Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
статья по русскому языку на тему

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.

   И современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная.  Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер.

Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innov.metod_.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта Коноваловой Елены Викторовны,

 учителя русского языка и литературы

  МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.

   И современный учитель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная.  Деятельность учителя должна носить не только творческий, но и исследовательский характер.

Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.

Тема инновационного педагогического опыта. 

« Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся ».

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина.

Приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс исследовательской  деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные  личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные исследования позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Метод исследования не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к исследовательской  деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Уже в течение нескольких лет (с 2005 года) я занимаюсь проблемой организации  исследовательской деятельности на уроках русского языка и  литературы. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др.). Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления».  М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».

В основу учебного исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Перестройка структуры урока, при которой ученик становится субъектом познавательной деятельности, открывает большой простор для применения различных форм исследовательской деятельности, позволяя решать задачу раскрытия личностного потенциала учащегося. Таким образом, формирование исследовательских навыков позволяет ученику в  самореализации своего «Я» как на уроке, так и в личном и, в дальнейшем, профессиональном плане.

Учитывая сказанное выше, я считаю, что тема  инновационного педагогического опыта «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и  литературы как эффективный способ повышения  познавательной активности учащихся» достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской позиции учащихся на уроках учителя-словесника.

Концептуальность.

 Каждая из технологий  основана на одной или нескольких теориях ( педагогических или психологических, философских).В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно , чтобы  ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришёл к знаниям, проделав определённую  поисковую работу. Это невозможно без самостоятельной деятельности самого ученика, учитель только руководит этой деятельностью, направляет её в нужное русло. Этот учебный процесс можно назвать « От познания к творчеству». Исследование на уроках помогает плодотворно освоить  большой и сложный  материал, развить творческие способности школьников. Ведь анализ художественного произведения предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелёгкий ученический труд увлекательным и интересным. Без этого, на мой взгляд, нельзя обойтись на уроках русского языка и литературы.

Поисковая работа начинается с поставленной учителем задачи или проблемы. Проблема может быть простой или сложной , требующей кропотливой работы или игры воображения, или простого проявления смекалки. Всё зависит от уровня знаний учащихся, их возраста и заинтересованности в предстоящем деле. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее ребята включаются в работу.  Прежде чем ставить перед школьниками какую - то проблему, необходимо их заинтересовать тем, чем предстоит заниматься.

Заинтересовать можно самым обычным способом – задать неожиданный вопрос или привлечь внимание учеников подготовленным для урока электронным оборудованием, видеофильмом, а также предложить найти ответ в тексте изучаемого произведения. И те ребята, которые не читали ранее это произведение, начинают читать и искать ответ. А найдя его, всякий школьник испытывает радость от самостоятельно найденной отгадки. Цель достигнута – ученик начинает читать, причём внимательно, стараясь получить хорошую оценку. Особенно важно верно сформулировать свой вывод – это развивает устную речь, формирует коммуникативные навыки, так как нужно доказать свою точку зрения. Со временем ребята легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной и обычной. Вовлекая детей в исследование, учитель реализует не только образовательные, но и воспитательные цели. Схематично это можно представить так:

Новизна опыта.

Исследование как метод активного обучения на уроках русского языка и  литературы направлен на формирование мировоззрения, стимулирование развития критического и творческого мышления, способствующих повышению уровня подготовки учащихся по русскому языку и литературе.

Новизна опыта состоит в разработке методики поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности в области русского языка и литературы, в создании алгоритмов выполнения исследовательских работ по русскому языку и литературе различных уровней сложности, а также в разработке  индивидуальных карт наблюдений за развитием навыков исследовательской деятельности школьников.

Теоретическое обоснование опыта

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе от исследования к исследованию.

В основе  метода  лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, формулировать  и решать проблемы

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемы        й может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я».

Критерии сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся:

  • умение работать с критической и дополнительной литературой;
  • умение ориентироваться в художественном произведении, прослеживать судьбы героев, их взаимоотношения;
  • умение отслеживать разрабатываемый вопрос или проблему по одному или целому циклу произведений, обобщать, делать выводы;
  • умение во время дискуссии отстаивать своё мнение , подтверждать его убедительными аргументами, высказывать свою точку зрения;
  • умение грамотно составлять и оформлять устные и письменные сообщения разных видов и жанров.

Для выполнения каждого нового исследования  необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Основные виды научно – исследовательской деятельности школьников по русскому языку и литературе:

  • экспериментально – исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно – поисковый: поиск, разработка и защита проекта;
  • проблемно – реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения изучаемой проблемы и проектирования возможных вариантов её решения;
  • аналитико – систематизирующий: наблюдение, анализ, синтез, систематизация конкретных данных.

