Главные вкладки

    Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
    статья на тему

    Комагоров Иван Львович

            Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятельностный подход в личностно-ориентированном обучении при использовании интерактивных методов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon interaktivnye_metody.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

           Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

    У многих  школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных»,  «часто болеющих»,  детей «с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей. Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения.  

            Современные дети сильно изменились. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

          -Резко возросла информированность детей.

         -Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.

         -Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

          -Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем не редко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.

        Для решения проблемы общеобразовательная школа формирует систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.  Для этого недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, виртуальные физические лаборатории, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка.  

    Актуальность представленного опыта определяется:

    а) соответствием целям и направлениям развития современного российского образования;

    б) введением Федеральных государственных образовательных стандартов, предполагающих деятельностный и компетентностный подходы в обучении;

       в) метапредметностью и личностной значимостью результатов, формирования информационной и коммуникативной компетенций;

           Физика традиционно считается в школе трудным предметом, вызывающим тревожность, неуверенность в своих силах.   Основной моей целью стало выяснение того, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности  учащихся.

    За время работы в школе я пришёл к выводу, что необходимо осуществлять комплексный подход к применению современных педагогических технологий развивающего, проблемного обучения, широко использовать информационные технологии в обучении, технологию проектной деятельности.

            Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятельностный подход в личностно- ориентированном обучении при использовании интерактивных методов.

         Главная задача моей деятельности состоит в  создании условий для того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности».

          Сегодня образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.        Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Уровень сформированности универсальных учебных действий в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.

                       Актуализация деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

       - более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

        - возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

         - существенное повышение мотивации и интереса к учению у учащихся;

         - повышение общекультурного и личностного развития.

          Деятельностный подход  позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны уметь выполнять учащиеся. Эти задачи должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.

    Требования новых образовательных стандартов к метапредметным и личностным результатам образования, повышение значимости внеурочных форм организации учебной деятельности, стремление к индивидуализации образовательных программ нацелило меня на внедрение в работу новых образовательных технологий и методов обучения.

    Рассмотрим интерактивные методы бучения.

    Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное  на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех учащихся, включая педагога.

     Способы коммуникации:

    - Центральная роль принадлежит учащимся;

    - Преподаватель - организатор и помощник;

    - Обсуждение происходит в малых группах;

    - Взаимодействие преобладает над воздействием.

              В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица:

            «Скажи мне, я забываю,

           Покажи мне, я могу запомнить,

           Позволь мне сделать это,

           И это станет моим навсегда»

           Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: 

    - формировать интерес к изучаемому предмету;

    - развивать самостоятельность учащихся;

    - обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;

    - комфортно чувствовать себя на занятиях;

    - проявлять свою индивидуальность в учебном процессе

         При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться:

    - работа в группе;

    - самооценка участника групповой работы;

    - свобода мышления;

    - овладение культурными формами работы;

    - коммуникация в учебном диалоге.

        Интерактивный метод ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. При использовании интерактивных методов учащийся становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все ученики оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и о чём думают. Основными составляющими интерактивных занятий являются  упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, ученики не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

    Интерактивное обучение имеет ряд особенностей. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения образовательного материала означает, что каждый вносит свой особый вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

    Основные методические принципы интерактивного обучения:

     - тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;

    - всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в котором учащиеся выполняют различные ролевые функции;

    - поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;

        -  активное использование технических учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

    - постоянное поддержание учителем активного внутригруппового взаимодействия, снятие напряжённости;

    - оперативное вмешательство учителя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;

    -  интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях;

         - обучение принятию решений в условиях жёсткого регламента и наличия элемента неопределённости информации.

      Применяя на уроках  интерактивные методы обучения, я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в группе  неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала  становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.

           Применяя  интерактивные формы и методы обучения, я ставлю перед собой ряд важнейших образовательных целей:

    - стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемого предмета физика;

    - повышать уровень активности и самостоятельности учащихся;

    - развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

    - изменение установок на сотрудничество и социальных ценностей;

    -саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.  

          По моему мнению, применение интерактивных форм и методов обучения способствует созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики .  

    Литература

    1. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения.   [Текст] / И.В. Никишина. –  М., 2007.
    1. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. [Текст] / Т.Н. Шликене. –  М.,2007.
    1.      Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения  [Текст] / В. П. Беспалько.  – М., 2001. 
    2.     Вебер, Н. П. Набор умений для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. [Текст] / Н. П. Вебер // Справочник заместителя директора. –  2011. –  № 4. – С. 11 – 12.
    3.     Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов – М., 2006.
    4.   Компетенции в образовании : опыт проектирования : сб. науч. тр. [Текст]   / под ред. А. В. Хуторского.- М. : Научно - внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
    5. Лизинский, В. М. Приемы и формы в учебной деятельности.  [Текст]   / В. М. Лизинский. –  М., 2004. 
    6. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в  системе образования. [Текст]  / Е. С. Полат  (и др.) ; под ред. Е. С. Полат. –  М. : ИЦ «Академия», 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности воспитанников

    В статье рассмотрено применение интерактивной доски на уроках химии, обеспечивающее успешную активизацию познавательной деятельности воспитанников....

    ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

    В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

    Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

    Приёмы и методы, которые можно использовать, чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, необычным и интересным, но не перегруженным...

    Описание педагогического опыта по теме: «Использование интерактивных методов обучения как средства развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания».

    В материале изложены теоретические аспекты интерактивной технологии обучения и практический опыт реализации данной технологии на уроках обществознания для развития познавательной активности учащихся....

    Интерактивная доска как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках родного языка и литературы.

    Перед нами стояла важнейшая задача внедрения ИКТ-технологий в процесс обучения, что осложнялось тем, что нигде нет готовых методических разработок по использованию интерактивной доски по  предмет...

    Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».

    Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...

    «Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку»

    Метод проектов как средство реализации индивидуального проекта может обеспечить подготовку такого человека, так как в ходе его выполнения обучающиеся учатся работать самостоятельно, приобретают опыт п...