Самостоятельная работа на уроках географии и биологии как средство развития познавательной активности учащихся.
статья по географии на тему

Смирнова Юлия Александровна

Статья по теме самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Юлия Александровна

Учитель географии и биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №8" г. Белгорода

Smirnova Y.A.

Municipal budget educational institution "secondary school №8", Belgorod, Russia, Belgorod

Самостоятельная работа на уроках географии как средство развития познавательной активности учащихся

Аннотация: В последнее время теме самостоятельной работы на уроках  уделяется огромное внимание.  В статье описываются разнообразные формы и методы использования самостоятельной работы на современных уроках географии для развития познавательной активности учащихся. Это является актуальным при введении в Российское образование стандартов II поколения.

Ключевые слова: самостоятельная работа, познавательная активность учащихся, стандарты II поколения.

Independent work in geography lessons as a means of developing cognitive Abstract: recently the subject of independent work on the lessons given great attention. This article describes the various forms and methods of use of independent work on modern geography lessons for the development of cognitive activity of students. This is relevant for the introduction of the Russian education standards II generation.

Key words: independent work, cognitive activity of students, the standards of the second generation, activity of students.

Использование приёмов самостоятельной работы на уроках географии в условиях внедрения ФГОС в образование является очень  актуальным. Ведь знания, добываемые учащимися самостоятельным путём, являются очень крепкими и прочными, как бы «пропущенными через себя». Знания, полученные в результате самостоятельной работы, помогут ребёнку в дельнейшем воспользоваться ими в своей практической деятельности. Еще  К.Д. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности [6]. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [4].

Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

  • в каждой конкретной ситуации соответствует каждой конкретной задаче и цели;
  • формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый уровень ЗУНов и его продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
  • вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации;
  • является орудием педагогического руководства в управлении познавательной деятельностью учащихся.

 Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями:

  • копирующие действия (по образцу) – это является подготовительной работой к самостоятельной деятельности;
  • репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;
  • продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;
  • собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке: 

  • Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
  • Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
  • Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
  • Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: 

  • Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
  • Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
  • Решение задач и практические, лабораторные работы.
  • Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
  • Доклады и рефераты.
  • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
  • Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику, изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладывания опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо: 

  • предусматривать ее место в структуре урока;
  • ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
  • предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;
  • определять форму заданий;
  • устанавливать оптимальную длительность работы;
  • подбирать соответствующий дидактический материал;
  • предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

        Формирование познавательного интереса и самостоятельности на уроках географии и во внеурочное время я осуществляю с помощью различных приемов и способов. Разумеется, при их выборе следует учитывать особенности содержания материала, который следует усвоить, а также уровень предшествующей подготовки учащихся. Как правило, деловые игры можно использовать в том случае, когда школьники обладают достаточным уровнем самостоятельности, а изучаемое содержание носит проблемный характер. Значительную возможность в организации самостоятельной работы учащихся открывает такая форма, как уроки-семинары. Отличительной чертой данной формы является коллективное обсуждение вопросов и проблем, основанное на самостоятельном изучении литературы. Здесь формируются такие умения как: работа с различными источниками, отбор необходимого материала, систематизация материала в логике поставленных вопросов; способность выступать перед аудиторией на заданную тему; участвовать в коллективном обсуждении.

На уроках-лекциях применение самостоятельной работы правомерно в старших классах. Слушая учителя, учащиеся самостоятельно отбирают и записывают главное. Для руководства познавательной деятельности во время лекции важно сообщить им логическую структуру изложения, дать план лекции, записав его на доске.

И, наконец, самостоятельным методом активного обучения является игра. Она может быть организована как форма проверки знаний и умений после домашней проработки материала и при изучении нового материала как форма самостоятельного изучения материала на основе работы с учебником, дополнительной литературой и картой на уроке [1]. Урок в форме игры особенно интересен учащимся 6-8 классов.

Например, при изучении физико-географического положения Африки можно провести игру - путешествие "Вокруг Африки". От участников игры требуется указать, мимо каких островов, полуостровов проходит путешествие, по какому морю, проливу. Во время этого «путешествия», учащимся предлагается  нанести на контурную карту географические объекты. Изучение природных зон материка проводится в форме ролевой игры. Участники игры – учащиеся, египтянка Клеопатра (одному из учеников даётся опережающее задание), которая во время проведения экскурсии по своей стране, рассказывает учащимся о природной зоне пустынь [2]. Используя текст учебника, карты атласа, дополнительную литературу - составляют характеристику природных компонентов изучаемой зоны. Результаты работы фиксируются в таблице.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера, что и способствует совершенствованию любого урока [5].

Список литературы

  1. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии.- М.: Просвещение, 2001.
  2. География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. А.Б. Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 150 с.
  3. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы / сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2009. – 173 с.
  4. Коринская В.А. Самостоятельная работа учащихся по географии материков.- М.: Просвещение, 1997.
  5. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5-9 классы: книга для учителя /под ред. Г.Ф. Суворовой.- М.: Просвещение, 1990.
  6. Самостоятельная работа на уроках географии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/53-1-0-1918


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся

 В процессе обучения учащимся  необходимо овладевать  знаниями и приобретать  умения самостоятельного учебного труда .  В программах по химии и биологии пред...

курсовая работа "Проектная деятельность по биологии как средство развития познавательной активности учащихся"

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир.  Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям...

«Самостоятельная работа на уроках географии и биологии как средство развития познавательной активности учащихся»

Сегодня в условиях перехода образования в нашей стране на ФГОС  остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельно приобрет...

«Проектная деятельность по истории биологии как средство развития познавательной активности учащихся».

Выступление на городской конференции СПб АППОУчителя биологии ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»Герасимовой Ларисы Сергеевнына тему: «Проектная деятельность по ис...