«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»
статья на тему

Худаева Ольга Владимировна

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Таким образом, проект — это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

П Е Р Е Д О В О Й            П Е Д А Г О Г И Ч Е С К  И Й            О П Ы Т

Тема: «Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Автор опыта: Худаева Ольга Владимировна

БОУ СОШ № 21, учитель английского языка

2017 год.

                                                        Содержание

  1.  Введение                                                                                                     3
  2. Основная часть                                                                                            5
  3. Заключение                                                                                                  12
  4. Приложение 1                                                                                              13
  5. Приложение 2                                                                                              17
  6. Приложение 3                                                                                              21
  7. Приложение 4                                                                                              22
  8. Приложение 5                                                                                              25
  9. Приложение 6                                                                                              26
  10. Приложение 7                                                                                              27

Введение.

Актуальность. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет «модернизацию и инновационное развитие как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта («Наша новая школа, 2010») может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого обучаемого как индивида и как члена проектной группы. Таким образом, проект — это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.

Современный этап развития отечественной педагогики характеризуется повышенным интересом к проблеме использования метода проектов, в частности, в обучении иностранному языку, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных предметных областей при решении одной задачи, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи .

Изучение теории и практики метода проектов как средства активизации познавательной деятельности при обучении иностранному языку выявило ряд противоречий, ведущими из которых, на мой взгляд, являются противоречия между:

  • между социально-психологическим потенциалом развития ребенка  школьного возраста и востребованностью этого потенциала в процессе обучения;
  • между общим нормативным содержанием программного материала по английскому языку для всех обучающихся и индивидуальными способностями каждого ученика;
  • между традиционным набором освоенных средств, методов обучения и необходимостью внедрения новых технологий и приемов.

Выявленные противоречия определили тему работы: «Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».

Объект исследования: познавательная деятельность обучающихся.

Предмет исследования: метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Цель работы: разработать и обосновать систему учебных проектов, выявить эффективность технологии проектного обучения.

Гипотеза исследования: формирование методом проекта познавательной деятельности школьников в процессе обучения иностранному языку возможно, если:

  • процесс обучения  школьников осуществляет ценностно самоопределившийся учитель, который каждый компонент педагогической деятельности ориентирует на выявление, развитие ценностных оснований учения для самоопределения  субъекта — ученика, создавая соответствующие педагогические условия;
  • определена классификация учебных проектов для учащихся  и осуществлена её реализация посредством системы проектов по иностранному языку для 8-11-х классов в соответствии с требованиями нормативных документов и динамикой личных достижений обучающихся;
  • разработаны критерии  оценки субъектов проектной деятельности.

 Цель и гипотеза работы определили  задачи:

  • Проанализировать историю мировой и российской образовательной практики по применению метода проектов, определив педагогические условия для раскрытия его дидактического потенциала .
  • Определить содержание проектировочной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся.

       3.Составить классификацию учебных проектов с учётом дидактических возможностей иностранного языка, возрастных особенностей  школьников и реализовать её в обучении посредством разработанных содержательно-процессуальных модулей.

4.Экспериментально проверить результативность влияния разработанной системы учебных проектов на уровень КЗ и СОУ обучающихся.

Решение задач исследования осуществлялось следующими методами: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме; моделирование процесса обучения; классификация; включённое наблюдение, анкетирование; проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Методологическую основу работы определил системный подход, который позволил изучить активизацию познавательной деятельности школьников в целостном процессе обучения.

Теоретической основой явились исследования по проблемам:

  • развития личности и развивающего обучения (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);
  • личностно-ориентированного преподавания иностранного языка (Н.В. Баграмова,   М.Н. Высоцкая, Г.И. Гонтарь, Г.В. Давыденко, Б.А. Лапидус,  И.С. Якиманская);
  • взаимодействия учителя и ученика в учебном процессе (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин, С.Ю. Курганов,  М. Шебек);
  • происхождения метода проектов (Дж. Дьюи, У. Киллпатрик, Л.Н. Гончаров,  С.Т. Шацкий);
  • применения метода проектов на уроке иностранного языка (Л.Н. Бережная, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Я.М. Колкер,   Е.С. Полат);
  • субъектная позиция школьников в учебном процессе (Л.И. Божович, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин);

  База исследования: БОУ СОШ № 21 МО Динской район

2. Основная часть.

    Опытно-экспериментальное исследование включало следующие этапы:

На первом этапе — аналитико-прогностическом (2013- 2014 г.) решались задачи: определение научного аппарата исследования; теоретический анализ литературных источников по применению технологии проектной деятельности при обучении английскому языку с учётом их возрастных, психологических, физиологических особенностей .

На втором этапе — экспериментальном (2014 -2015 учебный год) проводился непосредственно сам эксперимент: использовала метод проектов на уроках английского языка в 9

На третьем этапе (2015–2016 учебный год) включила технологию проектной деятельности в рабочую программу в 7-9 классах.  

На четвертом этапе (2016–2017 учебный год).  Разработан и реализован долгосрочный проект (70 часов), включающий обучающихся  классов, проводилось обобщение, анализ и обработка полученных данных на основе соотнесения теоретических и практических результатов.

    Активизация познавательной деятельности в процессе обучения английскому языку методом проектов обеспечивается:

  1. Пониманием ценностно самоопределившимся учителем субъектной позиции  школьника как проявление обучающимся личностных (направленность, склонности, структура общения, статус, социальные роли) и субъектных качеств (активность, ответственность, рефлексивность) в учебном процессе на основе осознания собственной значимости учения.
  2. Созданием дидактических условий: разработка системы учебных проектов и содержательно-процессуальных модулей её включения в учебный процесс; обязательность достижения обучающимися (в своём ритме) требуемых результатов на каждом этапе учения; системы мониторинга результатов учебной деятельности  обучающихся (языковые компетенции), их достижений в целом (портфолио) с применением различных форм контроля (формативный, скрытый, ранжированный).
  3. Дидактическим потенциалом метода учебных проектов как способа достижения дидактической цели–результата в процессе выполнения практически или теоретически значимой задачи, что предполагает: коллективный или самостоятельный характер анализа учебной ситуации, выбора её решения, преодоления учебно-познавательных затруднений, получения и защиты проектного продукта.
  4. Определением и оценкой уровня (исходный, средний, высокий) субъектной позиции  обучающихся на основе соответствующих этому процессу выявленных критериев и показателей. Общий критерий — удовлетворенность обучающимися процессом обучения. Выделение именно этого критерия объясняется тем, что удовлетворенность определяет отношение ребенка к обучению, своему месту и роли в нем, желание учиться, что, в свою очередь, обеспечивает познавательный интерес, успешность учебной деятельности. Частными критериями, при этом, являются: адаптивность, развитие способов саморегуляции, устойчивость результатов учебной деятельности.

