«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
статья по алгебре по теме

          Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышления, приводящую к повышению интереса к изучаемому предмету и развитию познавательной деятельности, а значит к повышению мотивации учения, то процесс обучения математической грамотности будет более успешным. Внедрение технологии развития критического мышления в практику обучения можно при изучении любой темы курса математики и в любом классе, можно использовать как при изучении нового материала, где учащиеся вспоминают все известные им факты, так и при проверке степени усвоения учащимися материала по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические советы для учителей10.27 КБ
Microsoft Office document icon doklad1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Шестакова О.Л.

МОУ «Тубинская средняя общеобразовательная школа»

          Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышления, приводящую к повышению интереса к изучаемому предмету и развитию познавательной деятельности, а значит к повышению мотивации учения, то процесс обучения математической грамотности будет более успешным. Внедрение технологии развития критического мышления в практику обучения можно при изучении любой темы курса математики и в любом классе, можно использовать как при изучении нового материала, где учащиеся вспоминают все известные им факты, так и при проверке степени усвоения учащимися материала по теме.

    Для разнообразия обучения применяю доступные, действенные  приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

1. Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)- применяется с использованием таблицы. Заполняя графу «З», учащиеся  составляют список знаний.   Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х».  Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста. Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У»  они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания. Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования. Пример:6-й класс, тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

а/m+b/m=(a+b)/m

а/m-b/m=(a-b)/m

-Как складывать (вычитать) дроби с разными знаменателями

-Решение уравнений, задач, содержащих разными знаменателями

-Наименьший общий знаменатель, дополнительный множитель

-Алгоритм + и – дробей с разными знаменателями

2. Прием  «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Прием используется на фазе «Реализация» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Чтение индивидуальное.

а)Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + – новое,– – думал иначе,? – не понял, есть вопросы.

б) Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся  имеют мини-конспект. Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ. Активное чтение способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Стратегию «Инсерт» использую при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области, и на данном уроке они должны расширяться, уточняться.

3.  Прием «Составление «Синквейна», это слово с французского, обозначает «5 строк». Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне. Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта. Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта. С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс. Пример синквейна, составленных учениками:       Масштаб

Арифметический,       географический

Делить,                          находить,                  вычислять

Дробь, которую нужно понять

Отношение

Использование технологии развития критического мышления  на уроках математики :

-развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему,  рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

-обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;

-стимулирует  учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными;

- воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.



Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Шестакова О.Л.

МОУ «Тубинская средняя общеобразовательная школа»

          Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности. Если в системе использовать технологию развития критического мышления, приводящую к повышению интереса к изучаемому предмету и развитию познавательной деятельности, а значит к повышению мотивации учения, то процесс обучения математической грамотности будет более успешным. Внедрение технологии развития критического мышления в практику обучения можно при изучении любой темы курса математики и в любом классе, можно использовать как при изучении нового материала, где учащиеся вспоминают все известные им факты, так и при проверке степени усвоения учащимися материала по теме.

    Для разнообразия обучения применяю доступные, действенные  приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения. Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

1. Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)- применяется с использованием таблицы. Заполняя графу «З», учащиеся  составляют список знаний.   Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графы «Х».  Слушая лекцию, читая текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Это обусловливает активность при восприятии лекции, при чтении текста. Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность корректировать некоторые знания, находящиеся в графе «З». В графу «У»  они записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания. Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся формулируют направления для дальнейшего самостоятельного исследования. Пример:6-й класс, тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»

Знаю

Хочу знать

Узнал новое

а/m+b/m=(a+b)/m

а/m-b/m=(a-b)/m

-Как складывать (вычитать) дроби с разными знаменателями

-Решение уравнений, задач, содержащих разными знаменателями

-Наименьший общий знаменатель, дополнительный множитель

-Алгоритм + и – дробей с разными знаменателями

2. Прием  «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Прием используется на фазе «Реализация» (работа с текстом), таблица с информацией используется на фазе «Рефлексия». Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Чтение индивидуальное.

а)Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + – новое,– – думал иначе,? – не понял, есть вопросы.

б) Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся  имеют мини-конспект. Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ. Активное чтение способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Стратегию «Инсерт» использую при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области, и на данном уроке они должны расширяться, уточняться.

3.  Прием «Составление «Синквейна», это слово с французского, обозначает «5 строк». Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне. Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта. Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть объекта. С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс. Пример синквейна, составленных учениками:       Масштаб

Арифметический,       географический

Делить,                          находить,                  вычислять

Дробь, которую нужно понять

Отношение

Использование технологии развития критического мышления  на уроках математики :

-развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему,  рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

-обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;

-стимулирует  учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными;

- воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...

Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются...

Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот ф...

Методические рекомендации для молодых специалистов по теме: «Использование технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма»

Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией.Задачи:1. Познакомить молодых учителей с методами технологии РКМЧП.2.Углубить знания молодых педагогов о методах и прием...

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...

Доклад "Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС"

      Действительно, одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся стремление к открытию новых знаний, является развитие потребности в поисковой активности....

«Социально - культурный контекст урока математики как средство развития познавательного интереса обучающихся».

laquo;Социально - культурный контекст урока математики как средство развития познавательного интереса обучающихся»....