курсовая работа "Проектная деятельность по биологии как средство развития познавательной активности учащихся"
методическая разработка по биологии (5, 6, 7 класс) на тему

нина федоровна малюгина

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир.  Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельУная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой творческой деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектный  метод. Задача современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.

Эффективность метода проекта связана с решением насущной проблемы образования – развитием социальной компетентности. Совместная работа над проектом помогает воспитанию социальных навыков взаимодействия, учит работать в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx766.6 КБ

Предварительный просмотр:

                           Проектная деятельность по биологии

как средство развития познавательной активности учащихся.

                                                                                     Знание только тогда становится знанием,

                                                                                     Когда оно приобретено

                                                                                     Усилиями своей мысли, а не памятью.

                                                                                                                                Л.Н. Толстой.

  1. Введение.

Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир.  Важнейшие черты поведения ребёнка — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельУная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой творческой деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектный  метод. Задача современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.

Эффективность метода проекта связана с решением насущной проблемы образования – развитием социальной компетентности. Совместная работа над проектом помогает воспитанию социальных навыков взаимодействия, учит работать в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности.

1.1 Актуальность метода проектов для современной школы

В традиционной системе обучения акцент делался на усвоении готовых знаний, а процесс обучения строился в основном на эксплуатации памяти. Современные подходы к образованию- личностнодеятельностный,  культуросообразный и компетентностный- ориентирует на развитие самостоятельного мышления учащихся, освоение знаний на личностном уровне, обретение культурных ценностей в процессе проживания отношений.

Особенно важно развивать такие интеллектуальные умения, как анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать, принимать решения, прогнозировать, соотносить результат действия с выдвигаемой целью. Однако сами эти результаты не возможно  использовать, если не развивать социальную компетентность, проявляющуюся в умениях работать совместно, обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, исполнять разные социальные роли, владеть культурой общения.

Задача педагога – обеспечение педагогических условий максимально способствующих естественному развитию личности учащихся и стимулирующих их деятельность. Познание окружающего мира должно строиться в тесном сотрудничестве учителя и учащихся.

Проектный метод в современном школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно - урочной системе. Освоение и введение его в практику не означает возврата к опыту 20-30 х годов, когда предлагалось все познание свести лишь к опыту проектов. Современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Внедрение проектной деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

1.2. Научность проектной деятельности

         Проектная деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач творческого характера под руководством педагога. Проектная деятельность школьников — это познавательная, учебная, творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта. Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.

 Цель  проектной образовательной технологии: создание соответствующих условий, способствующих активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний из различных источников формирование умения пользоваться знаниями с целью решения познавательных задач развитие коммуникативных и исследовательских навыков активное развитие мышления.

Проектная работа ведётся учащимися самостоятельно при условии сотрудничества с педагогом, который руководит творческим познавательным процессом и контролирует его. В результате такой творческой работы получается «проект» продукт, созданный для решения поставленной задачи, детального исследования проблемы.
Проектный метод — это новый инновационный метод обучения, основанный на естественном стремлении ребёнка к постижению мира, который его окружает, в результате чего развитие получает познавательная сфера ученика, его способности мыслить глубоко и самостоятельно, креативно относиться деятельности.

       1.3. Практическая направленность

Проектная деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. В науке главной целью является производство новых знаний. В образовании цель проектной деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал,проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат  общаться в коллективе.

  1.4. Особенности метода проекта

1. Деятельностная форма обучения.

2. Совместное,групповое обучение( обучение в кооперации с другими), что дает приращение социальных умений и навыков.

3. Личностно ориентированное обучение. Положительная мотивация и личная заинтересованность поддерживают самостоятельность, помогают преодолеть трудности и укрепляют волю.

4. проблемное обучение.

5. здоровьесберегающий метод: при выполнении работ учитываются возможности обучающегося в организации места, времени, режима.

Метод проектов представляет собой деятельность группы, которые сообща выбирают тему, определяют цель, форируют задачи, разрабатывают совместно план действий, проводят в малых группах заплани рованную работу и завершают проект представлением результатов работы в классе или в рамках широкого социального окружения.

 Типы проектов

-Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.

-Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.

-Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.

-Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

-высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

-приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

-развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

-межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

На выбор темы для проекта влияют некоторые факторы

  • Тематика проекта может быть сформулирована на основе рекомендаций государственной системы образования, в соответствии с учебными программами.
  • Тема для проекта может быть инициативой учителя в рамках определённого предмета или изучаемого учебного материала.
  • Тема проекта может быть основана на профессиональном интересе педагога или интересах учащихся.
  • Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью углубить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
  • Когда с темой и типом проекта всё понятно, педагог должен уделить внимание правильной организации деятельности ученика. А для этого надо знать план и структуру будущей проектной деятельности.                                         

  Этапы проектной деятельности:

 1. Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям школьников, была интересна для детей.

2. Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.

3. Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.

4. Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.

5.  Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы

  • Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям школьников, была интересна для детей.
  • проблемы возникли при работе над проектом
    Для чего нам нужен проект?

  Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности.

  Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

  Принимать самостоятельные аргументированные решения.

  Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.

Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка.

 1.5. Психолого – педагогический портрет группы учащихся, являющихся базой для формирования опыта.

Моя работа как учителя биологии связана в школе с учащимися ОВЗ. Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности.

Проектная  работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить, кто интересуется вопросами проекта, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в  жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Это возможно сделать в рамках урока или  внеурочной деятельности. Для учащихся, которые по своему желанию включаются в проектную деятельность по предмету разрабатывают свои методы исследования. Сопоставляют данные своих наблюдений, творчески анализируют свои исследования и делают выводы.

Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка.

Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.

Как правило, уроки, на которых использовался метод проектов, и озвучивались в той или иной мере исследования учеников вызывали  интерес у  школьников. Они проходили очень живо, занимательно, а знания, полученные во время этого урока, лучше закреплялись в памяти.

Во время уроков биологии наметился значительный рост познавательной активности, знания и в особенности умения стали более  прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить интерес к предмету, приучать к самооценке результатов своего труда. Учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Такая форма активного взаимодействия способствовала более быстрому и непринужденному вхождению учащихся в учебную деятельность, созданию благоприятного психологического климата.

Именно метод проектов дает высокий результат – высокую мотивацию к обучению, и как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.

Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Проектные технологии являются активными формами педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей.

                                         2.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

   2.1   Идея – Создать жизнь в аквариуме  !

Это развивает у учащихся мыслительную деятельность, на основе наблюдательности.

Запросы опирались на интересы каждого:

  • Кто рыбок
  • Кто водоросли
  • Кто улиток
  • Кто фильтр
  • Кто субстрат

В начале проекта в группе, заинтересованных созданием живого уголка было сумбурное представление. Постепенно в ходе последующих занятий и бесед выделялись четкие  линии, кто хочет и сможет выполнить в решении задачи общего дела.

Формы работы были индивидуальные(поход в магазин, консультация с продавцом, покупка рыбок, корм, фильтра);

Групповые  ( подготовка аквариума, расположение субстрата, водорослей, установка фильтра, кормушки);

Совместные (  подбор литературы, ознакомление с содержание рыбок в аквариуме).

Опираясь на опыт по содержанию аквариума в домашних условиях, учащиеся вносили свои предложения по составлению и оборудованию аквариума в кабинете биологии. Создание живого уголка изменил отношение учащихся  в общении друг с другом. Они стали намного дружнее прислушивались к советам каждого, рассказывали о своих аквариумах в домашних условиях. У учащихся появилась общая тема для общения.

По моим наблюдения , как учителя должна отметить , что создание живого уголка в кабинете биологии «Аквариум» привлекает детей к наблюдениям за его живыми организмами, за их образом жизни. На лицах учащихся появляется радость, приводящая к общению их друг с другом. Возникают вопросы :А почему так?

2.2.   ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
        В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ

Цель: Развитие представлений у учащихся о биологическом комплексе аквариума, как о экологической системе, компонентами, которой являются организмы - накопители, организмы потребители и разрушители

Задачи педагогического опыта:

  • обучающая – обучение школьников на уроках биологии методу проектов как способу учебной деятельности;
  • развивающая – развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить наблюдения, создавать собственные проекты;  
  • воспитательная – воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу.