Для этого:

  • определена на основе типологических признаков классификация учебных проектов (Практико-ориентированный – Исследовательский – Информационный – Творческий), внесены изменения с учётом особенностей  обучающихся в характеристики структурных компонентов проектов (цель, этапы, формы продукта проектной деятельности, формы презентации, способы оценивания результата и его значимости);
  • создана и обоснована система учебных проектов, обеспечивающая более высокий уровень личных достижений обучающихся в общеучебной деятельности;
  • выявлены уровни (исходный, средний, высокий) субъектной позиции обучающихся в процессе обучения и дана их содержательная характеристика по степени активности и самостоятельности ;
  • установлены критерии оценки уровня субъектной позиции обучающихся  в процессе обучения иностранному языку (общий критерий — удовлетворенность школьника процессом обучения; частные — адаптивность, развитие способов саморегуляции, устойчивость результатов учебной деятельности).

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается: методологической целостностью работы; качественным и количественным анализом эмпирических данных, позволяющих оценить эффективность применения метода проектов как средства активизации познавательной деятельности обучающихся; выбором методов, адекватных цели и задачам работы;

Теоретическая значимость:

  • определена сущность понятия «субъектная позиции  обучающегося» как проявление им личностных (направленность, склонности, структура общения, статус, социальные роли) и субъектных качеств (активность, ответственность, рефлексивность) в учебном процессе на основе осознания собственной значимости обучения (изучения английского языка);
  • составлены содержательно-процессуальные модули для реализации системы учебных проектов, обеспечивающей активизацию познавательной деятельности;
  • создана система мониторинга результатов учебной и творческой деятельности обучающихся.

Практическая значимость: описано содержание каждого из разработанных  учебных проектов, составляющих систему, даны рекомендации по их применению в общеобразовательной школе при обучении английскому языку; составлена сводная таблица (учебный проект, его типологические характеристики, период применения, тема программы, способы оценивания результата), отражающая влияние учебных проектов на уровень активизации познавательной деятельности.

Актуальность исследования, его ход и итоги обсуждались на заседаниях школьного  методического объединения; методических секций по иностранному языку.

Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения английскому языку методом проектов это: анализ психолого-педагогических исследований субъектной позиции  школьника в учебной деятельности (Б.Г.Ананьев,  А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин,  Д.Б. Эльконин); описание критериев и показателей оценки уровня активизации познавательной деятельности обучающихся; характеристика дидактического потенциала метода проектов в формировании субъектной позиции  обучающегося (Е.С. Полат, Л.Н. Бережная, И.А. Зимняя,  Г.И. Щукина и др.).

 Практика формирования активизации познавательной деятельности в процессе обучения английскому языку средствами метода проектов включает: описание экспериментальной базы и содержание эксперимента; классификацию учебных проектов и способы оценивания их выполнения; систему учебных проектов в  её влияние на формирование активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения английскому языку; результаты влияния системы учебных проектов на более высокий уровень личных учебных достижений обучающихся.

 В субъектной позиции обучающегося интегрируются качества личности (направленность, структура общения, социальные потребности, социальный статус, уровень притязаний, социальные роли) и субъекта деятельности, выполняющего, в первую очередь, основные функции управления своей деятельностью (целеполагание, планирование, организация, контроль, анализ) и проявляющего  субъектные качества (активность, ответственность, рефлексивность) в учебном процессе на основе осознания собственной значимости обучения (изучения иностранного языка).

Активизация познавательной деятельности обучающихся происходит непосредственно под влиянием обучения с первого — до последнего класса. Следовательно, организуемый в школе процесс обучения выступает условием для активизации познавательной деятельности. На основе работ П.Я. Гальперина,  Л.В. Занкова,   Д.Б Эльконина были определены качественные характеристики обучающегося как субъекта учебной деятельности:

 самостоятельный, активный, инициативный, включённый в творческое учебное познание;

 с развитыми рефлексивностью и восприимчивостью;

 ищущий личностный смысл в усвоении содержания учебного материала;

 имеющий сильную внутреннюю мотивацию;

 принимающий ошибки как источник роста;

 ориентирующийся на позитивное взаимодействие, обратную связь.

 Общим критерием оценки субъектной позиции обучающихся в учебной деятельности выступает удовлетворенность школьника процессом обучения в целом и результаты достижения успеха на каждом этапе выполнения деятельности, что закрепляет и стимулирует познавательный интерес. Частными критериями, обеспечивающими успешность результатов учебной деятельности (общий критерий) являются: адаптивность, развитие у обучающегося способов саморегуляции, устойчивость результатов учебной деятельности.

Результаты анализа субъектной позиции  обучающихся в процессе изучения английского языка позволили определить три её уровня.

 Высокий уровень — учение понимается ребенком как социально значимая деятельность; положительное активное отношение к учебной деятельности; высокая активность и самостоятельность при выполнении учебной деятельности; устойчивый интерес к обучению; использование результатов учения в социальной практике; высокие уровни самооценки и самоконтроля.

 Средний уровень — положительное отношение к обучению; осознание структуры обучения в целом и самостоятельный переход от одного этапа работы к другому; умение применять знания в знакомых условиях; формирующийся познавательный интерес; адекватность самооценки и самоконтроля.

 Исходный уровень — индифферентное или отрицательное отношение к учебной деятельности; выполнение отдельных учебных действий по образцу; отсутствие умения переносить приобретенные знания в новые условия; отсутствие познавательного интереса или его неустойчивость; низкий уровень самооценки и самоконтроля.

Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка позволяет полностью раскрыть все качественные характеристики обучающегося как субъекта учебной деятельности:

-с точки зрения обучающегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои умения, знания и публично показать результат.

-с точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.

В ходе теоретического этапа исследования определены следующие психолого-педагогические условия, влияющие на успешность активизации познавательной деятельности обучающихся за счет внедрения метода  проектов в процесс изучения английского языка (на основе работ Е.С. Полат, И.А. Зимней, Г.И. Щукиной и др.):

∙ культурологическая основа проектирования учебного курса;

∙ учёт внутренних закономерностей развития ребёнка;

∙ ориентация учебной деятельности на «зону ближайшего развития» обучающегося;

∙ обеспечение творческого (субъективно-творческого) характера деятельности обучающегося;

∙ создание «ситуации успеха», радости познания;

∙ позитивное взаимодействие учителя и ученика;

∙ формирование способности обучающихся к рефлексии, самопознанию, самоопределению, самооценке как показателей становления их творческой индивидуальности.

Для теоретического и экспериментального обоснования утверждения, что метод проектов является средством активизации познавательной деятельности обучающихся, был осуществлён:

  • исторический анализ происхождения и развития метода проектов в мировой и российской образовательной практике (Дж. Дьюи, В. Килпатрик, С.Т. Шацкий);

• выявлены современные тенденции его применения в предметной области «иностранный язык».

 Историко-библиографический анализ позволил также составить классификацию учебных проектов (по Е.С. Полат) (практикоориентированный (прикладной), исследовательский, информационный, творческий);

-позволил сформулировать основные требования, этапы, условия использования метода проектов;

-создать систему мониторинга результатов деятельности обучаюшихся по выполнению учебных проектов и оценки уровня их субъектной позиции в  обучении.

Дальнейшие доказательства эффективности метода проектов строились в процессе раскрытия его потенциала при активизации познавательной деятельности обучающегося как субъекта. И, в первую очередь, самостоятельности обучающегося при решении учебной проблемы (задачи), которая требует от него умения сформулировать данное затруднение, наметить способы его решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. Тем самым, проектная  деятельность влияет на:

 развитие интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, оценивать и др.);

•формирование черт характера (аккуратность, ответственность, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие и др.);

 приобретение предметных знаний, умений, навыков;

 формирование индивидуального восприятия мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.

