Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся во внеклассной деятельности.
статья по теме

Развитию познавательной активности учащихся школы  способствуют многие факторы. Современные школьники заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний. Метод проектов-это один из способов решения этой задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Адаричева Е.А.

Метод проектов как средство развития познавательной активности

учащихся во внеклассной деятельности.

Современное общество развивается стремительно и ставит  перед школой новые задачи. В современном мире практически во всех развитых странах  основные цели обучения формулируются как интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления. В условиях гуманизации образовательного процесса перед современной школой стоит задача не только обеспечить учащихся необходимым объемом знаний, но и  способствовать воспитанию  у них активного, сознательного, творческого отношения к учению и деятельности в целом.

 «Активность в учении … не просто деятельностное состояние школьника, а … качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательной цели» (1, с.54).

Успешному решению задачи развития познавательной активности способствует поиск в учебно-воспитательном процессе соответствующих условий и факторов. Современные школьники заинтересованы в получении практически-ориентированных знаний, которые способствовали бы их  адаптации в обществе.

Проблеме развития познавательной активности учащихся посвящены труды Б.П. Есипова, М.А. Данилова, А.Г. Марковой, М.И. Пидкасистого, Ф.И. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской…

Исследователи познавательной активности ведут речь о различных уровнях познавательной активности. Интерес представляют уровни познавательной активности , выделенные Т.И. Шамовой и Г.И. Щукиной. Разделение уровней познавательной активности, предложенное Г. И. Щукиной, опирается на традиционную классификацию методов обучения: первый уровень соответствует репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна. Второй - поисково-исполнительский, при котором ученик уже самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи. Третий уровень — творческая активность, когда и учебная задача, и способы ее решения предлагаются самим учеником. Т. И. Шамова также выделяет три уровня познавательной ак тивности, но определяет их не по методам обучения, а по образу дей ствия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Е.В. Коротаева предлагает выделить нулевой уровень активности, «характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением» (2, с.11). Таким образом,  предлагаются следующие уровни познавательной активности: нулевой, относительный, исполнительный, творческий.

Развитию активной познавательной деятельности учащихся способствуют динамичность, разнообразие форм, методов, приемов обучения. Исследовательские, творческие методы обучения должны играть ведущую роль.

Важнейшим условием активизации познавательной деятельности учащихся является мотивация к учению. «Познавательной активностью мы будем называть все виды активного отношения к учению  как познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов; цели, реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции» (3 ,с.45).

Познавательную активность на уровне направленности личности можно сформировать, если проводить целенаправленную работу по активизации познания не только в учебной деятельности, но и во внеклассной. Требуется новый подход к организации внеклассной деятельности, направленный не только на организацию досуга учащихся, но и вместе с тем на активизацию их познавательной деятельности.

Одной из нетрадиционных форм внеклассной работы в современной школе является проект. Организация внеклассной работы через проектную деятельность направлена на развитие познавательной, творческой, поисковой, экспериментальной деятельности учащихся.

Проект (от латинского – «брошенный вперед») - 1) совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия; 2) предварительный текст какого-либо документа; 3) замысел, план   (4, с. 23).

Проект – творческая работа, лишенная шаблонов; это форма деятельности, направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся; позволяет реализовать творческие и организаторские способности самого учителя и ,что важно, дает возможность учащимся раскрыть свои способности. «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия…» (В. Гузеев).

Проект — это ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и специфической организацией. (В.Д. Симоненко) (5, с. 29).

Метод проектов не является новым в мировой педагогике, но вместе с тем сегодня его относят  к педагогическим технологиям XXI в. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Считалось чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых  знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Концептуальные положения теории Дж. Дьюи:

  1. ребенок в процессе своей жизнедеятельности повторяет путь человечества в познании;
  2. усвоение знаний – это неуправляемый, спонтанный процесс;
  3. ребенок усваивает материал, непросто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях.