Основные компоненты системы работы:

  • изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
  • подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
  • привлечение к созданию проектов учащихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
  • использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
  • организация мониторинга формирования проектных умений;
  • диагностика уровня сформированности проектных умений;
  • оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проект

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование  выбора:

Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.

Формы – групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, беседы, дискуссии, практика, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету,  проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Средства – компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные пособия, сеть Интернет. Книги из школьной библиотеки

Виды деятельности – формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения:

  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск,  в Интернете, формулирование ключевых слов.
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

 2.3.  Обоснование выбора 

     Данные формы работы повышают эффективность как урока, так и работы ученика, экономят время, что дает возможность больше уделить внимания на выработку навыков, позволяют использовать разные формы обучения, что делает процесс обучения более интересным, позволяют за короткие сроки менять различные виды деятельности, закрепляют и развивают общеучебные навыки и умения самостоятельной работы, активизируют познавательную деятельность, повышают качество знаний.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Чем более свободно владеют школьники проектными умениями, тем более активно они используют метод проектов для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Привлечение к проектной деятельности учителей-предметников обеспечивает наибольшую эффективность развития познавательной активности учащихся.

Внедряя метод проектов в классно-урочную систему организации учебно-оспитательного процесса, надо учитывать следующее:

  • Проектное обучение, внедряемое в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса, не может и не должно подменять собой содержательное предметное обучение.
  • Проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе.
  • К моменту выполнения первого проекта у учащихся должны быть сформированы элементы проектной деятельности как отдельные умения хотя бы на самом элементарном уровне. Приступать к работе над проектом можно только тогда, когда ученики смогут работать почти на всех этапах самостоятельно или с небольшой консультативной помощью.
  • Организовывать надо такие учебные проекты, которые решали бы и задачи освоения программного материала.
  • Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много. Оптимальное количество 1–2.

Необходимые ограничения и запреты:

Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого мастерства.

  2.4. Педагогические итоги.

Исходная мотивация проекта» Авариум »:

Для кабинета биологии был предложен в качестве подарка  аквариум. Я провела беседу с учащимися: Можем ли мы, оживить этот домик, превратить его в живой уголок?

У кого дома есть аквариумные рыбки? Поговорить с родителями , что необходимо иметь для аквариума и его обитателей?

Кто из взрослых нам может помочь в этом деле? Возможна помощь материалом, содержимом своих аквариумов.

В ходе организации и выполнения проекта роль учителя была как консультанта, помощника в организации. Вся работа по созданию аквариума опиралась на опыт учащихся по содержанию домашнего аквариума. Теперь надо создать живой уголок в аквариуме , который находится в кабинете биологии. Необходимо было  определить личностный вклад каждого участника проекта в общем деле.

2.5.  Методический паспорт работы над проектом »Аквариум»

             

                                 Работа над проектом «Аквариум»

Тема:  Создание живого уголка «АКВАРИУМ»

Составление аквариума

Предмет:    основного образования на уроках естествознания и биологии

Классы:     5- 9 классы

Возраст:     12-16 лет

Идея  проекта: создание живого уголка в форме аквариума- объекта работы, который позволит на основе наблюдательности изучить рыб, как живых организмов в экологической системе биологического комплекса.

Планируемый результат:

  • создать и оборудовать аквариум
  • заселить живыми организмами (рыбки, улитки, водоросли)

Цель: Развитие представлений у учащихся о биологическом комплексе аквариума, как о экологической системе, компонентами, которой являются организмы - накопители, организмы потребители и разрушители.

Задачи:

Образовательные:

  • Это позволит наглядно познакомить учащихся с круговоротом веществ в природе;
  • Изучать содержание материала учебника на примере живых обитателей аквариума - рыбы, моллюски, водоросли;
  • Понять ближе значение биологической цепи жизни в водной среде обитания;
  • Расширение кругозора учащихся.

       Воспитательные:

  • Воспитание у учащихся волевых качеств, дисциплины, развитие бытовых навыков, чувства прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире природы;
  • Осознание детьми их значимости в решении экологических проблем;
  • Формирование ответственности каждого за порученное дело в расширении общего задания;
  • Воспитание аккуратности, прилежания, любознательности, чувства взаимопомощи.