В  эксперимент, который проводился в течение 2013–2017 учебных годов, всего было вовлечено 28 обучающихся, которые обучались английскому языку по базовой программе, основанной на требованиях Госстандарта. Обучение английскому языку ведётся по УМК «Английский язык» а также во внеурочное время с использованием дополнительного материала (факультатив «Страноведение» по английскому языку), общешкольные и внеклассные мероприятия: недели английского языка, праздники и т.п. За период работы обучающиеся освоили все разработанные четырнадцать проектов. Экспериментальная работа была организованна следующим образом:

В констатирующем этапе эксперимента (2013–2014 учебный год) участвовало 7 обучающихсся из 8 класса — выявлялся исходный уровень субъектной позиции.

На формирующем этапе эксперимента, который длился 1 учебный год (2014–2015), в исследование было включено 15 обучающихся 8-11 классов , которые изучали английский язык методом проектов.

На контрольном этапе эксперимента(2015-2017) проводилась пилотная апробация результатов теоретического и опытно-экспериментального исследования:

В ходе эксперимента была разработана и обоснована система учебных проектов, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности обучающихся. Данные проекты составляют систему, так как представляют собой единство взаимосвязанных компонентов (14 учебных проектов), характеризующихся внутренней целостностью, упорядоченностью и относительной устойчивостью в соответствии с логикой и содержанием учебной программы по английскому языку.

Разработка системы проектов осуществлялось на основе реализации системных принципов:

    ∙ принцип сквозного планирования разработки и применения учебных проектов на уроках английского языка;

    ∙ принцип взаимосвязи проектов разной продолжительности;

    ∙ принцип дополнительности в многообразии видов проектов;

    ∙ принцип непрерывного планирования;

    ∙ принцип выделения сквозных перспективных учебных проектов.

При этом сложность педагогической деятельности состояла в том, что при определенном количестве часов по программе нужно было вводить в классно-урочную систему метод проектов как одно из средств активизации познавательной деятельности обучающихся, требующий большего учебного времени. Эта трудность была преодолена за счет корректировки программы изучения английского языка  — перераспределение часов по темам и изменение последовательности изучения тем программы.

 Педагогическая деятельность строилась на основе правил реализации основных дидактических принципов:

     ∙ частичный отказ от прямого научения детей;

     ∙ приобщение к творческому познавательному поиску;

     ∙ передача знаний, умений и навыков путем включения обучающегося в поисковую, творческую деятельность по решению проблемных ситуаций учения;

     ∙ осуществление обучения и контроля в наиболее привлекательных и активных видах деятельности с учетом возрастных особенностей, потребностей и уровня обученности;  

    ∙ развитие интереса к предмету, самостоятельной работе, стремления к саморазвитию;

    ∙ формирование умения работать в группе, паре, индивидуально;                                 ∙ воспитание ответственности, уважения к одноклассникам, учителю, к работе других;

    ∙ обучение объективно оценивать себя и других по внешним, заданным, и внутренним критериям (рефлексия и саморефлексия).

     Таким образом, организационно-педагогические условия соответствуют следующим параметрам:

• во-первых, конкретный предметный материал изучается с введением метода проектов;

•   во-вторых, традиционные, «пассивные», индивидуальные контрольные работы (написать, прочитать, послушать, заполнить пропуски и т.д.) частично заменены на «активные» (узнай, спроси, прочитай, прослушай, расскажи и т.д.). Эта смена форм контроля вносит разнообразие и ставит обучающегося в позицию активного субъекта.

•    в-третьих, есть различия в проведении этапов урока. Например, нет привычной структуры урока (организационный момент, речевая и фонетическая зарядки, проверка домашнего задания, введение и объяснение нового материала), где ведущая роль отводится учителю. Вместо этого центром являются обучающиеся, учитель лишь направляет ход урока. На таких уроках широко используется «мозговой штурм», который выполняет функции своеобразной речевой зарядки. Домашним заданием может выступать сам проект, а его презентация — проверкой. Оценивается проект не только учителем, но и учащимися (взаимооценка), самими авторами (самооценка), жюри (экспертная оценка).

Безусловно, есть разные по темпу обучаемости учащиеся. Одни – опережают, другие – идут «в ногу», третьи – «отстают». В конце эксперимента 78 учащихся  успешно «перешли» на средний уровень сформированности субъектной позиции, а 16 обучающихся  — остались на исходном уровне, так как у них ряд характеристик субъектности находился в стадии формирования (адаптивность, саморегуляция, результаты деятельности).

 Средний уровень субъектной позиции характеризуется положительным отношением к обучению; осознанием структуры обучения и самостоятельным переходом от одного этапа работы к другому; умением применять знания в знакомых условиях; формирующимся познавательным интересом; адекватностью самооценки и самоконтроля. На данном этапе:

∙ удовлетворенность учебным процессом приобретает положительный и устойчивый характер;

∙ формируются способы саморегуляции и общеучебные умения;                              ∙ результаты учебной деятельности — устойчивы, мотивация носит не только внешний, но и внутренний характер.

Учебные проекты постепенно содержательно усложняются («Спорт», «Семейное древо», «В магазине», «Книги»); явная координация со стороны учителя постепенно переходит в скрытую; вводятся новые способы оценивания проектов (опросники, балльные шкалы, взаимооценка, самооценка). Обучающиеся работают над постановкой цели, поиском методов и средств её достижения, контролем и оцениванием результатов. По результатам контрольных работ, зачетов и итоговых оценок значительно увеличивается процент КЗ и СОУ обучающихся.

Учебные проекты («Распорядок дня», «Один день из жизни знаменитости», «Праздники», «Traditional British Dish», «Кроссворд», «Хобби», «Интервью») достигают нового уровня — преобладает самоконтроль и самооценка, вводятся рефлексия и саморефлексия.

У учащихся сформированы или находятся в стадии завершения формирования умения ставить цель, осуществлять поиск методов и средств её достижения, контролировать и оценивать полученные результаты.

В дальнейшем обучающиеся сохраняют тенденцию устойчивости результатов обучения, участвуют во всех конкурсах и олимпиадах и достигают высоких результатов, как личных, так и командных,  являются лидерами в своих классах и пользуются авторитетом среди учащихся и учителей.

Таким образом, в процессе эксперимента установлено, что технология проектной деятельности действенна и влияет на степень сформированности всех и отдельных характеристик субъектности обучающихся, улучшает  их успеваемость, авторитет в классе, отношение к конкретному учебному предмету и учебе в целом. Показатели строились на основе различных видов наблюдения (непосредственное и опосредованное, сплошное и дискретное, открытое и конспиративное), бесед и анкетирования всех участников на разных этапах, мониторинга общеучебной деятельности.

Действенность данного метода подтверждается также увеличением количества обучающихся, желающих участвовать в различных конкурсах и олимпиадах по английскому языку; увеличением количества обучающихся  имеющих оценки «4» и «5» по английскому языку за год; увеличением количества обучающихся которые выбирают предмет «английский язык» для сдачи ЕГЭ и ГИА.