Условия успеха в обучении (по Дьюи):

  1. активность ребенка;
  2. проблематизация учебного материала;
  3. связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

  1. подвести детей к противоречию и предложить им самим найти решение;
  2. столкнуть противоречия с практической деятельностью;
  3. излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  4. побуждать делать сравнения, обобщения, выводы;
  5. ставить конкретные вопросы и проблемные задачи (6).

Дж. Дьюи искал способы приобретения знаний, сообразные природе детского познания. Ценность его метода в современном прочтении видится в  возможности освоения учеником способа самостоятельного познания.

Идеи Дж. Дьюи легли в основу  теории и деятельности его ученика и последователя Килпатрика.

По мнению Килпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Проектом (по Килпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В. Килпатрик выделил четыре типа проекта:

  1. Воплощение мысли на внешнюю форму.
  2. Получение эстетического наслаждения.
  3. Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы.
  4. Получение новых данных, усиление степени познания, таланта (7).

В России 20-е гг. – это время поиска активных методов обучения. Методам традиционной школы противопоставлялись новые методы и организационные формы, способствующие активности и самостоятельности учащихся.

 Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных  методов в практику обучения, уже начиная с 1905 г.  Отечественные ученые изучили опыт американских коллег и творчески преломили их находки в области проектной деятельности для советской школы 20-х гг. Необходимым условием успешной работы являлся личный интерес обучающегося. Вместе со своими единомышленниками С.Т. Шацкий определил следующие элементы этого метода:

  1. Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом.

2.   Организованный опыт (организация для учащихся занятий на основе
того, что знает педагог об опыте ребенка, полученный в результате его
деятельности).

  1. Соприкосновение   с   накопленным   человеческим   опытом   (готовые знания).
  2.       Упражнения, дающие ребенку нужные навыки.

Поиск активных методов обучения был актуальной проблемой, так как промышленность того времени испытывала острую потребность в новых, образованных, творчески мыслящих кадрах. Метод проектов  ориентировал учащихся на непосредственное включение  в окружающую жизнь и базировался на принципе связи школы с жизнью посредством активного участия в преобразовательной деятельности.

П.П. Блонский заменяет название этого метода на «синтетический метод преподавания», Н.И. Попова - «объединенный метод», Е. Кагаров определяет его не как метод, а как комплексный принцип в дидактике, представляющий собой форму расположения учебного материала, способ разбора предметов и явлений, подлежащих изучению (8, с.65).

Отечественные педагоги 20-х г.г. проявляли интерес к психологическому аспекту проектного метода. П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, А.К. Калашников и др. обращали внимание на необходимость учета психофизиологических особенностей ребенка при постановке целей обучения и воспитания, при отборе учебного материала и при выборе методов обучения.

Работая по проектным программам, школа не обеспечивала учащихся необходимым объемом систематических знаний; знания носили случайный характер,  нарушался принцип систематичности и последовательности.

Постановлением ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, после чего в отечественной педагогике он не практиковался до 80-х гг.

Проблеме внедрения метода проектов в учебно-воспитательную деятельность посвящены работы М.Б. Павловой, В.Д. Симоненко, П.С. Лернера, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, М.Б. Романовской, Е.А. Фураевой, Н.Ю. Пахомовой, И.С. Сергеева…

В  настоящее время  педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем возможность развития познавательных  возможностей и потребностей ученика.

Пахомова Н.Ю. рассматривает метод проектов с позиций возможности решения некоторых проблем современного образования: необходимость формирования у учащихся информационной компетенции, умений применять знания на практике; выработка у учащихся необходимых умений для формирования коммуникативной компетентности… «Новые условия использования метода проектов предполагают использование его как компонент системы образования, не разрушая сложившейся  предметной классно-урочной системы»  (9, с.6).

