Главные вкладки

    МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
    статья на тему

    Котомина Ольга Викторовна

    Современная система образования предполагает относительную свободу в выборе образовательных программ и технологий. Метод проектов – это поворот к значительному увеличению активности учащихся. Существенно повышает интерес каждого ученика, его занятость, степень осмысления материала.

    В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.  Всё больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связанных с непосредственным применением математики: экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и другие.

    На ступени основного общего образования математическое образование должно обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущие математике красоту и привлекательность.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_.docx25.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Современная система образования предполагает относительную свободу в выборе образовательных программ и технологий. Метод проектов – это поворот к значительному увеличению активности учащихся. Существенно повышает интерес каждого ученика, его занятость, степень осмысления материала.

     Представляю  обзор исследований по этой проблеме.

    1. Слайд    На ступени основного общего образования математическое образование должно обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущие математике красоту и привлекательность.

    3 слайд  Цель исследования – изучение особенностей познавательной деятельности  обучающихся с Задержкой Психического Развития; характеристика специфики организации метода проектов как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР на уроках  математики.

    Гипотеза исследования: организация метода проекта  детей с ЗПР  требует их учёта их познавательной деятельности.

    Объект исследования - познавательная деятельность обучающихся с ЗПР

    Предмет исследования – особенности  познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.

    4 Слайд  Задачи:

    1. Проанализировать специальную литературу по проблеме реализации математического образования детей с ЗПР, рассмотреть основные цели и задачи метода проектов в образовании.

    2. Изучить особенности организации проектной деятельности обучающихся с ЗПР.

    3. Описать опыт использования метода проектов на уроках математики с обучающимися с ЗПР в процессе обучения математике.

    5 слайд Глава 1. Теоретические основы обучения математике учащихся с ЗПР в средней школе.

    1.1 Специфика освоения курса математики обучающимися

    с ЗПР на ступени основного общего образования

    Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей любого возраста

    В своей книге Баряева Л.Б  «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии)» пишет, что «математическое развитие происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений»

    В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.  Всё больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связанных с непосредственным применением математики: экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и другие.

    Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.

    При сравнении программ по математике для учащихся общеобразовательной школы наблюдается сходство лишь в названии основных разделов. Объем, содержание и система изучения математического материала с детьми с ЗПР имеют значительное своеобразие. Это объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися.

    Говоря о специфике освоения курса по математике, нельзя не остановиться на  методах обучения дидактике. Что  принято понимать как способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых учитель передает, а учащиеся усваивают знания, умения.

    Опыт использования элементов программированного обучения в процессе преподавания математики для обучающихся с ЗПР показал, что целесообразнее использовать его при закреплении знаний и особенно при выработке вычислительных навыков, решении задач. Детский образовательный портал для интерактивного и дистанционного обучения. Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа

    10 заповедей Р.Г. Хазанкина, основные направления его системы обучения

    1Стараться, чтобы теоретические знания ребят были как можно более глубокими.

    2. Связывать изучение математики с другими учебными предметами.

    3. Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решая задачи; методы доказательства и общие методы решения задач.

    4. Руководящие идеи, общие приемы накапливать, систематизировать, исследовать в различных ситуациях.

    5. Учить догадываться.

    6. Продолжать работать с решенной задачей.

    7. Учиться видеть красоту математики - процесс решения и результаты.

    8. Составлять задачи самостоятельно.

     9. Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой.

    10. Организовать «математическое» общение на уроке

    Задачи проекта:

    1.Научить учащихся планированию учебной деятельности исходя из возникшей проблемы.

    2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах.

    3. Развивать коммуникативные навыки и умения.

    4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.

    5.Научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых практических задач.

    6. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых в урочное время.

    6Слайд Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

    При задержке психического развития у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах, и это сказывается на недостаточность познавательных процессов

    Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы учителя, должны быть направлены на развитие любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.

    В настоящее время в мировом сообществе обозначилась тенденция, связанная с переходом на иной тип образования – инновационный, а для его эффективной реализации требуются иные образовательные технологии – инновационные.

    8слайд Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня  рассматривается в виде   одной из органичных составляющих современных педагогических технологий.

     Метод проектов возник в 20-е годы столетия в США, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Идеи Дж. Дьюи - обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

    В России с 1905 С.Т. Шацкий активно использовал метод проекта на практике. Используя в  основе личностно-ориентированный и индивидуальный подходы.

    Метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся

    9слайд Технология «Метода проектов» рассматривается по следующим этапам.

    анализ проблемы (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);

    - постановка цели (выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений);

    - выбор средств ее достижения (обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров);

    - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез (сбор, систематизация и анализ полученных данных);

    - оценка полученных результатов и выводов (подведение итогов, оформление результатов, их презентация);

    -  выводы выдвижение новых проблем исследования (в самых различных формах, рефлексия)

    10слайд Задачи проекта:

    1.Научить учащихся планированию учебной деятельности исходя из возникшей проблемы.

    2. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах.

    3. Развивать коммуникативные навыки и умения.

    4. Развивать умение ориентироваться в информационном пространстве.

    5.Научить учащихся приобретать знания самостоятельно и применять приобретённые знания для решения новых практических задач.

    6. Осуществлять руководство выполнения краткосрочных проектных работ учащихся, проводимых в урочное время.

    Метод проекта дает учащимся возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации

    В условиях правильной организации проектно-исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые "нравственные привычки": трудолюбие, ответственность.

    11слайд В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для школьников с ЗПР косность мышления, стереотипность использования знаний. Успешность решения этой задачи во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания и правильности использования в учебном процессе. Метод проектов следует рассматривать как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития.

    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

            В процессе социальных изменений обострились проблемы математического образования. На ступени основного общего образования математическое образование должно обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущие математике красоту и привлекательность   (Концепция математического образования).  

    Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева,    С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения.

    В процессе обучения математике ставится задача применения полученных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для школьников с ЗПР косность мышления, стереотипность использования знаний.

    Успешность решения этой задачи во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, их целесообразного сочетания и правильности использования в учебном процессе. Метод проектов следует рассматривать как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития.

      В заключение

    Рассмотрены основные особенности развития каждого этапа программно-целевого управления.

    Раскрывается роль метода проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития.

    Теоретические методы:

    -  Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и  метода проектов

    - Комплекс диагностических методов, направленных на выявление психолого-педагогических проблем реализации основного образования обучающих с задержкой психического развития:

    Этапы исследования.

    Первый этап был посвящен изучению философской, научной, психолого-педагогической литературы по избранной теме: проблеме, анализу и обобщению опыта использования метода проекта как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития.

    Рассмотрена  и апробирована методика проектов с целью активизации познавательной деятельности обучающихся с ЗПР в частности на уроках математики.

    Результаты исследования как основа для построения программы развития познавательной деятельности обучающихся  с ЗПР в процессе обучения математике.      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

    Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....

    Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...

    Обобщение опыта: "Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

    Давно возник вопрос: как преподавание базового курса информатики сделать интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся надолго. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мо...

    Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»

    «К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...

    Игровые технологии на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Описание процесса использования игровых технологий на уроках математики в средней школе...

    Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

    «Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

    Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...