Сравнительный анализ в  ходе эксперимента дает возможность констатировать факт эффективного влияния системы учебных проектов на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Данные, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют о положительных изменениях:            

  увеличение среднего балла успеваемости;

  осознание личностной значимости изучения английского языка;        

  формирование мотивации не только внешней, но и внутренней (коммуникативной, лингвопознавательной, инструментальной);

 активизация основных психических процессов (интеллекта, воли, эмоций);

 развитие умений выполнять функции самоуправления — самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самоконтроль, самоанализ;

  адекватность самооценки результатов деятельности по внешним и внутренним критериям;

  понимание ценности добрых отношений в группе, классе, школе, придающих уверенность в своих силах и поддержке окружающих;

 позитивные устремления к изменению себя и своего отношения к другим.

Положительные результаты экспериментальной работы по изучению английского языка методом проектов подтвердились и во время районных туров олимпиад по английскому языку.


3. Заключение.

Завершая  изложение основного содержания творческого отчета, можно сформулировать следующие выводы.

  1. Результаты проведенного исследования подтверждают, что применение метода проектов необходимо и возможно на всех этапах обучения. Учебные проекты, выполненные детьми, имеют высокую познавательную значимость, актуализируют умственные способности, формируют ценностные отношения. И это обеспечивает ценностно самоопределившийся учитель, осознающий значимость субъектности ученик и создающий необходимые для изучения иностранного языка методом проектов педагогические условия. Именно метод проектов дает учителю возможность включить обучающихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда. Таким образом, обучение иностранному языку с использованием метода проектов приобретает для каждого обучающегося личностный смысл, приводя в действие механизм активной (субъектной) позиции школьника.
  2. Изучение опыта применения метода проектов  показало, что данный метод позволяет обучающимся научиться:

∙ работать с информацией;

∙ принимать самостоятельные, аргументированные решения по обоснованию выбора творческого продукта, его оценки и самооценки;

∙ размышлять, опираясь на имеющиеся предметные и межпредметные знания, делать обоснованные выводы;

∙ работать в команде, выполняя разные социальные роли.

  1. Метод проектов основан на идее взаимодействия обучающихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения (co-operative learning), при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого. В отличие от фронтального или индивидуального обучения, в условиях которого обучающийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечая только «за себя», за свои успехи и неудачи, проектная деятельность создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик–учитель–группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности.
  2. Опытно-экспериментальная работа по применению учебных проектов в процессе изучения английского языка  показала, что главным компонентом этого процесса выступает результат — продукт проектной деятельности. Выбор продукта — непростая творческая задача, от решения которой во многом зависит мотивация участников проектной группы к дальнейшей работе, а также процедура оценивания.
  3. Система мониторинга, включающая технологию контроля, оценивания и способы фиксации его результатов, позволяет обучающемуся не только следить за своими успехами, но и предвидеть возможные трудности, а учителю — поддержать даже небольшие достижения  как в учебном, так и в личностном плане. Такая система сбора, накопления и своевременного реагирования на затруднения в обучении обеспечивает минимальную разницу в учебных достижениях отдельных учеников, а оценка, перестав быть источником тревог и опасений, превращается в стимул для саморазвития, что проявляется в активизации социальной деятельности обучающихся.
  4. Экспериментальная работа подтвердила также, что введение метода проектов расширяет возможность учителя для формирования у обучающихся общеучебных умений по организации, планированию, контролю собственной образовательной деятельности. Это выводит ученика на уровень самоуправления  социальными тенденциями.

Продолжение данного исследования возможно в направлениях разработки системы проектов при изучении иностранного языка для школы; создании системы  (комплексных) проектов, обеспечивающих преемственности содержания и методов обучения.


Приложение 1

Пояснительная записка

Автор проекта: Худаева Ольга Владимировна - учитель английского языка.

Предмет, класс: английский язык, информатика; 7-11 классы.

Тема проекта: "Чем уникальна Великобритания?"

Проект соотносится с Федеральным государственным образовательным стандартом Государственный стандарт общего образования по английскому языку.

Содержание проекта включает в себя следующие темы: Великобритания и особенности ее географического положения. Знаменитые люди Великобритании. Особенности культуры и традиции страны. Достопримечательности Великобритании.

Актуальность проекта: тема проекта актуальна, так как Великобритания отлична от России по геополитическому положению. Великобритания – одна из немногих стран, где долгое время существует конституционная монархия, исторически сложившийся уклад жизни, традиции и обычаи, связанные с ней. Сегодня мы наблюдаем все больший интерес к деятельности и жизни королевской семьи.

Рабочая программа отводит на изучение темы «Великобритания» недостаточное количество учебных часов. Многие интересные события, личности, достопримечательности остаются неизученными.

Планируемый результат: в результате реализации проекта обучающиеся получат возможность совершенствовать и расширять круг умений, навыков и способов деятельности, необходимых человеку 21 века. Приобретут знания, умения и качества необходимые для развития и социализации школьников.

Работа в рамках проекта направлена на достижение следующих целей:

  1. Развитие умений ориентироваться в потоке информации, умения работать с медиасредствами, как средствами повышения качества обучения и развития творческих способностей.
  2. Формирование навыков решать ключевую проблему в сотрудничестве.
  3. Формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
  4. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в рамках предложенной темы.

Самостоятельная деятельность обучающихся:

В процессе реализации проекта участники научатся составлять план деятельности по решению ключевой проблемы, собирать информацию о Великобритании, достопримечательностях, культуре и традициях страны, подбирать необходимый материал, приобретут навыки самостоятельного составления презентации и  путеводителя по Великобритании, которые будут интересны и познавательны.

Формы представления проекта:

Конечным продуктом станут презентации обучающихся по Великобритании (в электронном виде) «путеводитель по Великобритании».

Внутренним продуктом проекта будет формирование у учащихся новых компетенций, соответствующих знаниям, умениям и качествам человека 21 века.

Длительность проекта: 50 часов: из них 10 - учебных, 20 - самостоятельной работы, 20 - внеклассной работы.

Над проектом работают обучающиеся разного возраста. Работа будет проходить в тесном сотрудничестве. Обучающиеся 7 классов будут самостоятельно осуществлять поиск информации, дети старшей возрастной категории будут и самостоятельно работать над своим направлением деятельности, и помогать в оформлении электронного варианта работы.

Вопросы, направляющие проект :

Основополагающий вопрос: 

Все ли страны одинаковы?

Проблемные вопросы:

1. Какую страну на ваш взгляд можно назвать уникальной?

2. Гордятся ли англичане своей королевой?

3. Какие праздники в Великобритании я бы посетил?

4. Какие маршруты мы посоветуем избрать при посещении Великобритании?

5. Почему английская пословица гласит: "East or west-home is best."?

6. Может ли человек прославить свою страну?

Учебные вопросы:

1. Каждая ли страна окружена водой?

2. Где найти второго Шекспира?

3. Где мы встретим короля не в сказке?

4. Какое чудо света можно увидеть в Великобритании?

5. В какой день по улицам Великобритании гуляют чудовища?

6. Действительно ли возможно, находясь в любой точке Великобритании, добраться до моря за два часа?

7. Детективные книги какого английского автора чаще всего покупают во всем мире?