Социально - коммуникативные:

  • Развитие познавательной активности и творческих способностей;
  • Взаимодействие  учащихся при решении главной цели проекта;
  • Развитие коммуникативных способностей, необходимых для решения задач  в сфере обслуживания ( магазин);
  • Умение критически оценивать свою работу и себя;
  • Осознание своей значимости в общей цели;
  • Развитие в детях чувства уверенности в своих возможностях.

Материалы: аквариум, оборудование для аквариума( термометр ,фильтр, лампочка, кормушка, стекло); для аппликации (картон, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры);фотографии, бумага для записей.

Количество участников:  10 учащихся

  • 1 ученик – принес аквариум
  • 3 учащихся – приобрели рыбок
  • 1 учащийся - субстрат
  • 2 учащихся – фильтр, водоросли
  • 2 учащихся – осуществляют замену воды и поддерживают чистоту аквариума
  • 1учащийся – литература о рыбках

Общее время работы над проектом:  начало     20 января

                                                окончание   31 марта

Характеристика и направление проекта---обучающая, воспитывающая

Методы:

  • Опыт домашнего содержания аквариумных рыбок;
  • Изучение методической литературы
  • Просмотр открыток с изображением рыбок
  • Консультация с продавцом зоомагазина

Средства:

  • Книги;    Вода    Электричество

Планирование работы:

Как будем достигать цели?

этапы

срок

Что сделали

1.

Приобретение

аквариума

К 25 января

Привезли в класс 22 января

2.

Найти литературу об аквариуме

К 27 января

Обсудили после уроков 21 января

3.

Какой требуется уход за аквариумом?

К29. 01

Родители посоветовали своим детям

4.

Атрибуты необходимые для содержания

К  30.01

Купили фильтр

Васильева к 26.01

5.

Совместимость рыбок

К 31.01

Купили рыбок в магазине

28.01

6.

Водоросли, субстрат

К 28.01

Принесет из своего аквариума

7.

Где взять ракушки?

К 8.02

Принесли учащ-ся, которые были летом на море

8.

Беседа с группой уч-ся: Как будем приобретать рыбок и каких?

К15.02

Зоомагазин

12.02

9.

Содержание и гигиена аквариума

1раз в месяц

По мере необходимости

11.

Беседа о бережном отношении к

На уроках

По мере необходимости

Состав участников

 п/п

Ф.И. участников

Наличие домашнего аквариума

Проявление желания к участию в проекте

1

Васильева ксения 5-г кл

+

+

2

Журкина Зоя     5-в кл

-

+

3

Романюк Игорь  6-в кл

+

+

4

Опальченко Алена  6-г кл

+

+

5

Купцова Лера  7-в кл

+

+

6

Литвин Никита 7-в кл

_

+

7

Шанин Виталий 7-г кл

+

-

8

Акимова оксана  8-б кл

_

-

9

Забелов Влад  8-б кл

_

+

10

Акимов Вова  9-б кл

+

+

 график выполнения  работ

Дата

время заполнения

Что делали

ответственные

1

14.01.15

14.00-14.20

Знакомились с дополнительной литературой »Содержание рыбок в аквариуме», принесли книги. Открытки о рыбках

Акимов В, Забелов В

2

21.01.15

14.00-14.20

Обсуждали, что необходимо для содержания аквариума. Составили схему : Необходимые атрибуты  для аквариума

Все вместе

3

28.01.15

14.00-14.20

Подготовили аквариум для его обитателей:

помыли аквариум и субстрат;

разместили содержимое;

Налили воды.

Опальченко А, Купцова Л

4

04.02.15

14.00-14.20

Заселили аквариум живыми организмами(рыбки, улитки, водоросли)

Литвин Н, Шанин В

5

11.02.15

14.00- 14.20

Определили норму , количество раз кормления рыбок

Журкина З, Васильева К

6

18.02.15

14.00-14.20

Наблюдали за поведением рыбок и улитками во время их кормления

Образцова С

7

25.02.15

14.00-14.20

Обсуждали роль фильтра и компрессора в жизни аквариума

Романюк И

                                              Работа над проектом  :  

 

                                                 Количество занятий – 6

Занятие № 1.

Тема:   Создать уголок живой природы

Цель:   Обустроить аквариум и заселить его рыбками и живыми организмами

Что для этого надо?

