Технология критического мышления на уроках математики
материал на тему

Журавлева Наталья Владимировна

Методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_seminar.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                          

Технология критического мышления  на уроках

1слайд

Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Меня зовут Журавлева Наталья Владимировна, я учитель математики Сернурской средней школы № 1. Тема моего методического семинара «Технология критического мышления на уроках математики»
   
2 слайд 

Не секрет, что современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться, для того чтобы идти  в ногу со временем. Сейчас важно  вооружить ученика большим объемом предметных знаний и  сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
    3 слайд

Главная цель, которая сейчас стоит перед учителем, –  сформировать саморазвивающуюся личность, то есть личность, желающую и умеющую учиться.

Для этого необходимо
•формировать все виды универсальных учебных действий;

• развивать у детей способности к самосовершенствованию;
• реализовывать системно - деятельностный подход, положенного в основу Стандартов второго поколения;
• формировать опыт переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях
.
     Ученику необходимо осваивать новые формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
    Соответственно, меняется и роль учителя: теперь он главный
помощник ребенка в овладении компетенциями, он создает условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
    Добиться этого можно через правильную организацию учебно-воспитательного процесса, применяя технологию развития критического мышления.

4 слайд 

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Технология развития критического мышления– это проект сотрудничества учёных, учителей всего мира. Она была предложена в 90-е годы 20 века американскими учёными Куртом Мередитом, Чарзом Темплом, Дженни Стилом, а в нашей стране по технологии развития критического мышления  работал Лев Семенович Выготский, Муштавинская Ирина Валентиновна.   Эта как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?  Как научить ученика мыслить так, чтобы  улучшить качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. 

5 слайд

 Давайте вспомним этапы урока при использовании технологии критического мышления:

На 1 этапе, который называется вызов, с  помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.) ученик рассказывает  своими словами о том, что он знает о теме  всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания.

На следующем этапе – осмысления обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст,  прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем.

На конечном этапе-рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.

6 слайд 

Основу всего составляют    универсальные учебные действия. 

Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики.

Давайте рассмотрим ряд заданий  по математике, которые формируют

универсальные учебные действия:

1.Личностные, имеющие практическое применение.

Учащимся предлагаются задания придумать пять дробей, у которых числитель на 3 меньше знаменателя или записать пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя. В результате в тетрадях у учеников появляются записи1/4, 6/9,10/13, 5/8,9/12; 15/5,27/9,3/1, 12/4,18/6. Эти знания теории дробей можно применить при делении целого на части например яблока)

2.Регулятивные   (преднамеренные «ошибки»;    поиск информации в предложенных источниках;   самоконтроль и взаимоконтроль;   взаимный диктант;   диспут). Например, сколькими способами 4 пассажира могут разместиться в четырёхместном купе поезда?) ( 4!=4*3*2=24 способа).А как вы думаете решение данной задачи где может пригодится в жизни? (поездка на отдых)

3.Познавательные («найди отличия»;  «поиск лишнего»;  «лабиринты»;  хитроумные решения;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами, графиками;  составление и распознавание диаграмм;  работа со словарями)

1.Во сколько раз лестница на девятый этаж длиннее лестницы на третий этаж этого дома? ( в 4 раза. От земли до 3-го этажа 2 пролёта, а до 9-го этажа 8 пролётов. Так что 8: 2 = 4.Кстати, в других странах ответ может быть другим: например, в Германии 1-м этажом называют наш 2-й, так что там ответ 9:3 = 3.)

4.Коммуникативные

Приведите примеры предметов, имеющих форму окружности, круга, дуги окружности, полукруга.

7 слайд 

Основными  методическими приемами, характерными для  технологии критического мышления, которые используются на уроках математики, являются

  • «Мозговой штурм» он заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.
  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Этот прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся используется на начальной стадии урока, при актуализации имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока

  • Разбивка на кластеры

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

  • Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Прием работы с книгой.

Я второй год работаю по образовательной программе «Школа 2100». Учебный материал включает большой объем теории. Учащемуся  необходимо вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

  •  Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.

 Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Использовать синквейн можно при изучении любого предмета. Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

  • Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

 На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени.

8слайд Что же дает эта технология  ученику:

Во-первых, повышается эффективность восприятия информации,
интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
Во-вторых, учащиеся критически мыслят; учатся работать в сотрудничестве с другими, вследствие чего повышается качества образования учеников.

9 слайд

Мы провели исследования познавательной потребности по методике Виктории  Соломоновны Юркевич.

На лицо рост познавательной потребности.

Познавательная потребность

5 класс

2014г.

6 класс

2015г.

Выражена сильно

32%

40%

Выражена умеренно

43%

41%

Выражена слабо

25%

19%

  10 слайд

Далее перед вами результаты  исследования наличия устойчивого интереса к изучаемому предмету по методике Галины Николаевны Казанцевой. На первое место учащиеся поставили то, что предмет занимательный (5 кл-45 %,6 кл-59%) и его нужно знать всем, а также им нравится, как преподает учитель. (52% и65%)

Люблю предмет потому, что

5 класс

6класс

 

Данный предмет интересен

45%

59%

Нравится, как преподает учитель

52%

65%

Предмет нужно знать всем

90%

90%

Предмет нужен для будущей профессии

65%

71%

Предмет занимательный

40%

49%

Хорошие взаимоотношения с учителем

56%

76%

Учитель интересно объясняет

85%

85%

  11 слайд

Диагностика уровня познавательной активности проводилась по тесту-опроснику, разработанному психологом Пашневым Борисом Константиновичем.  Результаты представлены на диаграмме.