8. Кем осуществляется законодательная власть в Великобритании?

9. Какие самые большие часы в Великобритании никогда не останавливаются?

10. Куда Санта Клаус кладет подарки для английских детей?

Стадии осуществления проекта

1. Подготовительный этап:

- выбор темы проекта

- создание стартовой презентации учителя

- создание буклета для родителей.

2. Организационный этап:

- формирование творческой группы участников проекта для проведения исследования  

- постановка в группе задач, обсуждение проблемных вопросов, для выяснения интересов учащихся

- выбор учащимися наиболее увлекательных для них этапов работы над проектом

- координация учителем работы всех участников проекта.

3. Практический этап:

- поиск и изучение учащимися литературных источников, сбор информации, ее анализ, систематизация информации

- обсуждение в группе способа представления найденной информации в презентациях  в соответствии с задачей максимального раскрытия темы проекта

- создание презентаций и электронного путеводителя.

4. Заключительный этап:

для учащихся 

- оценивание результатов работы

- защита проекта в классе.

для руководителя проекта 

- подготовка к защите проекта

- выразить благодарность всем, кто помогал в проведении проекта

- разместить  информацию о проекте и его результатах

- представить презентацию проекта на неделе английского языка

- сфотографировать итоговые мероприятия

- наградить всех учащихся, работавших над проектом.

Выполнение проекта

Обучающиеся делятся на 5 проблемных групп: 

11 класс: 

1 проблемная группа: политическое устройство в Великобритании

2 проблемная группа: великие люди Великобритании.

8,9,10 класс: 

3 проблемная группа: географическое положение Великобритании

4 проблемная группа: традиции и культура Великобритании

5 проблемная группа: достопримечательности Великобритании.

1-2 недели: 

Руководитель проекта определилась с выбором темы проекта, создала стартовую презентацию учителя с учетом интересов и потребностей обучающихся старшего и младшего звена. Была создана публикация для родителей, материал был предъявлен на родительских собраниях и классных часах.

3-4 недели: 

Сформированы творческие группы участников проекта для проведения исследования темы, были постановлены в группе задачи, обсуждались проблемные вопросы, для выяснения интересов учащихся. Обучающиеся 8-10 классов заинтересовались традициями и культурой Великобритании, праздниками страны, географическим положением Великобритании; обучающиеся 11 класса решили работать над темами: политический строй и великие люди Великобритании. Руководитель координировала работу всех участников проекта.

5-7 недели: 

Осуществлялся поиск и изучение обучающимися литературных источников, сбор информации, ее анализ, систематизация информации. В группе проводилось обсуждение способа представления найденной информации, было решено предъявить результат деятельности в форме презентации , а именно в путеводителе по Великобритании в соответствии с задачей максимального раскрытия темы проекта.

8 неделя: 

Под руководством учителя информатики обучающиеся создали презентации и электронный путеводитель.

9-10 недели: 

Обучающиеся представили свой путеводитель и презентации, оценили результат своей работы.

Руководитель проекта выразила благодарность всем, кто помогал в проведении проекта, разместили информацию о проекте и его результатах ,  проект был представлен на неделе английского языка. Были награждены все учащиеся, работавшие над проектом.

Стартовая презентация.

Чем уникальна Великобритания? 

Продукт проектной деятельности учащихся:

  1. Политическая система Великобритании.
  2. Традиции и праздники Великобритании.
  3. Знаменитые люди Британии.
  4. Географическое положение Великобритании.

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию:

  1. Критерии оценки вопросов.
  2. Создание и оценивание презентации.
  3. Критерии оценивания работы участника проекта руководителем проекта.
  4. Лист оценивания презентации ученика.
  5. Самооценка учащегося.

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности:

  1. Рекомендации по оформлению итоговой работы.
  2. Оценка работы в группе.
  3. История Великобритании.
  4. География Великобритании.
  5. Население Великобритании.
  6. Флаг Великобритании.
  7. Гимн Великобритании.
  8. Манчестер.
  9. Лондон.
  10. Ливерпуль.
  11. Глазго.  

Конечный продукт:

Электронный путеводитель по Великобритании.

The tourguide of Great Britain.

Полезные ресурсы:

wikipedia.org/wiki

www.vokrugsveta.ru

www.velikobritania.ru

www.greatbritain.ru

velikobritaniya.org

www.inosmi.ru/country_britain/


Приложение 2

Визитная карточка проекта

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Худаева Ольга Владимировна

Регион

Краснодарский край

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

с. Красносельское

Номер и/или название школы/ОУ

БОУ СОШ № 21

Описание проекта

Тема:

Чем уникальна Великобритания?

Краткое содержание проекта:

     Содержание проекта включает в себя следующие темы: Великобритания и особенности ее географического положения. Знаменитые люди Великобритании. Особенности культуры и традиции страны. Достопримечательности Великобритании. В результате реализации проекта обучающиеся получат возможность совершенствовать и расширять круг умений, навыков и способов деятельности, необходимых человеку 21 века. Приобретут знания, умения и качества необходимые для развития и социализации школьников.

Предметы:

Английский язык, информатика

Классы:

7-11 классы

 Продолжительность проекта:

Длительность проекта - 50 часов: из них 10 - учебных, 20 – самостоятельной работы, 20 - внеклассной работы.

Основа проекта

Образовательный стандарт:

Тема проекта "Чем уникальна Великобритания?" соотносится с Федеральным государственным образовательным стандартом.

 Ожидаемые результаты обучения: 

После завершения проекта обучающиеся смогут: 

1.Ориентироваться в потоке информации, работать с медиасредствами c целью повышения качества обучения и развития творческих способностей.

2. Решать ключевую проблему в сотрудничестве.

3. Самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью.

4. Использовать иноязычную коммуникативную компетенцию в рамках предложенной темы.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Все ли страны одинаковы?

Проблемные вопросы учебной темы:

1. Какую страну на ваш взгляд можно назвать уникальной?

2. Гордятся ли англичане своей королевой?

3. Какие праздники в Великобритании я бы посетил?

4. Какие маршруты мы посоветуем избрать при посещении Великобритании?

5. Почему английская пословица гласит: «East or west-home is best.»?

6. Может ли человек прославить свою страну?

Учебные вопросы:

1. Каждая ли страна окружена водой?

2. Где найти второго Шекспира?

3. Где мы встретим короля не в сказке?

4. Какое чудо света можно увидеть в Великобритании?

5. В какой день по улицам Великобритании гуляют чудовища?

6. Действительно ли возможно, находясь в любой точке Великобритании, добраться до моря за два часа?

7. Детективные книги какого английского автора чаще всего покупают во всем мире?

8. Кем осуществляется законодательная власть в Великобритании?

9. Какие самые большие часы в Великобритании никогда не останавливаются?

10. Куда Санта Клаус кладет подарки для английских детей?

Описание методов оценивания:

Разработка критериев, процедур и инструментов оценивания успеваемости учащегося. Оценивание  проводится с помощью опросов, наблюдения, анализа письменных работ, тестов, творческих заданий, презентаций. Оценка  проводится учителем, другими учащимися или самим учеником.

