Главные вкладки

    «Самостоятельная работа на уроках географии и биологии как средство развития познавательной активности учащихся»
    статья по биологии по теме

    Гатина Дания Вазыховна

    Сегодня в условиях перехода образования в нашей стране на ФГОС  остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельно приобретения знаний, умения и навыки

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогический совет

     «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

    ( из опыта учителя биологии, географии МБОУ

     «Карасинская ООШ им.Шарафутдинова З.Т.»

    Гатиной Д.В.)

     «Обучение должно приносить радость познания, радость общения.

    Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха.

    А радость обязательно вызовет интерес к учению».

         Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Все понимают, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества. 
           Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

    «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка.

           Работая над темой «Система самостоятельных работ по географии как средство   развития познавательного интереса к предмету»,  выстроила методическую систему  «Технология успеха обучения».

              Цель технологии:

    -       активизировать учебное познание;

    -       ориентировать и формировать личностный смысл учения;

    -       строить логическую структуру учебной информации;

    -       адекватно рассчитывать уровень сложности учебных задач;

        Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем?  Как? и т. д. Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями учеников.

        Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

    -       проанализировать методическую литературу по данному вопросу;

    -       разработать систему уроков, заданий;

    -       помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью;

    -       вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться;

    -       создать обстановку комфортности для ученика;

    -       развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески;

    -       дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.

          Я слышу – я забываю,
     я вижу – я запоминаю,
     я делаю – я понимаю».
     (Китайская пословица)

    Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью.

       Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности в учении необходим успех. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами.

           Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким.

           Успех сугубо индивидуален. Учебный успех зависит ещё и от того, что человек «может».  Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Есть ученики, для которых последовательное, логически выдержанное изложение материала вызывает затруднение, но зато они быстро и безошибочно находят решение интуитивно. Есть ученики, которые легче расскажут, чем напишут, а есть, кому устные ответы даются труднее, но зато письменно они чётко и полно изложат свои мысли.  А добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности. Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.

             Этапы создания ситуации успеха:

    1.  Мотивационный этап, т.е. сформировать мотив достижения.

    2. Организационный этап. Стараюсь обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом.

          Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но только одни знания – факты – не могут обеспечить настоящий успех в учении. С этой информацией надо уметь работать – превращать тексты в таблицы, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой…

             Цели, которые я ставлю перед собой в моей педагогической деятельности, следующие:

    Подвести детей к предмету обучения, раскрывающему логику научных знаний. Сформировать учебную деятельность

           Построение и эффективность урока, как основной организационной формы обучения и воспитания школьников зависит от конкретных целей, от содержания учебного материала и в значительной мере от методов обучения, которые должны обеспечивать максимально комфортное для детей общение с учителем. Поэтому одним из способов повышения эффективности урока я считаю использование нестандартных форм обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки в форме игр и т.д,

           Главной задачей является привитие интереса к учебным предметам и удержание интереса в дальнейшем. Этому способствует соединение учебной и игровой деятельности, когда учащиеся работают с познавательной литературой, энциклопедией, выступают с докладами, рефератами и т.д.

         Завершающим этапом в моей работе с учащимися по данной теме является:

         У детей должно быть сформировано желание и умение учиться.

         Овладение самоконтролем и самооценкой в учебной работе.

              Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:

     - самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы;

     - отстаивать своё мнение;

     - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

     - задавать вопросы своим товарищам;

    - оценивать ответы и письменные работы товарищей;

    - объяснять более слабым ученикам непонятные задания;

     - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;

     - проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;

     - решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.

          Успешности обучения биологии  нельзя добиться только при использовании классно-урочной формы, необходима планомерная и системная внеклассная, индивидуальная работа с учащимися.

    3. Итоговый этап.

           На этом этапе ставлю основную цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания.

           Итог учебной работы обычно сводится к отметке, что оказывается болезненным. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

       Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.

           Особого внимания требуют к себе слабоуспевающие ученики, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности.

          Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учёбе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Я должна, как учитель не столько учить, сколько помогать найти знания, необходимые для развития личности конкретного ученика.

           В итоге подчеркну, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она:

    -       организуется на всех этапах учебного процесса;

    -       усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе;

    -       реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что находит своё отражение в подборе приёмов и средств в работе с конкретным учеником;

           Пробуждая интереса к предметам, я не просто стараюсь передать свой опыт, но и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своём развитии более способным детям, учу воспитывать силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предметам, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности,  личной инициативы и творчества учащихся.