«Проектная деятельность при правильной ее организации способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта. В проектной деятельности, - считает Сергеев И.С., - формируется опыт ребенка «быть личностью» - личностный опыт. В обобщенном виде – это опыт осмысленного и рефлексируемого поведения в мире, что значительнее важнее и предметных ЗУНов, и «умений проектирования». Внутренним результатом проектной деятельности для ребенка является накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций» (10, с.30).

Метод проектов - система обуче ния, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложнившихся практических заданий проек тов.  Этот метод является социально значимым и актуальным, т.к. развивает творчество, социальную и познавательную активность учащихся. Метод проектов, лежащий в основе организации внеклассной деятельности, стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативы.

В современной школе метод проектов находит применение и в учебной, и во внеклассной работе. Использование метода проектов во внеучебной деятельности считаю  преимущественным. Во внеклассной деятельности учитель и учащиеся не регламентированы строгими временными рамками и могут планировать работу в зависимости от уровня сложности и длительности реализуемого проекта.  Внеурочная работа, как одна из форм организации свободного времени учащихся, построенная на основе метода проекта, позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на личность ребенка, его способности и социальные потребности.

Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Современный исследователь метода проектов Е.С. Полат считает, что «метод проектов – не универсальный способ разом решить все сложные дидактические задачи, он должен вписываться в общую систему личностно-ориентированного обучения», и  выделяет основные требования к его использованию:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи).
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  5. Использование исследовательских методов, сто предполагает:
  1. определение проблемы и вытекающих из нее задач;
  2. выдвижение гипотезы их решения;
  3. обсуждение методов исследования;
  4. оформление результатов;
  5. анализ полученных данных;
  6. подведение итогов;
  7. получение выводов (11, с.11).

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.

Задачи учителя: научить учащихся работать с информацией, с различным справочным материалом; научить находить всевозможные варианты решения проблемы; научить вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, излагать свою мысль.

К критериям оценки проектов относят: социальное значение проблемы, актуальность и важность поставленных проблем, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты.

При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для учителя является отсутствие правила, позволяющего сразу и однозначно найти решение проблем. Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно и грамотно он может спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить мотивацию к труду. Учителю необходимо контролировать лишь ключевые этапы выполнения проекта, оставляя право принятия решений учащимся.

Примером проекта, проводимого во внеклассной деятельности, может служить проект «Строим микрорайон города», целью которого является развитие пространственных представлений, воображения и творческого мышления  учащихся 5-6 классов. О важности формирования в этом возрасте навыков логического, пространственного мышления заявит каждый учитель. В решении задач развития пространственных представлений и воображения особую роль играет геометрия. В 5-6 классах решение этих задач, в отсутствие изучения геометрии в этих классах в учебном курсе, может быть осуществлено во внеклассной деятельности. Задачи данного проекта: изучение основных геометрических понятий, подготовка учащихся к изучению курса геометрии, развитие чертежных навыков, воображения… Этап организации деятельности включает знакомство с основными геометрическими фигурами и телами и составление плана и проекта микрорайона. На этапе осуществления деятельности  учащиеся создают из бумаги макет и составляют заключение группы о функциональности микрорайона.

В этом возрасте  важно придать занятиям характер игры, увлечь детей интересным и полезным делом. Изучение геометрии в 5-6 классе во внеклассной деятельности посредством метода проектов благоприятно влияет на отношение учащихся к математике, на развитие интереса к предмету.

Отношение учителей к применению метода проектов неоднозначно. На вопрос: «Необходим ли метод проектов в школе?» - лишь 50% опрошенных ответили «да», 33% - «нет», 17% - «частично». Считаю, что такое положение объясняют ответы  на следующий вопрос. На вопрос: «Используете ли Вы метод проектов в своей практике?» - 100% учителей начальных классов ответили «нет», учителя средней и старшей  школы ответили – 17% - «да», 83% - «нет». 100% учителей применяющих метод проектов считают его необходимым в школе и особенно эффективным во внеклассной деятельности. Негативное или равнодушное отношение учителей к методу проектов в большей степени связано с отсутствием знаний и умений по его применению.