Подготовительные мероприятия:

  1. Знакомство с темой проекта.
  2. Планирование работы по разделам.
  3. Разделение на группы.
  4. Работа в рамках предложенных тем.
  5. Поиск материала в интернете ,печатных изданиях.
  6. Обсуждение собранного материала.
  7. Промежуточное оценивание.
  8. Выбор и компоновка необходимого материала.
  9. Оформление компьютерной презентации.
  10.  Защита проектов.
  11. Оценивание, подведение итогов.

Материалы для дифференцированного обучения:

Низкий уровень (проблемный ученик) 

Индивидуальное расписание дополнительных занятий. Адаптированные задания для слабоуспевающих учеников: карточки задания (вопросно-ответная форма, выбор правильных и неправильных вариантов ответа, работа над тестовыми заданиями). Работа в группах, адаптированные технологии обучения говорения, чтения и письма на английском языке. Поддержка учителей английского языка и информатики. Учащиеся выражают результаты своего обучения через устные ответы, тестовые задания, презентации.

Средний уровень

Адаптивные материалы: тексты на родном языке, графические организаторы, иллюстрированные тексты, двуязычные словари и другие средства для перевода.

Одаренный ученик

Самостоятельные исследования, работа в сети интернет, усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания или проекты.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Оборудование:

Фотоаппарат, лазерный диск, компьютеры, принтер, цифровая камера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор.

Программное обеспечение:

Электронные таблицы, программы обработки изображений, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM.

Материалы на печатной основе:

Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал, энциклопедии.

Литература: 

1. Abercrombie Nicholas. Contemporary British Society. Polity Press, 2008.

2. Bromhead Peter. Life in modern Britain. Longman, 2009.

3. Dictionary of English language and culture. Longman, any edition.

4. McDowell David. Britain in close-up. Longman, 2008.

5. Hewitt Karen. Understanding British institutions. Perspective publications ltd.,2007.

6. Musman Richard. Britain today. Longman, 2006.  

Интернет-ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki

www.vokrugsveta.ru

www.velikobritania.ru

www.greatbritain.ru

velikobritaniya.org

www.inosmi.ru/country_britain/

Другие ресурсы

Приобщение родителей к проектной деятельности, создание рабочих групп в других классах, желающих заниматься проектной деятельностью, приглашение гостей для представления окончательного продукта проектной деятельности.

Приложение 3

Критерии оценивания работы участника проекта руководителем проекта

Критерии оценивания

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Умеет

сформулировать проблему

 активно участвовать  в обсуждении

 работать в команде

 высказывает новые идеи

применять новаторские идеи товарищей в своей работе

работать с информацией

быть «гибким» в отношении вносимых коррективов в план работы

 сравнивать и обобщать

 корректно отстаивать свою точку зрения

выяснять, что непонятно самостоятельно или с помощью учителя

принимать помощь товарищей

помогать другим

Приложение 4

Таблица «Критерии оценивания качества вопросов, направляющих проект»

При подготовке к формулировке вопросов, направляющих Ваш проект, в небольших группах посмотрите как вопросы, занесенные в таблицу, соотносятся друг с другом на разных уровнях.

Основополагающий вопрос (ОВ)

Проблемные вопросы

учебной темы (ПВУТ)

Учебные вопросы

(УВ)

1

Мой ОВ опирается на интересную и актуальную для учащихся тему и требует от них глубокого осмысления концепций, проходящих через учебные темы, в то время как они делают обучение личностно значимым. Мой ОВ сформулирован доступным учащимся языком.

Мой ОВ — это широкий философский, моральный или заставляющий думать вопрос, который, возможно, обсуждается на этот момент в обществе или был в центре общественного внимания в истории. В фокусе моего ОВ тема, затрагивающая несколько предметных областей и несколько тем внутри одной предметной области. Он может изучаться как на протяжении нескольких учебных тем, так и в течение всего учебного года. Мой ОВ нацелен на продолжительное изучение материала, который ученики должны запомнить и глубоко понять.

Мои ПВУТ открытые и требуют от учащихся применения мыслительных умений высокого уровня для организации процесса понимания.

Мои ПВУТ учитывают образовательные стандарты, на которых основан выбор учебной темы и темы проекта, через следующие действия: учащиеся анализируют, обобщают и делают предположения о применении, связях и причинах. Они также отражают содержание в рамках требований стандартов. Мои ПВУТ отражают основное содержание того, что школьники должны изучить.

Они достаточно объемны, чтобы покрыть большинство вопросов по содержанию изучаемой темы.

Мои УВ опираются на конкретные, важные концепции и имеют четкие верные ответы, утвержденные в этой учебной дисциплине. Мои УВ поддерживают и обеспечивают понимание ОВ и ПВУТ. Они прямо обращаются к целям и стандартам учебной темы.

2

Мой ОВ опирается на тему, интересную или актуальную для учащихся и написан доступным ученикам языком. Мой ОВ тесно связан с проблемами и событиями окружающего мира.

Мой ОВ опирается на широкую, важную тему, которая проходит через целый предмет или несколько предметов, которые в данный момент изучаются в классе. Он может использоваться при изучении нескольких учебных тем.

Мой ОВ мотивирует учеников к размышлению об идеях, концепциях определенной учебной темы и связывает эту тему с другими.

Мои ПВУТ открытые и требуют от учащихся частичного применения мыслительных умений высокого уровня.

Мои ПВУТ ориентированы на образовательные стандарты, обозначенные в плане учебного проекта, которые описывают как развитие мыслительных умений высокого уровня, так и содержательную часть материала.

Мои ПВУТ являются достаточно важными вопросами для учебной темы.

Они покрывают большую часть вопросов по содержанию изучаемой темы.

Мои УВ имеют четкие правильные ответы, поддерживают ОВ и ПВУТ и обращаются к стандартам и целям.

3

Мой ОВ учитывает интересы или потребности учеников и, возможно, сложен для восприятия учащимся.

Мой ОВ имеет некоторые связи с проблемами и событиями окружающего мира.

Мой ОВ фокусируется на теме, которая затрагивает только некоторые вопросы внутри учебной темы. Он может использоваться также и в какой8либо другой теме со схожими вопросами.

Мой ОВ мотивирует учащихся к пониманию важнейших концепций учебной темы.

Мои ПВУТ имеют правильные ответы и требуют от учащихся иногда применять мыслительные умения высокого уровня.

Мои ПВУТ связаны с образовательными стандартами, обозначенными в плане учебного проекта, но они лишь формально затрагивают дидактические единицы и требования стандартов.

Мои ПВУТ недостаточно важны в учебной теме. Они покрывают лишь некоторые вопросы по содержанию изучаемой темы.

Некоторые УВ имеют четкие правильные ответы, поддерживают ОВ и ПВУТ и обращаются к стандартам и целям, но многие — только косвенно.

4

Мой ОВ не учитывает ни интересы, ни потребности учащихся и непонятен для школьников.

Мой ОВ только поверхностно связан с проблемами и событиями окружающего мира.

Мой ОВ достаточно специфичен и опирается на некоторые вопросы учебной темы. Не понятно, как использовать этот ОВ для изучения других тем, которые изучаются в данный момент в моем классе.

Мой ОВ мотивирует учащихся к распознаванию идей и концепций учебной темы.