Аквариум:

вода    -  электричество -   рыбы  -   корм  -   кормушка   -- литература

освещение   -  моллюски  -   водоросли    -субстрат  -   фильтр -   сачок

собрали идеи по организации аквариума

Занятие № 2

Тема:  Обустроить аквариум

Цель: Составление графика работ, что мы должны сделать для создания аквариума  (подготовка к заселению живых организмов)

Задачи:

-изучить литературу по содержанию аквариума;

-определить, где лучше поставить аквариум, чтобы учащимся было удобно наблюдать за жизнью рыбок;

-проведение санитарно- гигиенических процедур с аквариумом;

-распределить субстрат и водоросли на дне аквариума;

-разместить ракушки;

- налить воду из водопровода и дать отстояться в течении 2-х суток;

- подключить фильтр к сети

Занятие № 3

Тема: Заселение аквариума живыми организмами

Цель:  Заселить аквариум живыми организмами

Задачи:

- поселить в аквариум в аквариум рыбок: гуппи, гурами, меченосцы, золотая, моллюски-обыкновенная катушка; водоросли

живые и искусственные;

-измерить температуру воды-21 градус С

- вылили рыбок вместе с водой

 занятие № 4

Тема: Использование живого и сухого корма

Цель: Определение видов кормов для рыбок

Задачи:

-Организовать наблюдение за поведением рыб во время кормления живым и сухим кормом( определить какой корм более экономичен и практичен);

- определить , как корм влияет на состояние воды;

- определить нормы каждого вида корма;

Наблюдали , что вода быстро портится при лишнем количестве корма.

      Занятие №5

Тема: Наблюдение за поведением живых организмов в аквариуме.

Цель: определить активность рыбок во время подачи корма в кормушку. Где находятся моллюски в это время? Как они передвигаются7

Наблюдали:  Во время кормления рыбок, они подплывали к кормушке, захватывали корм ртом. Улитки ползают по стенкам аквариума и по субстрату с помощью ноги.

 Занятие № 6

Тема:  Роль фильтра . Как в аквариум поступает воздух для дыхания рыб?

Цель: Определить значение фильтра и компрессора в аквариуме

Рассмотрели устройство фильтра. Прочитали инструкцию по его устройству назначению.Правила обращения с ним.

Определили, что кроме очистки воды, происходит также образование и оснащение воздухом воды. Наблюдали, как рыбки подплываю к пузырькам воздуха и захватывают их ртом.

Для чего же нужен воздух рыбкам?

                                                          Ход презентации

Цель: Познакомитьс проектом учащихся других классов.

Деятельность детей: Рассказ о работе,обитателях аквариумав форме интервью.

F:\КУРСОВАЯ 2016\ф. аквар\100_2533.JPG

этапы

СОДЕРЖАНИЕ

 Виды деятельности с учащимися

Добрый день, учащиеся и гости нашей презентации. Мы рады видеть Вас у нас в гостях.

1.

Организация учащихся на совместную работу

Загадка:   отгадайте!

Этот дом не деревянный, не из камня этот дом.

Он прозрачный, он  стеклянный, нету номера на нем. И жильцы в нем  не простые, молодые, расписные.

Эти самые жильцы, знаменитые пловцы.

( Аквариум)

Мотивация.

Посмотрите, дом стоит. До краев водой налит.Без окошек, но немрачный. С четырех сторон прозрачный.

2.

Сообщение темы и цели.

Актуальность.

Ребята! Жизнь самое удивительное и замечательное явление  природы. Она превратила любой уголок окружающего мира в многоцветный и многозвучный  мир. Всюду кипит жизнь. Даже в этом маленьком домике мы любуемся его жителями. От которого получаем радость и душевное успокоение.

Рыбки –это живые организмы, которые живут только в воде.

  • Они дышат
  •             Они питаются
  •             Они плавают
  •             У них появляется потомство
  •          Они являются кормом для больших рыб и животных

Пресс-конференция:

Сегодня наши гости будут в роли журналистов, а участники проекта –любители аквариумисты.

Наша конференция будет проходить под девизом: » Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»

Воспитание у детей чувства прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире

Отражение структурных компонентов рассказа, доступность их для осознания детьми

Девиз использован для единения участников встречи, придания положительной  идеи.

