Внеклассное чтение как средство развития познавательной активности учащихся
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7 класс) на тему

Доклад на тему:"Внеклассное чтение как средство развития познавательной активности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Внеклассное чтение

как средство развития

познавательной активности

учащихся»

   

Термин «внеклассное чтение» закрепился в методике русского языка в 1886 году.

Цель внеклассного чтения - привить детям любовь к самостоятельному чтению книг.

Методика внеклассного чтения (система формирования читательской самостоятельности) - это раздел методики обучения русскому языку, цель которого заключается в том, чтобы показать учителю, как, отрабатывая с учащимися технику чтения и умения работать с текстом произведения, постепенно приучать и обучать каждого ребенка выбирать себе книги для чтения по силам и интересам.

Современная система формирования читательской самостоятельности учащихся предполагает 3 этапа обучения:

  1. Подготовительный, который протекает параллельно  с периодом обучения грамоте.
  2. Начальный.
  3. Основной.

  На основном этапе могут использоваться кроссворды с литературными вопросами, литературные игры, викторины, конкурсы.

Руководство учителя внеклассным чтением детей в специальной (коррекционной) школе направлено на развитие у них интереса к книге, к самостоятельному чтению (для этого можно в ходе урока использовать красочные и интересные презентации).

   Виды работ по внеклассному чтению с детьми с нарушениями интеллектуального развития:

  1. Наглядная агитация: изготовление книжных стендов, витрин, специальных выпусков газет, организация уголка внеклассного чтения.
  2. Организация первого знакомства с детской книгой, беседы учителя и библиотекаря со школьниками, выступления учащихся с чтением сказок, стихотворений.
  3. Создание праздничной обстановки при записи в библиотеку; наглядный показ, как надо выбирать книгу, тренировка каждого ученика в выборе книг.
  4. Чтение учителем отрывков из книги с захватывающим сюжетом, предложение дочитать книгу самостоятельно (или прослушивание записи сказки), использование на уроке различных анимаций к изучаемым произведениям.
  5. Составление списка книг для класса с учетом техники чтения.
  6. Проведение конкурсов, викторин в масштабах класса и школы; организация вечеров сказок и других праздников, связанных с книгой.

Занятие внеклассным чтением – это такая работа, в течение которой надо увлечь детей чтением, и дать им запас специальных знаний и умений для самостоятельной работы с незнакомой книгой, чтобы искра увлеченности не угасла.

Содержание любого урока внеклассного чтения может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятий. Кром того, сами учащиеся могут предлагать тематику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов. Уроки внеклассного чтения направлены на повышение познавательного интереса к предмету, воспитание положительной мотивации к учению, умения работать в коллективе.

При организации уроков внеклассного чтения необходимо учитывать следующее:

  1. Важной частью таких уроков является выразительное чтение. Беседа, комментарии учителя.
  2. Особое внимание должно уделяться оформлению класса (выставка книг, иллюстрации, рисунки, портреты писателей, картины и т. д.)
  3. Необходимо отбирать небольшие произведения, Это дает возможность разнообразит работу на уроке: чтение, беседа, пересказ, анализ прочитанного, разгадывание кроссворда по произведению и т.д.
  4. Каждое занятие должно иметь конкретную цель и давать детям новую порцию знаний.

В структуру знаний необходимо включать вступительное слово учителя. Чтение произведения вслух, беседу по прочитанному материалу. Учитывая, что дети с интеллектуальной недостаточностью не всегда могут отличить хорошее от плохого, выделить главное, обязательно должна проводиться коллективная работа по анализу произведения и оценки поступков героя.

Уроки внеклассного чтения по характеру, целям и методам можно условно разделить на 3 вида:

  1. Занятие, цель которого способствовать накоплению детьми фактического материала.

Эти занятия проводятся в форме беседы. Беседа помогает детям правильно воспринимать текст. Целесообразно использовать, например, уроки-посиделки (изба, музыка, свечи, самовар).

  1. Уроки, имеющие целью обобщить фактический материал, накопленный детьми. Можно использовать уроки-экскурсии, заочные экскурсии.
  2. Занятия по проверке результатов внеклассного чтения (литературные викторины).

Существует несколько видов викторин:

  1. Викторины по 1 произведению.
  2. Викторины-обобщения.
  3. Викторины - блиц. Характерная черта – краткость ответа.

На уроках внеклассного чтения можно широко использовать разгадывание кроссвордов.

  Главная задача уроков внеклассного чтения в школе 8 вида заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, на формирование личности учащихся и социальную адаптацию. На таких занятиях у детей расширяется кругозор, развивается и пополняется активный словарный запас, развиваются память, воображение. На занятиях дети узнают нормы и правила поведения в обществе.

Уроки внеклассного чтения являются составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствуют решению важных задач в образовании и воспитании школьников, а также является одним их важных средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках чтения и развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся во внеклассной деятельности.

Развитию познавательной активности учащихся школы  способствуют многие факторы. Современные школьники заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний. Метод проектов-это один из способ...

Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.

 Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусс...

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся...

«Использование ИКТ в процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся».

В статье«Использование ИКТ в  процессе преподавания технологии и изобразительного искусства как средство развития познавательной активности учащихся»   говорится об актуальности и персп...