Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"
статья по математике по теме

Пинчук Анна Ивановна

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. Учителя методом проб и ошибок ищут способы сделать урок интересным и помочь ребёнку полюбить школу как место, где он открывает для себя сложный мир.

Что же необходимо для того, чтобы педагогические инновации стали инструментом педагогической практики? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

Презентация опыта работы по теме самообразования:

«Использование технологии 

развития критического мышления

 на уроках математики»

        

Работу выполнила

учитель математики

Пинчук А.И.

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. Учителя методом проб и ошибок ищут способы сделать урок интересным и помочь ребёнку полюбить школу как место, где он открывает для себя сложный мир.

Что же необходимо для того, чтобы педагогические инновации стали инструментом педагогической практики?

Может ли инновационная педагогическая технология развития критического мышления быть внедрена в различных предметных дисциплинах?

Каковы границы применения педагогической технологии развития критического мышления в практике?

 Как разработать и провести интересный урок с использованием технологии развития критического мышления?

Как сделать так, чтобы такие уроки стали нормой, а не единичным случаем?

         Нужно ли для эффективности педагогического процесса сотрудничать с коллегами при изучении данной педагогической технологии?

Ответив на поставленные вопросы, можно прийти к выводу, что внедрение новых технологий в учебный процесс необходимо, они развивают личность ученика, его мышление и творческие способности; помогают достичь атмосферы доверия между учителем и учеником.II

   

Технология развития критического мышления  основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

   

    Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

   Дэвид Клустер, профессор, преподаватель литературы Хоуп-колледжа (Холланд, штат Мичиган, США), определяет следующие  признаки критического мышления:

    1.  Критическое мышление – мышление самостоятельное.

     Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Чтобы сформировать собственное мнение, знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа. При этом следует заметить, что критическое мышление не обязательно должно быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи и убеждения другого человека, как свои собственные.

2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

     Знания создают мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромную информацию: факты, идеи, тексты, концепции. Фактические знания не исчерпывают критическое мышление. Благодаря критическому мышлению процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

     Сторонники критического мышления считают, что следует заменить традиционное образование на «проблемно-постановочное», когда ученики работают над решением реальных, взятых из жизни проблем. Учение пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы на основе собственного жизненного опыта, а затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставила им школа.

 4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

    Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумными, обоснованными доводами. Аргументация будет более убедительна, если учитывается существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. При этом критически мыслящий человек старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким признанным авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнение большинства. Таким человеком практически невозможно манипулировать.

5. Критическое мышление – мышление социальное.

     Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, говорится о независимости мышления, с другой – подчеркиваются социальные параметры критического мышления. Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни.

      Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.

       Технология РКМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

    ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

    Методические приемы для развития критического мышления, включающие в себя групповую работу, моделирование учебного материала, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, способствуют приобретению знаний, обеспечивают более глубокое усвоение содержания, повышают интерес учеников к предмету, развивают социальные и индивидуальные навыки.

    ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.

Значение стадии вызова:

1) Происходит вызов того, что учащийся знает по данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся формирует собственный запрос на получение информации. Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

2) Происходит активизация обучаемого.  Учение – активная деятельность. Учение становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. Каждый «ликвидатор» сначала отвечает учителю по своему вопросу, затем находит свой материал, прорешивает его. Эта работа проверяется учителем после уроков.

 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.  Главное: научиться самому, чтобы научить других.

Стадия осмысления нового материала  (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…

Значение стадии осмысления:

1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.

По Шаталову, заполняется таблица, в которую ручкой заносятся только хорошие оценки,«3» и «2» - карандашом. Стимул – быть освобожденным от зачета, стать «ликвидатором».

2) Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным. Ученики стремятся к более высокой оценке, значит, стараются решить предлагаемые  задания и при желании перейти на следующий уровень.

3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез. Что я знал, что я теперь знаю, что еще могу узнать.

Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.

Значение стадии рефлексии:

1) Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.

2) Идет рефлексия своего процесса учения.

3) Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.

4) Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

   Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

  Технология РКМ разработана для ученика,  для того, чтобы приблизить его к процессу познания, даже преодолевая его сопротивление. Более того ТРКМ срабатывает и в отношении учителя. Только обладая критическим мышлением, учитель в состоянии выбраться из, казалось бы, тупиковых ситуаций и выполнить свою основную задачу: научить учиться.

   Остановлюсь подробнее на своей работе в 6 классе, представив урок математики по теме «Умножение положительных и отрицательных чисел»

1. Вызов

• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний;

Устный счет:

3 + (-2)

-10 – (-20)

-10 + 9

10 + (-9)

0 – (-3)

7 + (-7)

0 + (-4)

-8 – 4

-16 + 4•2

-16+ 4•(-2)

-16 + (-4)•(-2)

• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

Учащиеся осознают, что не умеют умножать на отрицательное число и два отрицательных числа.

• побуждение ученика к активной деятельности.