Мои ПВУТ представлены простыми вопросами, на которые можно дать однозначный правильный ответ, и не требуют от учащихся применения мыслительных умений высокого уровня.

Мои ПВУТ только косвенно связаны со стандартами. Не понятно, как именно они опираются на образовательные стандарты, на которые ориентирована учебная тема.

Мои ПВУТ не затрагивают ключевые вопросы учебной темы. Они покрывают только несколько вопросов по содержанию изучаемой темы.

Мои УВ слишком широкие и не имеют четких верных ответов. Мои УВ имеют только косвенное отношение к ОВ и ПВУТ, образовательным стандартам и целям.

Приложение 5

Лист оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Параметры

Комментарии

Оформление

презентации логично

отвечает требованиям эстетики

 дизайн не противоречит содержанию презентации

Изображения

Привлекательны

Интересны

Соответствуют содержанию

не накладываются на текст (если это не специальные эффекты)

Списки, таблицы, диаграммы и графики в презентации выстроены и размещены корректно

Текст

Тематика исследования отражена в презентации

Текст легко читается

Фон сочетается с графическими элементами

Все ссылки работают

Приложение 6

ФИО обучающегося______________, класс_________

Оценочный лист работы  над проектом «...» в группе №...

Оцените свою работу в группе, ответив на вопросы теста, проставив в графе «самооценка» цифры от 1 до 3

Критерий от 1 до 3

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

1

Я участвую в обсуждении стратегии продвижения группы по проекту

2

Я предлагаю новые идеи

3

Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные подзадачи

4

Я умею подбирать аргументы, формулировать выводы

5

Я довожу начатую работу до конца

6

Я умею выслушивать чужие аргументы

7

Я умею принимать чужую точку зрения

8

Я умею корректировать свою точку зрения с учетом чужого мнения

9

Я умею корректно отстаивать свое мнение, приводя убедительные доводы

10

Я умею работать в команде

Итоговое количество баллов

Итог:

Приложение 7

Самооценка учащегося

Ф.И. класс __________________________________________

Описание достижения

Достигнутый уровень

плохо

удовлетворительно

хорошо

отлично

Я могу прочитать и понять

  • информацию о географическом положении страны;
  • описание характера людей и их образ жизни

Я  могу

  • описать географическое положение страны

Я могу рассказать о

  • влиянии географии на жизнь людей;
  • местах, где живут люди

Учебные умения

Достигнутый уровень

плохо

удовлетворительно

хорошо

отлично

Я знаю как читать, чтобы выделить

  • основную мысль;
  • детали;
  • специальную информацию

Я могу

  • делать выписки  из текста;
  • отличать достоверную информацию от вымысла;
  • пользоваться разными источниками информации

Комментарии учащегося

Я посчитал

интересным

забавным

трудным

скучным

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

  1. Худаева Ольга Владимировна
  2. Динской район
  3. БОУ СОШ № 21
  4. Учитель английского языка
  5. 22 года, 1 квалификационная категория

Тема: «Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Цель:  разработать и обосновать систему учебных проектов, выявить эффективность технологии проектного обучения  

Задачи:

  • Проанализировать историю мировой и российской образовательной практики по применению метода проектов, определив педагогические условия для раскрытия его дидактического потенциала .
  • Определить содержание проектировочной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся.
  •   Составить классификацию учебных проектов с учётом дидактических возможностей иностранного языка, возрастных особенностей  школьников и реализовать её в обучении посредством разработанных содержательно-процессуальных модулей.
  • Экспериментально проверить результативность влияния разработанной системы учебных проектов на уровень КЗ и СОУ обучающихся

  Противоречия:

  • между социально-психологическим потенциалом развития ребенка  школьного возраста и востребованностью этого потенциала в процессе обучения;
  • между общим нормативным содержанием программного материала по английскому языку для всех обучающихся и индивидуальными способностями каждого ученика;
  • между традиционным набором освоенных средств, методов обучения и необходимостью внедрения новых технологий и приемов.

Основные компоненты системы работы:

  • создание психолого-педагогических условий для успешного обучения учащихся,  

формирование навыков самостоятельной работы на уроках иностранного языка;

  • выявление сложной природы знания, достижение системности знаний.

Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте:

  • методы активизации мыслительной деятельности – проблемный, исследовательский, поисковый;
  • разнообразные нестандартные формы проведения уроков – урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина;
  • виды деятельности – учебно-познавательная (ведущий фактор), поисковая,    

внеклассная; творческий  характер учебной деятельности; эмоциональное воздействие; стимулирование познавательного интереса; развитие нестандартных умений учебной деятельности; осмысленного отношения к знаниям; игровой характер учебных занятий;

  • средства: компьютер, мультимедийный проектор, документы, фотоснимки,  

    раздаточно-демонстрационный материал.

    Проблемы:

  • недостаточность использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе,
  • необходимость повышения эффективности урока с использованием передовых  технологий.

Объект  и предмет исследования

Объект исследования: познавательная деятельность обучающихся.

Предмет исследования: метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся 

Разработка системы проектов осуществлялось на основе реализации системных принципов:

    ∙ принцип сквозного планирования разработки и применения учебных проектов на уроках английского языка;

    ∙ принцип взаимосвязи проектов разной продолжительности;

    ∙ принцип дополнительности в многообразии видов проектов;

    ∙ принцип непрерывного планирования;

    ∙ принцип выделения сквозных перспективных учебных проектов.

При этом сложность педагогической деятельности состояла в том, что при определенном количестве часов по программе нужно было вводить в классно-урочную систему метод проектов как одно из средств активизации познавательной деятельности обучающихся, требующий большего учебного времени. Эта трудность была преодолена за счет корректировки программы изучения английского языка  — перераспределение часов по темам и изменение последовательности изучения тем программы.

Педагогическая деятельность строилась на основе правил реализации основных дидактических принципов:

     ∙ частичный отказ от прямого научения детей;

     ∙ приобщение к творческому познавательному поиску;

     ∙ передача знаний, умений и навыков путем включения обучающегося в поисковую, творческую деятельность по решению проблемных ситуаций учения;

     ∙ осуществление обучения и контроля в наиболее привлекательных и активных видах деятельности с учетом возрастных особенностей, потребностей и уровня обученности;  

    ∙ развитие интереса к предмету, самостоятельной работе, стремления к саморазвитию;

    ∙ формирование умения работать в группе, паре, индивидуально;                                 ∙ воспитание ответственности, уважения к одноклассникам, учителю, к работе других;

    ∙ обучение объективно оценивать себя и других по внешним, заданным, и внутренним критериям (рефлексия и саморефлексия).

    Таким образом, организационно-педагогические условия соответствуют следующим параметрам:

• во-первых, конкретный предметный материал изучается с введением метода проектов;

•   во-вторых, традиционные, «пассивные», индивидуальные контрольные работы (написать, прочитать, послушать, заполнить пропуски и т.д.) частично заменены на «активные» (узнай, спроси, прочитай, прослушай, расскажи и т.д.). Эта смена форм контроля вносит разнообразие и ставит обучающегося в позицию активного субъекта.