Год

2014

2015

Класс

5 класс

6  класс

Кол-во уч-ся

24

21

Чел.

%

Чел.

%

Высокий уровень

(26-42 балла)

6

25%

8

38%

Средний уровень

(13-25 баллов)

6

25%

10

48%

Низкий уровень

(0-12 баллов)

12

50%

3

14%

Уровень познавательной активности растет, это говорит о повышении интереса к предмету и сознательном изучении математики. В результате  использования данных технологий мы пришли к выводу, что у учащихся возросли познавательная потребность,  интерес, активность к изучению математики.

12 слайд 

Каждую четверть мы заполняем карту сформированности познавательных и регулятивных УУД: проанализировав, можно увидеть  позитивную динамику развития учащихся.

13 слайд 

Что дает учителю данная технология:

  • Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
  • Возможность использования модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
  • Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Применение данной технологии, привело к тому, что обучение стало более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги.

    14 слайд 

II. Результаты.
    В результате  работы по технологии развития критического мышления       на моих уроках обучающиеся  умеют искать закономерности, рассуждать по аналогии, это  повышает  мотивацию к обучению, дети стали больше читать, научились  контролировать свои результаты,  самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений.

Мои ученики активно принимают участие в Международных  и всероссийских олимпиадах («Формула тысячелетия»/ «Третье тысячелетие»; «Олимпус»; «Кит-компьютеры, информатика, технологии»; «Рейтинг Рунета.рф»; «Кенгуру»; «Интернет-олимпиады»; «Предметные олимпиадные анаграммы «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине») имеют дипломы 1,2, 3 степени.

    15 слайд 

  • Применяя технологию критического мышления  в своей профессиональной деятельности,  мною накоплен теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методических объединений учителей математики и информатики района и Республики, имею свой персональный сайт, где  публикую различные методические материалы и участвую во всероссийских конкурсах, имею дипломы 1, 2, 3 степени.(Всероссийский конкурс методических разработок «Мы – вместе»;Всероссийский методический конкурс «Интерактивный Учитель-2013,2014г в номинации конкурса: «Педагог-предметник»;Международный командный  конкуре «Мой лучший урок».)   

16 слайд 

III. Выводы.
    Такая система работы позволяет активизировать творческую деятельность учащихся, выработать активную жизненную позицию, сформировать творческую личность.

17 слайд

      Технология развития критического мышления известна в России уже 10 лет. Стоит набрать в поисковой системе Интернета аббревиатуру развитие критического мышления, и вы найдете описание уроков, информацию о семинарах в разных городах, обсуждения на учительских форумах, статьи и даже диссертации. Тысячи учителей по всей стране применяют ее на практике, основы технологии изучают на курсах повышения квалификации. Интерес к ней не ослабевает. Учителя ищут ответы на множества вопросов, их  вы можете найти  в этих книгах.

  18 слайд

Великий английский драматург Уильям Шекспир сказал  «Видеть и чувствовать — это быть; размышлять – это жить» Так давайте же жить размышляя!

Благодарю за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.

Книги  Муштавинская Ирина Валентиновна, Заир-Бек Сергей Измаилович  «Развитие критического мышления на уроках» Критическое мышление. Технология развития И. О. Загашев, С. И. Заир-Бека; Психология критического мышления Дийана Халперна

 Посещая различные семинары, открытые уроки коллег  я пришла к выводу, что лично для меня наиболее приемлемо будет именно технология развития крит мышления. Начав применять на своих уроках элементы технологии крит мышления я получила неплохие результаты у учащихся возросли познавательная потребность, интерес. Поэтому я пришла к выводу, что это моя технология.

Методическими приемы:

  • «Мозговой штурм» он заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.
  • Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Этот прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся используется на начальной стадии урока, при актуализации имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока

  • Разбивка на кластеры

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

  • Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Прием работы с книгой.

Я второй год работаю по образовательной программе «Школа 2100». Учебный материал включает большой объем теории. Учащемуся  необходимо вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

  •  Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.

 Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Использовать синквейн можно при изучении любого предмета. Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока.

  • Прием «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету.

Развитие критического мышления на уроке (С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская)

В пособии представлена современная педагогическая технология развития критического мышления, цель которой - помочь ученику сориентироваться в обилии поступающей информации, а учителю - реализовать свой творческий потенциал. Описаны оригинальные методики, разработки уроков, планирование учебного процесса, диагностика результатов, технологии для работы со взрослыми.  Пособие адресуется учителям, директорам и их заместителям общеобразовательных учреждений, студентам педагогических университетов.

