Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
опыты и эксперименты по теме

Ларионова Мария Валерьевна

Творческая презентация системы работы педагога по теме

«Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и творческой активности учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчёт по теме самообразования20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая презентация системы работы педагога по теме

«Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и творческой активности учащихся»

  1. Условия возникновения  и становления опыта.

Свою    деятельность осуществляю в Никольской школе, в которой в своё время училась сама. Мой девиз: «Учить детей не математике, а жизни с помощью математики».

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению уровня познавательной активности. Для этого использовался метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилбергера (модификация А. Д. Андреевой, 1987год).

              При анализе результатов оказалось, что   у большинства учащихся 5 класса  высокий уровень  познавательной активности.

    Как правило, при переходе из ступени начального обучения к основному общему снижается мотивация учебной деятельности. Необходимость создания условий для   сохранения мотивации обучения и повышению познавательной активности учащихся привела к мысли о применении технологии проблемно – диалогического обучения автором которой является Елена Леонидовна Мельникова. В этом заключается  идея опыта. (выставляется цифра 1)

 

2.Актуальность опыта, новизна

Актуальность опыта очевидна, так как   данная технология решает задачи, которые стоят сегодня перед образованием: формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности.  

 Новизна опыта состоит в комбинации технологий: технологии проблемно- диалогического обучения и создании системы методов и приемов, нацеленных на развитие познавательной активности.  

3. Длительность работы над опытом и диапазон. Работа над опытом осуществлялась в течение четырёх лет с апреля 2010 год по июнь 2015 года года и была и разделена на 3 этапа:

     1 этап – теоретический (апрель-май 2010 года), состоял в изучении теории и выявлении уровня   интересов учащихся.

    2 этап – на практическом (сентябрь 2010 по март 2015 года), в рамках которого использовались элементы технологии проблемного обучения, и отслеживалась эффективность применения отдельных форм, методов и средств обучения.

    3 этап – на заключительном (апрель-июнь 2015года), где проводилась диагностика и оценивалась результативность использования выбранных форм, методов и средств обучения.

       В урочной системе технологию проблемно-диалогического обучения использую на уроках открытия нового знания, уроках-обобщения, на уроках повторения изученного, при подготовке к выпускным экзаменам, в процессе индивидуальной работы с учащимися.      

     

5. О технологии

Считаю данную технологию незаменимой на уроках ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, который выстраиваю из 8 этапов:

1. Создание проблемной ситуации

2.Формулирование проблемы

3. Выдвижение гипотез

4. Актуализация знаний

5. Планирование деятельности

6. Открытие нового знания

7. Применение нового знания

8. Итог урока

 Данная структура урока развивает навыки самостоятельной работы, обеспечивает повышение познавательной мотивации учащихся, формирует умения применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески их преобразовывать.

 Для создания проблемной ситуации использую 3 метода:

- подводящий диалог

- побуждающий диалог

            - сообщение темы с мотивированным приемом

Приведу пример.

Учитель: Сегодня мы начинаем новую тему, а какую – вы легко догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Вы приходите в магазин и видите объявление: «В дневные часы у нас скидка 10 …». Чего? Верно, процентов. Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2 …». Чего? Да, процента. По телевизору идёт реклама, и вы слышите: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13 …». Чего? Вы правы, процентов.

Как вы догадались, это сообщение темы с мотивированным приемом

Применяю 5 приемов.

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения или точки зрения.
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку.
4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще
5.
 Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Дети в группах получают задания: построить треугольник с данными углами, причем выполнимое задание получает только одна группа. Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 1000, 2000, 6000.

Сразу же возникает ПРОБЛЕМА: почему не все смогли построить треугольник?

Дети выдвигают гипотезы. Все гипотезы принимаются И далее идет побуждение к проверке этих гипотез .

Такие 4 педагогических действия рекомендует автор на этапе выдвижения гипотез:

- побуждение к выдвижению гипотез

- принятие выдвигаемых гипотез

- побуждение к проверке гипотез

- принятие предлагаемых учениками проверок

   Важным этапом урока считаю совместное планирование учебных действий.когда либо одновременно выстраиваем план работы, либо последовательно. (на уроке с треугольниками можно спланировать свои действия: измеряем, находим сумму углов, сравниваем, делаем вывод) Таким образом имеем 2 варианта работы с пунктами плана.

  Наиболее удачно проходят уроки, если новые знания дети открывают в ходе выполнения практический работы. В результате дети проверяют гипотезы, и называют ту, которая оказалась наиболее точной.

На этапе применения нового знания  использую 9 типов заданий:

- сравните

- заполни пропуски

           - найди ошибку. Обоснуй

          - верно или неверно

-заполни схему

- соотнеси (понятия и определения)

- из получившихся ответов составь слово

- найди лишнее

- выбери нужный ответ из предложенных

- работа по алгоритму

В рамках данной технологии прослеживается цикл из 6 учебно-познавательных действий: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация

Для самоконтроля и самооценки использую 7 разновидностей оценочных листов, среди которых есть позволяющие производить самооценку деятельности как в конце урока,  так и на отдельных его этапах. С данной вопросом выступила в октябре в г. Котласе на областной конференции. Образцы оценочных листов также в отдельной папке.

 Использование различных форм и методов организации  учебной деятельности повволяет сделать урок здоровьесберегающим и как правило на таком уроке нет скучающих учеников. (Выставляется (0)). 

6. Результативность опыта 

Использование технологии проблемно – диалогического обучения     позволяет:

1. сделать учебный материал более доказательным и убедительным –это раз;

2. сформировать не просто знания, а знания-убеждения –это 2;

 3.  самостоятельно организовывать познавательную деятельность-3;

4.  воздействовать на эмоциональное состояние школьников -4;

5. побуждать желание высказывать и отстаивать свою точку зрения -5,

6.  получать удовлетворение от умственной деятельности-6;

7. мыслить логически-7,

8. научно-8,

9.  действоватьтворчески-9;

10. при этом сохранять здоровье -10

Заключительная диагностика показала позитивную динамику уровня познавательной активности, которая позволила сохранить качество знаний.

    Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования данной технологии.

Вот так все 10 цифр помогли  систематизировать опыт работы и его результативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...

Самостоятельная работа на уроках математики как средство развития творческой активности учащихся

В статье обобщен опыт по организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики....

Использование ИКТ-технологий на уроках математики как средство развития познавательной активности учащихся.

Одна из основных целей внедрения информационных технологий является формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету. Кроме перечисленного, имеет большое значение тот ф...

Творческая презентация системы работы "Предметные недели как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, которая дополняет, развивает и углубляет его. Она рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развити...

Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. У...