•    в-третьих, есть различия в проведении этапов урока. Например, нет привычной структуры урока (организационный момент, речевая и фонетическая зарядки, проверка домашнего задания, введение и объяснение нового материала), где ведущая роль отводится учителю. Вместо этого центром являются обучающиеся, учитель лишь направляет ход урока. На таких уроках широко используется «мозговой штурм», который выполняет функции своеобразной речевой зарядки. Домашним заданием может выступать сам проект, а его презентация — проверкой. Оценивается проект не только учителем, но и учащимися (взаимооценка), самими авторами (самооценка), жюри (экспертная оценка).

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность - наглядность обучения. Выступление, объяснение педагога или ученика, иллюстрированное медиа материалом повышает эффективность педагогического процесса. Появляется возможность использовать  ИКТ: презентации, деловые и ролевые игры, коллективные решения творческих задач, on-line тестирование, реализацию учебных проектов.

   

Преимущества опыта:

Широкое использование информационно-коммуникационных технологий предполагает развитие у учащихся следующих умений:

  • участвовать в проектной деятельности, в организации и  проведении учебно-исследовательской работы;
  • извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма);
  • создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
  • общаться в виртуальном пространстве, умение работать с интернет-ресурсами;
  • осуществлять поиск, систематизацию и обобщение полученной информации.

Процесс обучения строится таким образом, что большую часть знаний учащиеся должны «добывать» самостоятельно. Они не выполняют задания «по образцу», а учатся сравнивать, анализировать,

искать общее и специфическое, делать выводы. Речемыслительный поиск способствует развитию речевых способностей, психических функций и мыслительных операций (догадка, логическое изложение мысли, обобщение).

Необходимые ограничения:

Получение информации из Интернета или с цифровых носителей должно соответствовать целям и задачам  выполняемой работы. В частности:

  • запрещается просмотр сайтов, не предназначенных для знакомства с ними детьми до 18 лет;
  • допускается скачивание материала  только с разрешения учителя на заданную тему проекта или другого задания.

Результативность

Результаты проведенного исследования подтверждают, что применение метода проектов необходимо и возможно на всех этапах обучения. Учебные проекты, выполненные детьми, имеют высокую познавательную значимость, актуализируют умственные способности, формируют ценностные отношенияи увидеть реальные результаты. Таким образом, обучение иностранному языку с использованием метода проектов приобретает для каждого обучающегося личностный смысл, приводя в действие механизм активной (субъектной) позиции школьника.

Изучение опыта применения метода проектов  показало, что данный метод позволяет обучающимся научиться:

             ∙ работать с информацией;

             ∙ принимать самостоятельные, аргументированные решения по обоснованию выбора творческого продукта, его оценки и самооценки;

             ∙ размышлять, опираясь на имеющиеся предметные и межпредметные знания, делать обоснованные выводы;

             ∙ работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Метод проектов основан на идее взаимодействия обучающихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения (co-operative learning), при котором они берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого

Опытно-экспериментальная работа по применению учебных проектов в процессе изучения английского языка  показала, что главным компонентом этого процесса выступает результат — продукт проектной деятельности..

Система мониторинга, включающая технологию контроля, оценивания и способы фиксации его результатов, позволяет обучающемуся не только следить за своими успехами, но и предвидеть возможные трудности, а учителю — поддержать даже небольшие достижения  как в учебном, так и в личностном плане..

Экспериментальная работа подтвердила также, что введение метода проектов расширяет возможность учителя для формирования у обучающихся общеучебных умений по организации, планированию, контролю собственной образовательной деятельности. Это выводит ученика на уровень самоуправления  социальными тенденциям

Продолжение данного исследования возможно в направлениях разработки системы проектов при изучении иностранного языка для школы; создании системы  (комплексных) проектов, обеспечивающих преемственности содержания и методов обучения

С помощью предложенных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет

использования интерактивных компьютерных средств можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся

 

Эффективность опыта – активное участие учащихся в учебном процессе на уроках  

      иностранного языка

 Кто и когда изучал, на заседаниях педагогического совета БОУ СОШ № 21; на методических объединениях учителей общественно-филологического цикла БОУ СОШ № 21.

Выводы, рекомендации: Данная работа показывает, что использование нетрадиционных форм обучения  на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности способствует вовлечению всех учащихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями, а также увеличивает время активной работы учеников и ее продуктивность, устраняет перегрузку учащихся за счёт экономии времени, создаёт целостное представление о предмете, развивает познавательные способности учащихся, формирует приёмы умственных действий. Материалы обобщённого опыта работы могут быть рекомендованы для повышения методического уровня педагога – практика в повседневной деятельности.

РЕЦЕНЗИЯ

на описание  методической разработки  по теме

 «Лексические тренажеры по темам»

 учителя английского языка БОУ СОШ №21 Худаевой О..В.

         В методической разработке О.В. Худаевой   рассмотрена эффективность применения лексических тренажеров на уроках английского языка и во внеурочной деятельности учащихся.

      Целью данной разработки является совершенствование лексического материала по выбранной теме.  Практический результат данной разработки не вызывает сомнения, поскольку, использование на уроках подобных тренажеров, может применяться как в индивидуальной, так и в парной, и групповой работе, не только для повторения того или иного лексического материала, но и в качестве контрольной работы.

Рекомендовано применение данной методической        разработки на уроках английского языка.

 

 3.11.2017 г.

 Руководитель РМО                                                                     Г.Н. Пронина

РЕЦЕНЗИЯ

на описание  педагогического опыта работы по теме

Тема: «Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку» 

учителя английского языка БОУ СОШ №21 Худаевой О..В

Анализируя представленный опыт  метода проектов в процессе обучения английскому языку, можно определенно заявлять о высоком уровне оптимизации учебного процесса,  высокой степени дифференциации обучения, возрастании мотивации к изучению иностранного языка, качественном уровне эстетического и эмоционального состояния учебного процесса.

        Важность применения современных технологий в  школе обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию успешной личности учащегося, его подготовки к реальным жизненным и бытовым ситуациям.

Апробация опыта О.В. Худаевой  учителями школы по интенсивному использованию метода проетов на разных этапах урока английского языка показала свою эффективность, способствовала  повышению уровня компьютерной грамотности, внутренней мотивации учащихся, уровню самостоятельности школьников, их толерантности, а также общего  интеллектуального развития.

Считаем целесообразным рекомендовать внесение рецензируемого опыта в муниципальный банк данных передового педагогического опыта.

Рецензенты:  Мандрыка Наталья Владимировна, учитель английского языка  первой категории, БОУ СОШ № 21

________________________________________________

                       Владимирова Наталья Ивановна, учитель английского      языка  БОУ СОШ№ 21 ____________________________

8.11.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта: "Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Давно возник вопрос: как преподавание базового курса информатики сделать интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся надолго. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мо...

Метод проектов как способ активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Сегодня разнообразные проекты – наиболее перспективная форма организации практико-ориентированной работы....

Метод учебных проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Статья рассказывает о том, как можно развивать интерес учащихся к русскому языку и литературе, используя метод проектов, направленный на активизацию познавательной деятельности школьников....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Современная система образования предполагает относительную свободу в выборе образовательных программ и технологий. Метод проектов – это поворот к значительному увеличению активности учащихся. Су...

Метод мини - проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.

Метод мини - проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических воз...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...