Учащиеся предлагают свои способы из сложившейся ситуации

2. Осмысление

• активное получение новой информации;

Предлагает провести математический эксперимент

4* 2 = 4 + 4 = 8

(-4)*2 = (-4) + (-4) = -8

4* (-2) = (-2)*4 = (-2) + (-2) + (-2) + (-2) = -8

(– 4) • (–2) – сложением не заменить, но если (– 2) • 4 = – 8, то (– 2) • (–4) ≠ – 8

так как 4 и – 4 противоположные числа, то и результат будет противоположный, значит (– 4) • (–2) = 8

• осмысление новой информации;

Учащиеся делают выводы и сравнивают их с правилами в учебнике

• соотнесение новой информации с собственными знаниями;

Прорешивают задания

• отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Подбор разноуровневых заданий по своему вопросу

3. Рефлексия

• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

Только слушая других и объясняя сам несколько раз, ученик запомнит надолго изученный материал

• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

Стремление перейти на следующий уровень

• выявление еще непознанного;

Решение более сложных заданий

• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Подготовка к смотру знаний

  Технология развития критического мышления является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

  «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Основные методические приемы развития критического мышления

        Прием «Кластер»,

        Таблица,

        Учебно-мозговой штурм,

        Интеллектуальная разминка,

        Зигзаг,

        Зигзаг -2,

        Прием «Инсерт»,

        Эссе,

        Приём «Корзина идей»,

        Приём «Составление синквейнов»,

        Метод контрольных вопросов,

        Приём «Знаю../Хочу узнать.…/Узнал…»,

        Круги по воде,

        Ролевой проект,

        Да - нет,

        Приём «Чтение с остановками»

Преимущества технологии развития критического мышления:

        работа в паре, микрогруппе развивает интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;

        совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного математического текста;

        есть возможность повторения, усвоения материала;

        усиливается диалог по поводу смысла текста;

        появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

        обостряется любознательность, наблюдательность;

        совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

        в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

        развивает активное слушание;

        предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, повысить самооценку.

Предполагаемые результаты:

        Повышение качества успеваемости по предмету Математика».

        Повышение качества подготовки выпускников.

        Формирование комплектов педагогических разработок и внеклассных мероприятий соответствующих новым ФГОС.

        Проведенные открытые уроки перед учителями школы.

        Проведенные мастер – классы перед учителями школы.

        Доклады и выступления по тематике самообразования.

        Обновление  и пополнение личной методической веб-страницы и персонального сайта.

Используя технологию критического мышления,  я получила следующие результаты:

I Успеваемость

Математика

Учебный год

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

качество

64%

65%

71%

80%

85%

II. Результаты ОГЭ и ЕГЭ

2011-2012 г.(ОГЭ, 9 класс)

2011-2012 г. (ЕГЭ,  11  класс)

2012-2013 г. (ОГЭ, 9 класс)

2013-2014 г. (ЕГЭ, 11класс)

2015-2016 г. (ОГЭ, 9 класс)

успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

Средний балл

14,7

24

14

39

14,5

 Максимальный балл

19

63

20

56

22

Средний балл по региону

13,5

38,8

18,6

46,37

14

III. Результаты участия в олимпиадах

Учебный год

Название и уровень мероприятия

Фамилия, имя, класс

Уровень результатов

2012-2013

Всероссийские молодежные предметные чемпионаты «Молодежный математический чемпионата»

Абанина Диана, 5

Диплом регионального победителя II степени

Учанова Дарья, 6 кл

Сертификат участника

Общероссийский конкурс «Мультитест2013»

 

Федорченко Александр, 5 кл

Диплом участника

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

Учанова Дарья, 6 кл

Сертификат участника

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»

Черешнева Марина, 5 кл

Сертификат участника

2013 -2014

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

Федорченко Александр, 6 кл

Сертификат участника

Всероссийские молодежные предметные чемпионаты «Молодежный математический чемпионата»

Федорченко Александр, 6 кл

Сертификат участника

Абанина Диана, 6 кл

Сертификат участника

Учанова Дарья, 7 кл

Диплом федерального победителя III степени

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»

Каменских Анастасия, 7 кл

Диплом I степени

Общероссийский конкурс Мультитест по математике

Каменских Анастасия, 7 кл

Диплом, 9 место

2014-2015

Общероссийская предметная олимпиада Олимпус Зимняя Сессия

Абанина Диана, 7 кл

Диплом участия

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

Учанова Дарья, 8 кл

Сертификат участника

Страна Талантов, г. Бийск

Учанова Дарья, 8 кл

Сертификат участника

2015-2016

Молодежные предметные чемпионаты

Федорченко А., 8 кл

Сертификат участника

Черешнева Марина, 7 кл

Сертификат участника

Общероссийская предметная олимпиада Олимпус Весенняя Сессия

Абанина Диана, 8 кл

Диплом участника

Федорченко Александр, 8 кл

Диплом участника

Пискунова Дарья, 7 кл.

Диплом участника

Каменских Никита, 8 кл.

Диплом участника

Черешнева Марина, 7 кл..

Диплом участника

Будько Татьяна, 10 кл

Диплом участника

Каменских Анастасия, 10 кл

Диплом участника

Орлова Анна, 10 кл

Диплом участника

Всероссийская предметная олимпиада «SAPIENTI SAT»

Кулик Валерия, 8 кл,

Сертификат участника

Федорченко Александр, 8 кл

Сертификат участника

Осмолкина Любовь , 8 кл

Сертификат участника

Пискунова Дарья. 7 кл

Сертификат участника

2016-2017

Международные молодежные предметные чемпионаты «Молодежный чемпионат по математике»

Учанова Дарья, 10 кл

Диплом регионального победителя II степени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

«Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Мастер-класс. Данная тема раскрывается на примере понятия квадрат....

Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...

Мастер – класс "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Задачи мастер-класса:обобщить опыт работы по теме "Формирование УУД учащихся с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики";продемонст...

Применение технологии критического мышления на уроках математики

Рассматривается структура урока с точки зрения технологии критического мышления. Показаны примеры применения элементов технологии на различных этапах уроков математики....