает решить составленную им задачу;
  • учащимся предлагается конкретный отрывок из произведения и тема, на которую они должны составить задачу;
  • учитель указывает художественное произведение или отрывок из него, на основе которого учащиеся составляют свои биологические задания.

Практика показала целесообразность сочетания этих приемов.

Литературные тексты используются для создания проблемной ситуации, анализа биологической сути изучаемого явления, его иллюстрации и т.д. Время работы с фрагментами не превышает обычно 3-5 минут. Приведу несколько примеров использования отрывков из литературных произведений на занятиях по биологии.

Так, например, на обобщающих уроках использую такие задания:

1.Объясните явление, опираясь на знания о внутреннем строении растений?

«Он смотрел на лучистый излом обезглавленной осколком березы, ствол которой быстро заплывал прозрачным соком. Этот сок раненого дерева, сверкая, стекал по мшистой коре и капал на землю, чистый и прозрачный, как слеза.

–– Глядите ж, береза плачет…

–– Заплачешь!

–– Весна!»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

2. Какие органы названных растений человек использует в пищу? В чем их ценность для здоровья человека? К каким семействам они относятся?

«Редиска румянилась сочными бочками, либо пряча, либо высовывая наружу белые хвостики корешков. Лук метал с тарелок иссиня-зеленые воздушные стрелы. Огурцы были настолько нежны, что парниковая зелень их кожицы отливала белизной».

К. Федин «Первые радости»

3. К какому семейству относятся названные растения, определите типы плодов?

«Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш;

небо, его чистое зеркало – река в зеленых, гордо поднятых рамах…».

Гоголь «Сорочинская ярмарка»

4. Какие природные явления, свойственные биогеоценозам, отражены в цитатах из разных литературных произведений?

«Вот зима уже прошла; дождь миновал, перестал;

Цветы показались на земле; время пения настало,

И голос горлицы слышен в стране нашей;

Смоковницы распустили свои почки,

И виноградные лозы, расцветая, издают благовоние».

Библия. « Песнь песней» Соломона (I в. н. э)

«Охотнице-сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной.

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька;

Светляк же – ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный.

Эразм Дарвин. «Храм природы» (1802)

Иногда, если объем произведения невелик, то можно использовать его полностью. Так, например, можно использовать рассказы Н.А. Надеждиной о природе, о детях.

Книги этого автора способствуют воспитанию у детей не только любви к природе, но и чувства ответственности. «Это твоя земля. Все деревья, которые растут на ней, - твои деревья. Все птицы, которые поют в её лесах, твои птицы, И все цветы — твои цветы».

Я использую на уроках её рассказы «Тигровый поход», «Как гриб лечил людей», «Танец горбуш».  На уроке в шестом классе, рассказывая об исчезновении с лица земли новых видов животных, цитирую «Былинке брат» Н. Надеждиной «Они уходят. Уходят крылатые. Уходят четвероногие, могучие. Величавые, чьи скульптуры украшали площади, чьи изображения красовались на гербах. Уходят глазастые, пушистые, с которыми мы сроднились с детства, играя с плюшевыми обезьянками и мишками, читая сказки про зверей и птиц. И с ними уходит какая-то часть нашей души. Пусть многих из них мы видели лишь на картинках или по телевизору, но мы знали, что они есть. И нельзя допустить, чтобы они навсегда ушли».

Стихотворения тоже можно использовать полностью. Ю. Лермонтов — «Сосна» — при изучении голосеменных.

Но чаще я использую отрывки произведений, т.к. время урока ограничено. Изучая папоротники, привожу отрывок из повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка, и, как будто живая движется. В самом деле, чудно! движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь.

Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. Теперь пора! — подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к Цвету, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках».

А дальше, в ходе поисковой беседы мы решаем, могло ли это быть в действительности.

На уроке в шестом классе «Водоросли»  можно вспомнить о Саргассовом море. Об этом очень захватывающе рассказал Александр Беляев в повести «Остров погибших кораблей».

Отрывок из А.С. Пушкина «Сказки о попе и работнике его Балде» привожу при изучении злаков.

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка по лбу

Есть же давай мне вареную полбу».        

При изучении семейства «Лилейные» читаю отрывок  Теофана Готье.         :

«Цветок Голландии, я молодой тюльпан.

И так красив, что даст фламандский скряга.

За пару луковиц весь блеск архипелага,

Всю Яву, если свеж и горделив мой стан».

В седьмом классе, при изучении класса «Ракообразные», обращаюсь к басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой говорится, что рак пятится назад. Действительно ли это так? Привожу общеизвестные выражения «красный, как рак», и «когда рак на горе свистнет». Ученики удивлены, но научно объяснить, как передвигается рак, когда он бывает красным и может ли он подняться на гору и свистеть, не могут. Возникает учебная проблема - «Изучить внешнее строение и образ жизни речного рака».

В литературе можно найти примеры неверных или искаженных представлений о биологических явлениях.

В частности, в стихотворении А. Фета «Бабочка», допущена ошибка.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем – 
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…

Учащиеся сразу замечают ошибку, ведь у бабочек не два, а четыре крыла.

Среди литературных произведений особое место занимает такой фольклорный жанр, как загадка. Загадки развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному мышлению. Чтобы отгадать загадку по биологии, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное.

Приведу примеры загадок, которые я использую на уроках в пятом, шестом, седьмом классах.

Б. Заходер

Они все — живые,
с хвостами, усами, 
Бегать умеют они и летать,
ползать и плавать,
кусать и хватать. 
Они мохнатые, они и пернатые,
они и стройны, но бывают горбатые. 
Добрые, злые, наземные, водные. 
Кто же они, догадались?
(Животные)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

(Подосиновик)

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.

(Дятел)

Большое удовольствие приносят младшим школьникам раскрывание «секрета» загадки.

Д. Родари в книге «Грамматика фантазии» писал «Почему дети любят загадки? Ручаюсь, что главная причина в следующем: загадки отражают детский опыт познания действительности. Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему предстоит проникнуть, загадка, загадка, которую нужно отгадать. И процесс этот, процесс познания, зачастую происходит именно в форме неожиданного открытия, сюрприза».

Конечно же,  я перечислила далеко не все произведения, которые можно использовать на уроках биологии. У каждого учителя есть свои находки, свои любимые произведения, которые он использует в работе. Разумеется, использование литературных текстов не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной работы. Одна из важнейших задач воспитания на современном этапе - формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры.

Литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания духовности. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате интеграции биологии и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....

Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.

Формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках    биологии....

Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»...

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Статья " Интегрированные уроки –эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Данный материал был подготовлен для выступление на семинаре учителей, исследующих тему "Интегрированные уроки в общеобразовательной школе". в статье освещается ряд ключевых моментов, связанн...