Игорь. Олегович . Загашев, С. И. Заир-Бек

 Книга является результатом многолетнего опыта работы авторов в области новых образовательных технологий. Стратегии проведения лекций и семинаров, групповые и индивидуальные формы работы, методы оценки истинного уровня знаний - это далеко не полное описание ее содержания. Пособие предназначено для преподавателей высших и средних учебных заведений, методистов, аспирантов, студентов педагогических специальностей, а также - руководителей курсов повышения квалификации и центров образования взрослых. Перед вами книга-сотрудник. Удачной работы!

Дийан Халперн( американский психолог и в прошлом президент Американской психологической ассоциации.) «Психология критического мышления «

Эта книга написана в помощь тем, кто хочет научиться думать современно. Опираясь на новейшие достижения когнитивной психологии и свой уникальный педагогический опыт, Дайана Халперн разработала эффективную программу обучения навыкам "критического мышления". Данная книга может быть широко использована в преподавательской и методической работе, окажет неоценимую помощь в самообразовании, а кроме того является своеобразным путеводителем по современной когнитивной психологии. Рекомендуется психологам, педагогам, философам, а также всем интересующимся когнитивной психологией, психологией творчества, теорией принятия решений.

Наличие устойчивого интереса к изучаемому предмету (автор  Галина Николаевна Казанцева)        Первый раздел данной методики составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится.

Диагностика уровня познавательной активности проводилась по тесту-опроснику, разработанному психологом Пашневым Борисом Константиновичем,  в котором 42 вопроса.  Диагностика направлена на изучение познавательной активности.  Тест содержит  10 вопросов, с помощью которых исследуется показатель неискренности или социальной желательности ответа.

Познавательная потребность(автор Виктория  Соломоновна Юркевич)

Данная методика позволяет оценить познавательную потребность учащихся.

Диаграмма наглядно показывает, что с течением времени у учащихся с 5 по 6  классов существенно возрастает познавательная потребность.

Таким образом,  у большинства учеников возникает потребность в поиске решения, проведении каких-либо исследований, необходимость изучения дополнительной литературы перерастает в потребность, т.е. мы наблюдаем повышение уровня познавательного интереса.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

Технологии

Развивающее обучение ,. Проблемное обучение,. Разноуровневое обучение , Коллективная система обучения ,Исследовательские методы в обучении , Проектные методы обучения

Технология использования в обучении игровых методов , Обучение в сотрудничестве, Информационно-коммуникационные технологии,. Здоровьесберегающие технологии

Система инновационной оценки «Портфолио»,. Технология дистанционного обучения Технология педагогических мастерских

Личность - это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность

Творческая личность — это человек, способный проникать в суть идей и воплощать их вопреки всем препятствиям, вплоть до получения практического результата.

Универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых

Дидактика – наука об обучении и образовании

Дидактическая система – упорядоченный набор целей, содержания, форм, методов и средств обучения.

Обучение – есть целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося, в ходе которого осуществляется образование и развитие человека.

  Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики.

 Обучение – это способ организации образовательного процесса. Преподавание – это деятельность преподавателя по передаче инфомации, организации учебно-познавательной деятельности, оказанию помощи при затруднении в процессе обучения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, оценке учебных достижений. Учение – это деятельность обучаемого по освоению, закреплению и применению знаний, умений, навыков.

Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника («Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).

 Регулятивные УУД способность строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты.

 Познавательные УУД – самостоятельный поиск, исследование и обработка, систематизация, обобщение и использование информации.

 Коммуникативные УУД – осуществление коммуникативной деятельности

Личностный подход— последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, самосознательному ответственному субъекту собственного развития и субъекту воспитательного взаимодействия.

 Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик, студент как личность.

Желание — это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то.

Интерес — познавательная форма направленности на предметы.

Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий об окружающем мире и закономерностях, об различных явлениях мира, природе и обществе.

Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности учеников. Эта модель видит общение в системе «ученик-учитель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов (учителем) и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Любое мышление есть искание и открытие нового, самостоятельное движение к новым обобщениям.

 интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи.

Логическое мышление – это способность человека, которую нужно
развивать с помощью специальных уроков, приемов и упражнений

Методические приемы-  это действия, направленные на решение
конкретной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

Технология критического мышления на уроках математики

Тема урока:« Приведение подобных слагаемых» Форма урока :урок изучения нового материала с применением ИКТ. Цель урока: Изучить и  отработать алгоритм приведения подобных слагаемых...

«Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Мастер-класс. Данная тема раскрывается на примере понятия квадрат....

Мастер-класс по теме «Применение технологии критического мышления на уроках математики»

Цель мастер-класса:Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала всоответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критическогомышления.Цел...

Презентация опыта работы по теме самообразования: "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был 10 – 15 лет назад. Увеличилось число предметов, сложнее стал материал в учебниках. Резко увеличилась нагрузка на учителя и ученика. У...

Мастер – класс "Применение технологии критического мышления на уроках математики"

Задачи мастер-класса:обобщить опыт работы по теме "Формирование УУД учащихся с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики";продемонст...

Применение технологии критического мышления на уроках математики

Рассматривается структура урока с точки зрения технологии критического мышления. Показаны примеры применения элементов технологии на различных этапах уроков математики....