3.

Постановка проблемного вопроса

Ребята, посмотрите на аквариум. Как он создавался? Какие живые организмы здесь живут? Как они передвигаются7

 Фронтальная работа с детьми

4.

Актуализация опорных знаний

Рассказ о создании аквариума.

Аквариумисты:

1.Что сначала было сделано?

-аквариум

2.Как заселяли аквариум живыми организмами?

« В воде они живут, нет клюва, а клюют»

3.  Что нужно для жизни рыбкам?

(вода, корм, воздух)

4.Как работает фильтр? Как подается воздух?

5. Что можно наблюдать  в аквариуме?

6.А можно ли изучать  строение рыб?

Как они питаются?

Как дышат?

Как у них появляется потомство?

За какими еще организмами можно наблюдать в аквариуме?

Игровая ситуация

Проверка знаний теории в процессе практического упражнения

Мыслительные приемы: сравнение, анализ, синтез

.

Практическая работа. Собираем аппликацию

1.и з каких частей состоит рыба?

Наклеить на общий контур части тела рыбы

2.Что известно о глазах рыб? ( хорошее зрение, нет век, вода увлажняет и очищает глаза)

3. Для чего рыбам нужны жабры?  ( для дыхания нужен кислород, который она получает из воды через жабры)

4. Почему же рыба может жить в воде, а человек нет? (туловище рыб обтекаемо, чешуйки и слизь, что облегчает им движение в воде);

5. Как рыбы плавают? (плавники. Спинной, брюшные, боковые- повороты. Хвост- руль)

6. Что помогает рыбе всплывать?  (плавательный пузырь, наполненный воздухом)

7. Что за наряд- блестящий сверху на теле рыб?

( чешуя- защитный слой)

Ребята!  Какая красивая рыбка у вас получилась!

8. А кто еще живет в аквариуме?Улитки.!!

Это рыба?    ( Нет.)  

9.  Какие правила обращения с аквариумом и его обитателями  вы знаете , их необходимо соблюдать

  • Не кричать
  • Не засорять мусором
  • Не стучать по стенкам
  •  Не трогать воду руками

Интегрированное задание- развитее мелкой моторики кистей рук, аккуратности, сотрудничество.

Закрепление знаний о необходимости каждого органа в жизни живых организмов- рыб.

Загадка:  « У родителей и деток вся одежда из монеток»  ( чешуйки)

Качественная оценка деятельности ( ситуация успеха)

Загадка  про улитку! «Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке. На себе  ее везет , по соломинке ползет»

Оценка проектных умений может осуществляться и по итогам письменной рефлексии. Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных разными способами: при оценке учителем и внешними экспертами (в том числе одноклассниками), самооценки.

Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 –  чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 

3.   Выводы

3.1.  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:

  • устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
  • положительная динамики уровня обученности;
  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;
  • прочные навыки проектной деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей учащихся;
  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Все педагоги школы, осуществлявшие сотрудничество с автором по реализации данного опыта, отмечали большую заинтересованность учащихся в создании своего проекта и более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы.

Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время  в проектной деятельностью по разным предметам.

        3.2 НОВИЗНА ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Практика показала, что проведение проектной деятельности требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), поэтому её использование в урочной деятельности по одному предмету ограничено и не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе.

Методической работой такого творческого объединения учителей проектного обучения может  стать:

  • выявление уровня сформированности общеучебных и проектных умений поэлементно;
  • выстраивание согласованного плана их формирования и развития на разных предметных уроках в течение учебного года;
  • планирование и проведение межпредметных, интегрированных проектов с использованием временного ресурса нескольких предметов;
  • выработка единых подходов и требований к организации проектной деятельности (в том числе дидактических материалов).

Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:

спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;

  • подобрать вопросы рефлексии;
  • организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.
  • Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят:
  • сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
  • целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
  • при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.

Как в урочной, так и во внеурочной проектной деятельности, описанной
в данном опыте, прослеживаются прочные метапредметные связи, которые способствуют
развитию познавательной активности учащихся.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии
в системе учебных занятий по биологии можно сделать выводы:

  • Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
  • Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
  • Прежде всего, это обусловлено:

проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

  • неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельнос

                                         4. Заключение

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает   внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако,использование проектной методики все ещё уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения,  консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе.  

Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение_____________________________________________________  2                                                  

    1.1.  Актуальность метода проектов _______________________________2

   1.2.  Научность проектной деятельности____________________________3

   1.3. Прктическая направленность проектной деятельности ____________3

   1.4 .Особенности метода проекта _________________________________4

    1.5. Психолого педагогический портрет участников проекта __________6

2.  Педагогический опыт __________________________________________8

     2.1.Идея опыта________________________________________________8

    2.2. Основные методы в педагогическом опыте _____________________8    

    2.3. Обоснование выбора ______________________________________ 10

    2.4. Педагогические идеи  _____________________________________  10

    2.5. Методический паспорт работы над проектом «Аквариум» ________10

3.  Выводы _____________________________________________________20

    3.1. Результативность педагогического опыта _____________________20

    3.2. Новизна представляемого педагогического опыта ______________20

 4. Заключение   ________________________________________________22  

 5. Приложения 1. 2._____________________________________________25

        

Список литературы:

1. Алексеев Н.Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении.// Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении М.: ИРПТ И ГО МАГО, 2003.

2. Аюпова С.Д. «Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии» http://festival.1september.ru/

3. Батан  Л. Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения: Курс лекций.   Новос. : Изд-во НИПКиПРО, 2002.

4. Белкин  А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М. Просвещение, 1991 г.

5. Границкая  Л.С.. Научить думать и действовать. М. Просвещение, 1991 г.

6.  Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.- 48 с. 

7. Костюкова Н.К. Научно-исследовательская работа учащихся. – М.: Математика в школе №5, 1999

8. Матюшкин А.М . Загадки одаренности. М. Школа-пресс, 1993 г.

9. Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании: Методическое пособие / Под редакцией В.С. Рохлова. – М.: МИОО, 2006. – 96 с.

10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.

11. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. / «Учитель», № 4, 2000.

12.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 272 с

13. Тихомирова Л.Ф.  Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль.  Академия развития, 1997 г.

Приложение 1.

                                 Руководство для учащихся ( предпроектный этап)

Проект –это самостоятельная исследовательская деятельность по решению значимой для участников проекта проблемы.

  1. Перед началом работы над проектом ответьте на следующие вопросы:

           - Какая цель нашего проекта?

           - Почему участие в проекте важно для меня?

           - Что потребовалось сделать , чтобы осуществить проет?

           - Что я буду делать в проекте?

          - Какими должны быть участники проектной группы, чтобы проект был успешным?

           - Какие трудности могут встретиться в проекте и как их можно преодолеть?

           - Какой продукт мы получим в итоге?

           - Кто , кроме нас самих , может быть заинтересован в этом продукте?

           -С каких позиций можно будет оценить полученный продукт?

  1. Проанализируйте свои ответы,обсудите с другими кчастниками проекта.
  2. Оцените свою готовность к проекту в 5-ти бальной шкале.
  3.  Что , по-вашему, станет решающим фактором успешности проекта?

Приложение 2.

       Анкета для выявления проектных умений

Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 –  чаще не получается; 0 – не умею

Ф.И. ученика, класс_______________________________________________

Учебный проект __________________________________________________

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Формулировать проблему

2. Ставить цель

 

 

3. Ставить задачи

 

 

4. Выбирать методы и способы решения задач

 

 

5. Планировать работу

 

 

6. Организовать работу группы

 

 

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.

 

 

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

 

 

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

 

 

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

 

 

11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны

 

 

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся во внеклассной деятельности.

Развитию познавательной активности учащихся школы  способствуют многие факторы. Современные школьники заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний. Метод проектов-это один из способ...

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

«Самостоятельная работа на уроках географии и биологии как средство развития познавательной активности учащихся»

Сегодня в условиях перехода образования в нашей стране на ФГОС  остро встаёт необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельно приобрет...

«Проектная деятельность по истории биологии как средство развития познавательной активности учащихся».

Выступление на городской конференции СПб АППОУчителя биологии ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»Герасимовой Ларисы Сергеевнына тему: «Проектная деятельность по ис...