Опрос учащихся, принимавших участие в каком-либо проекте, показал, что 91,4% понравилось принимать участие в проекте. На «отлично» свою работу в проекте оценили 20%, на «хорошо» - 51,4%, на «удовлетворительно» - 25,7%, затруднились дать оценку своей работе 2,9% опрошенных. На вопрос: « Определите самый интересный этап проекта», - были получены следующие ответы: организация деятельности – 34,3%, осуществление деятельности – 28,6%, презентация результатов – 37,1% учащихся. При этом распределение этапов по сложности оказалось таким: организация деятельности – 42,9%, осуществление деятельности – 25,7%, презентация результатов – 28,6%.  Следуя полученным результатам опроса , можно сделать вывод, что учителю, организующему проектную деятельность, необходимо уделить особое внимание на этапы организации и  осуществления деятельности, с целью повышения интереса к процессу осуществления деятельности учащимися.

Определяя свою роль в проекте, 14,3% учащихся назвали себя лидерами, 57,1% - активными помощниками, 28,6% - пассивными участниками. Учитывая эти данные, учитель должен способствовать понижению процента пассивных участников проекта, т.е. ребят, занимающих наблюдательскую позицию, слабо проявляющих себя в ходе работы. Проектная деятельность должна побуждать учащихся к познавательной деятельности,  способствовать интеллектуальному развитию, росту самостоятельности и творческой активности.

В ходе реализации проекта учащиеся получают информацию и присваивают ее в виде знаний в процессе собственной деятельности, реализуют свои личностные качества, раскрывают в полной мере свои способности.

В результате внедрения метода проектов во внеклассную деятельность произошли качественные изменения в уровнях развития познавательной активности: в экспериментальных группах увеличилось число учащихся с исполнительным активным и творческим уровнями познавательной активности (исполнительный  активный – с 17% до 23%, творческий – с 23% до 26%); уменьшилось число учащихся с нулевым уровнем активности (с 31% до 14%).  Результаты исследования характера отношения учащихся к школьных предметам показывают повышение положительного отношения к предметам, знания и умения по которым были связаны с реализацией проекта. У учащихся повысилась эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом обучения.  

Исследование проблемы использования метода проектов как средства развития познавательной активности во внеклассной деятельности является важным и перспективным направлением современного образования. Теоретический анализ общих возможностей метода проектов по развитию познавательной активности показали, что применение проектов во внеклассной деятельности повышает уровень познавательной активности, что способствует улучшению показателей успеваемости, усилению мотивации учения, повышает интерес к учению в целом, усиливает самостоятельный, творческий характер учебно-воспитательной деятельности, способствует совершенствованию организации коллективной и индивидуальной деятельности школьников.

Метод проектов содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Метод проектов – важное средство, несущее в себе большой потенциал для разностороннего развития учащихся. Метод проектов – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся. «Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта» (9, с.30).

Литература

  1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
  2. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие/ Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 1995.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
  5. Симоненко В.Д. Предпринимательская подготовка в школьном курсе «Технология» //Предпринимательство и занятость юных. – 2000. - №3. – с.18-19.
  6. Дьюи Дж. Школа и общество. – М., 1925.
  7. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
  8. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. – М.: Педагогика, 1979. – Т.2. – 430 с.
  9. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
  11. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. –  №9.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...

Обобщение опыта: "Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Давно возник вопрос: как преподавание базового курса информатики сделать интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся надолго. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мо...

Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС

Актуальный педагогический опыт по теме "Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС"...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

Луткова Ирина ВитальевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №10» города Когалыма...

«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Современная система образования предполагает относительную свободу в выборе образовательных программ и технологий. Метод проектов – это поворот к значительному увеличению активности учащихся. Су...

Сообщение на РМО. Метод проектов как средство развития познавательно-исследовательской деятельности.

В материале рассматриваются основные понятия по указанной теме.затрагивается исторический аспект появления метода проектов. Сопоставляются взгляды различных учёгых на понятие "учебно-познавательн...