Метод учебных проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
статья на тему

Рябова Ирина Юрьевна

Статья рассказывает о том, как можно развивать интерес учащихся к русскому языку и литературе, используя метод проектов, направленный на активизацию познавательной деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод учебных проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Учебный проект, как элемент творчества учащихся рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Вводя в педагогические технологии элементы исследовательской деятельности, учитель направляет познавательную деятельность учащихся.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

Проектный метод позволяет:

​ научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;

​ приобщаться к практической деятельности

​ связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.

При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления. В проектной деятельности меняется роль учителя на занятиях: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска. На уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант.

Процесс проектирования вырабатывает у учащихся свой собственный аналитический взгляд на информацию.

Выбор тематики проектов может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, а также интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые при этом ориентируются на свои собственные интересы, причем не только познавательные, но и творческие, прикладные.

Классификация проектов в соответствии типологическими признаками, которые лежат в их основе.

1. По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- творческие;

- ролевые, игровые;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные);

- практико-ориентированные (прикладные).

2. По предметно-содержательной области:

- монопроекты - в рамках одной области знаний;

- межпредметные - на стыке различных предметных областей.

3. По количеству участников проекта:

- индивидуальные (личностные);

- парные;

- групповые;

- коллективные;

- массовые.

4. По продолжительности выполнения:

- краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного усвоения новых способов человеческой деятельности. Практика показывает, внедрение проектной методики активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения.

Большую роль в формировании познавательных интересов играет использование в практике работы интерактивных методов обучения.

Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом.

Один из интерактивных методов, используемых в практике работы, является метод конкретных ситуаций, который позволяет учащемуся научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

​ Подготовительный этап;

​ Ознакомительный этап;

​ Аналитический этап;

​ Итоговый этап.

На первом этапе учитель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую "конкретную ситуацию" и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

​ Пример должен логично продолжать содержание теоретического материала;

​ Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся;

​ Содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации;

​ Учащимся, должны быть даны, четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Развитие познавательных способностей повышается во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий.

Учащиеся:

​ выявляют проблему;

​ предлагают различные способы действия;

​ альтернативы и их обоснование;

​ возможный результат

На третьем этапе учащиеся развивают умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения.

В результате использование данного интерактивного метода учащиеся повышают познавательные способности, учатся оперативно мыслить, анализировать различные  ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли. Повышается активность и заинтересованность на уроке.

Психологи выделяют "неизвестное" как один из главных компонентов проблемной ситуации. Нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором знания, подлежащие усвоению, будут занимать место неизвестного.

Для того чтобы мыслительный процесс совершался, необходимы какие-то мотивы, побуждающие человека думать. Как создается этот мотив? Столкновение с трудностью при выполнении конкретного задания, предложенного учителем, пробуждает интерес, желание найти ответ.

Сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний рождает потребность в новых знаниях. Именно потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем больше у учителя возможности для активизации мыслительной, познавательной деятельности учащихся.

В структуру проблемной ситуации входят следующие компоненты:

​ неизвестное знание или способ действия,

​ познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности,

​ интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

 Последовательная система частных проблемных ситуаций помогает учащимся не только раскрыть суть общей проблемы, усвоить требуемые программные знания, но и постичь пути познания нового.

Проведенный опрос среди учеников 6-х  - 7-х классов выявил, что проведение урока с использованием метода проектов позволило снять психологические барьеры, страх перед проверкой знаний на уроке, тревожность. У детей формируется положительная мотивация к изучению языка. Многие учащиеся уверены, что знание русского языка пригодится им в будущем.

Таким образом, методика проведения мини-проектов, в основе которых лежит кропотливая подготовительная работа учащихся во время ознакомления, отработки и закрепления   определённой темы дают возможность сделать  выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников.

"Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли", - писал В.А.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная экскурсия как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Статья о значении экскурсий,содержит  справочную информацию о музеях города Самара, на базе которых возможно проведение занятий по различным темам. Описание практического занятия (лабораторная ра...

Обобщение опыта: "Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся".

Давно возник вопрос: как преподавание базового курса информатики сделать интересным, наглядным, а изучаемый материал – запоминающимся надолго. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мо...

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...

«Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Современная система образования предполагает относительную свободу в выборе образовательных программ и технологий. Метод проектов – это поворот к значительному увеличению активности учащихся. Су...

Метод мини - проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки.

Метод мини - проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических воз...