            По этим причинам я веду собственный поиск: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?»

        Рекомендации учителю

    ·  Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

    ·  Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

    ·  Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

    ·  Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

    ·  Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

    ·  Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

    ·  Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

    ·  Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

    ·  Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

    ·  Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

    ·  Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

    ·  Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

    ·  Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

    ·  Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

    ·  Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

    ·  В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

    ·  Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

    ·  Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

    ·  Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

    ·  Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.



    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

    «Самостоятельная работа на уроках географии и биологии как средство развития познавательной активности учащихся»

    ( из опыта учителя биологии, географии МБОУ

     «Карасинская ООШ им.Шарафутдинова З.Т.»

    Д.В.Гатиной)

     «Плохой учитель сообщает истину,

    хороший учит её находить»

    Адольф Дистервег

    Обоснование опыта:

               В последнее время теме самостоятельной работы на уроках уделяется огромное внимание.

               Современная система образования предъявляет все более высокие требования к личности каждого ребенка, а также профессиональной компетентности педагогических работников.

    В традиционной методике самостоятельной работы на уроках географии и биологии уделяется небольшое количество времени: в среднем от 5 до 7 минут. Чаще всего это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой, таблицами.  

    Сегодня в условиях перехода образования в нашей стране на ФГОС  остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельно приобретения знаний, умения и навыки.

    Именно идеи развития способностей личности ребенка самостоятельно приобретать знания, умения и навыки легли в основу моего опыта работы в данном учебном заведении.

    Цель моего опыта – обеспечение средствами предметов развития навыков самостоятельной работы на уроках географии и биологии для активизации познавательной активности учащихся.

    Задачи:

    Формирование способности к самообразованию и умению самостоятельно получать знания из огромного количества источников информации.

    Формирование познавательного интереса к предметам «география» и «биология» на основе самостоятельного добывания знаний, умений и навыков.

    Развитие способностей у учащихся постоянного поиска знаний и умения их использовать и применять на практике.

    Учить учащихся самостоятельно мыслить, иметь свою точку зрения на возникающие вопросы, искать пути преодоления трудностей, осознавать, где и когда можно применить полученные знания.

    Развивать у учащихся творческое воображение.

    Обеспечение качества образования достигается благодаря наличию комплексного методического оснащения образовательного процесса, роста собственной профессиональной компетентности, а также качественной организации образовательного процесса.

    Актуальность и перспективность опыта:

    Актуальность данной проблемы определяется социальным заказом современного общества.

    Организация учителем познавательной деятельности с высоким уровнем самостоятельности, инициативности и творчества формирует у учащихся умение «самостоятельно» учиться.

    Использование приёмов самостоятельной работы на уроках географии и биологии в условиях внедрения ФГОС II поколения в образование РФ является очень важным моментом. Ведь знания, добываемые учащимися самостоятельным путём, являются очень крепкими и прочными, как бы «пропущенными через себя». Знания, полученные в результате самостоятельной работы, помогут ребёнку в дельнейшем воспользоваться ими в своей практической деятельности. Еще К.Д. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Ведь ученик, который не приобрел навыков самостоятельно добывать знания, в средней школе не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, большим объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению в целом, учится ниже своих возможностей, а впоследствии, заканчивая школу, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески мыслить, выполнять свою работу, обязанности гражданина нашей страны.

            Теоретическая база опыта:

    Для реализации данного опыта работы применяется технология проблемного обучения , которая основана на создании проблемной ситуации, самостоятельной деятельности учащихся.

    Проблемное обучение позволяет педагогу учить ребенка мыслить, творчески усваивать знания. Создавая проблемную ситуацию, учитель моделирует условия, необходимые для исследовательской деятельности и развития творческого потенциала учащихся.

    Понимание проблем – это уже развитие, движение вперед. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. Проблемное обучение позволяет активизировать развивающий потенциал обучения, самостоятельную поисковую деятельность, высокий познавательный уровень, личностную включенность всех участников в процесс обучения, его практическую направленность.

    Технология опыта, методы и приемы:

    Использование приёмов самостоятельной работы на уроках географии в условиях внедрения ФГОС в образование является очень актуальным. Ведь знания, добываемые учащимися самостоятельным путём, являются очень крепкими и прочными, как бы «пропущенными через себя». Знания, полученные в результате самостоятельной работы, помогут ребёнку в дельнейшем воспользоваться ими в своей практической деятельности. Еще К.Д. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

    Самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

    - в каждой конкретной ситуации соответствует каждой конкретной задаче и цели;

    - формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый уровень ЗУНов и его продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

    - вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации;

    - является орудием педагогического руководства в управлении познавательной деятельностью учащихся.

     Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями:

    - копирующие действия (по образцу) – это является подготовительной работой к самостоятельной деятельности;

    - репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти;

    - продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов;

    - собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.

    - Требования к организации самостоятельной работы на уроке: 

    - Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

    - Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

    - Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

    - Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

    В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: 

    - Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

    - Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.

    - Решение задач и практические, лабораторные работы.

    - Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).

    - Доклады и рефераты.

    - Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.

    - Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

    Планируя каждую тему программы, необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику, изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки закладывания опытов, темы наблюдений для учащихся.  Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

    Планируя самостоятельную работу необходимо: 

    - предусматривать ее место в структуре урока;

    - ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;

    - предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

    - определять форму заданий;

    - устанавливать оптимальную длительность работы;

    - подбирать соответствующий дидактический материал;

    - предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

    Из опыта работы:

    Формирование познавательного интереса и самостоятельности на уроках географии и во внеурочное время я осуществляю с помощью различных приемов и способов. Разумеется, при их выборе следует учитывать особенности содержания материала, который следует усвоить, а также уровень предшествующей подготовки учащихся. Как правило, деловые игры можно использовать в том случае, когда школьники обладают достаточным уровнем самостоятельности, а изучаемое содержание носит проблемный характер. Значительную возможность в организации самостоятельной работы учащихся открывает такая форма, как уроки-семинары. Отличительной чертой данной формы является коллективное обсуждение вопросов и проблем, основанное на самостоятельном изучении литературы. Здесь формируются такие умения как: работа с различными источниками, отбор необходимого материала, проверки знаний и умений после домашней проработки материала и при изучении нового материала как форма самостоятельного изучения систематизация материала в логике поставленных вопросов; способность выступать перед аудиторией на заданную тему; участвовать в коллективном обсуждении.

    На уроках-лекциях применение самостоятельной работы правомерно в старших классах. Слушая учителя, учащиеся самостоятельно отбирают и записывают главное. Для руководства познавательной деятельности во время лекции важно сообщить им логическую структуру изложения, дать план лекции, записав его на доске.

    И, наконец, самостоятельным методом активного обучения является игра. Она может быть организована как форма материала на основе работы с учебником, дополнительной литературой и картой на уроке. Урок в форме игры особенно интересен учащимся 6-8 классов.

    Например, при изучении физико-географического положения Африки можно провести игру - путешествие "Вокруг Африки". От участников игры требуется указать, мимо каких островов, полуостровов проходит путешествие, по какому морю, проливу. Во время этого «путешествия», учащимся предлагается нанести на контурную карту географические объекты. Изучение природных зон материка проводится в форме ролевой игры. Участники игры – учащиеся, египтянка Клеопатра (одному из учеников даётся опережающее задание), которая во время проведения экскурсии по своей стране, рассказывает учащимся о природной зоне пустынь. Используя текст учебника, карты атласа, дополнительную литературу - составляют характеристику природных компонентов изучаемой зоны. Результаты работы фиксируются в таблице.

    С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера, что и способствует совершенствованию любого урока.

    Конечно, сложно ответить на вопрос: насколько удается решать вопросы использования самостоятельных работ на уроках географии и биологии и во внеурочное время. Но работа в данном направлении продолжается. Для меня, как для учителя, важно не только качество знаний по предмету, но и развитие интеллектуальных и творческих способностей каждого ученика, что часто достигается применением именно самостоятельных работ в различных видах и формах.

    Список литературы

    1. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии.- М.: Просвещение, 2001.
    2. География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. А.Б. Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 150 с.
    3. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы / сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2009. – 173 с.
    4. Коринская В.А. Самостоятельная работа учащихся по географии материков.- М.: Просвещение, 1997.
    5. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5-9 классы: книга для учителя /под ред. Г.Ф. Суворовой.- М.: Просвещение, 1990.
    6. Самостоятельная работа на уроках географии [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/53-1-0-1918


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся

     В процессе обучения учащимся  необходимо овладевать  знаниями и приобретать  умения самостоятельного учебного труда .  В программах по химии и биологии пред...

    курсовая работа "Проектная деятельность по биологии как средство развития познавательной активности учащихся"

    Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир.  Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям...

    «Проектная деятельность по истории биологии как средство развития познавательной активности учащихся».

    Выступление на городской конференции СПб АППОУчителя биологии ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»Герасимовой Ларисы Сергеевнына тему: «Проектная деятельность по ис...