Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации.
статья по обществознанию

Тараева Алена Артемовна

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогическиетехнологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:

- в условиях    существующей   классно-урочной  системы занятий   они наиболее   легко    вписываются в учебный процесс,  не затрагивают  содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат,   каким бы то ни было серьёзным коррективам;

образовательные   технологии   позволяют,    интернируешься    в   реальный   образовательный   процесс,  достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

образовательные   технологии   обеспечивают   внедрение   основных   направлений   педагогической  стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;

- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- отличительной   чертой   большинства  технологий является  особое  внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

     Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить познавательную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации.

    

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогическиетехнологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:

- в условиях    существующей   классно-урочной  системы занятий   они наиболее   легко    вписываются в учебный процесс,  не затрагивают  содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат,   каким бы то ни было серьёзным коррективам;

образовательные   технологии   позволяют,    интернируешься    в   реальный   образовательный   процесс,  достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

образовательные   технологии   обеспечивают   внедрение   основных   направлений   педагогической  стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;

- они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

- обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- отличительной   чертой   большинства  технологий является  особое  внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

     Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить познавательную активность.

     В своей работе я активно использую различные образовательные технологии.

Дифференцированный подход к обучению через проектную деятельность.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

      Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Таким образом, вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Личностно–ориентированные технологии обучения

      Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

     «Хороший» ученик в данной педагогической технологии  понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем.

     Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план.

     Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:

1.     Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

2.     Оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно – неправильно»).

3.     Выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета.

4.     Способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта.

5.     Предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся  к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.

6.     Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.

7.     Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

8.     Стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.

9.     Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.

10.Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика 

Информационно – коммуникативные технологии

     Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Обучающиеся учатся самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе. Практика показывает, что:

 - использование ИКТ способствует повышению качества знаний обучающихся, уровню воспитанности, их общему и специальному развитию ;

 - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства учителя и ученика для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- использование ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания;

- использование ИКТ позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске.

     Опираясь на свой опыт работы при использовании ИКТ в процессе обучения школьников, мне хотелось бы выделить следующее:

       на уроках обществознания часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Обучающимся остается только включить монитор и прочитать увиденное.

       помимо текстовых ИКТ обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию  звуковых фрагментов, графических изображений, демонстрационных слайдов, видеофрагментов, анимационных  и интерактивных сюжетов.

       учитель может организовать урок, используя различные типы и формы учебных занятий.

     В своей работе я широко применяю презентации, которые использую на различных этапах урока. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации дают возможность задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала в зависимости от его целей, дополнения или изменения материала в любой форме (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео и аудио фрагменты и т. д.), что позволяет максимально использовать все виды наглядности и сосредоточить внимание на ходе урока. Чем интереснее, эстетичнее, профессиональнее оформление конечного результата, тем выше воспитательное значение мероприятия, глубже интерес к изучаемому материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

        Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышл...

Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот ф...

Статья " Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы"

Статья в научно-методическом журнале  "Образовательный альманах", г.  Екатеринбург  выпуск № 4 от 14 апреля 2021г....

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....