Исследование – основа современного анализа литературного произведения, который можно проводить исходя из сложившихся методических представлений. Одно из необходимых условий исследования прозаического произведения – понимание его целостности. Поможет в этом ученику, например, карточка с полным набором вопросов по произведению, которая даст ученику наглядное представление о приёмах анализа этого произведения, поможет создать целостную картину идейного мира произведения.

Один из самых важных исследовательских методов – проектный метод.

Методологической основой описываемого опыта являются следующие труды:

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003;  Качурин М.Г.Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М; Московкина И.И. Урок-исследование.Специалист 1999, № 7;  Патрик Т. Л. Образовательные технологии и исследовательская деятельность / Ценностные аспекты современного образования: Сб. научн. трудов. – М.: МИОО, 2005;               Патрик Т. Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся (к постановке проблемы) // Изучение искусства слова в общеобразовательной школе: Сборник научных трудов. – М.: Институт художественного образования РАО, 2006; Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников/ Литература: изд. дом Первое сентября. – 2006.- №17; Абрамова С.В. Организация учебно – исследовательской работы по русскому языку// Русский язык: изд. дом Первое сентября. – 2006.-№18

Технология опыта.

Методика исследования предполагает индивидуальную работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, а также групповую и парную работу.

Работа над любым  исследованием включает определенные ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности исследовательской работы.

I этап – подготовка к исследованию:

  • выбор темы, составление списка литературы по проблеме исследования;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • изучение литературы по теме;
  • выбор методов исследования.

II этап – подготовка и проведение исследования:

  • сбор материалов;
  • обработка полученного материала;
  • формулирование выводов.

III этап – оформление исследовательской работы:

  • написание основной части работы, её введения и заключения; определение построения работы, выбор стиля и языка исследования;
  • составление списка литературы;
  • составление списка иллюстраций, приложений, оформление титульного листка.

IV этап – защита работы.

Переходя от этапа к этапу, школьник учится работать с первоисточниками, наблюдать явления, факты, объяснять их, сопоставлять, формулировать гипотезу, обобщать материал и представлять его в виде текста.

В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы:  после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий для исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен  и проанализирован необходимый материал, сформулированы выводы, можно поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод рецензирования критических  статей, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу  одного и того же произведения. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования. Максимальной активизации познавательной деятельности  и практической реализации проектно – исследовательского  подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной  трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования.

Исследовательская работа всегда опирается на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включает в себя мышление. Активизация интеллектуальной деятельности происходит тогда, когда изменяются условия деятельности, возникает интерес  к выполняемой работе, возникают нестандартные ситуации, требующие нового, свежего взгляда на литературное произведение

Ведущая педагогическая идея.

Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала  бы учёбе значимый для ребёнка смысл.

В процессе исследовательской деятельности учащихся развиваются не только творческие способности учащихся, как следствие этой работы становится грамотнее и богаче речь учащихся, что соответствует  основным требованиям обучения, воспитания и развития личности детей с разным уровнем познавательных способностей. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес учащихся к учёбе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.

Результативность опыта.   

   Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя  на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился  кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно – практических конференциях, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно – исследовательской деятельности  позволила достичь положительных результатов.

ФИО ученика

Класс

Наименование мероприятия

Уровень

Результат

Год

Лобанова Анастасия

Всероссийский конкурс презентаций  «История одной фотографии»

Российский

Призер,

3 степень

2013

Лобанова Анастасия

Всероссийский конкурс сочинений «Без языка и колокол нем»

Российский

Диплом Победителя III степени

2013

Лобанова Анастасия

Городской конкурс авторского стихотворения

« Душой рождённые стихи»

Муниципальный

Грамота

II место

2013

Ерёмин Владислав

11Б

VIII Республиканский конкурс творческих работ

Республиканский

Грамота Победителя

2013

Беляева Анна

X Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом I степени

2014

Брындина Екатерина

X Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом II степени

2014

Жадунова Елена

X Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом II степени

2014

Лобанова Анастасия

Городской конкурс авторских стихотворений « Поздравление любимому театру»

Муниципальный

Диплом за 1-е

место

2014

Беляева Анна

VII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка» I тур

Всероссийский

Диплом победителя I степени

2014

Гудясова Анжела

VII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка» I тур

Всероссийский

Диплом победителя I степени

2014

Подсеваткина Анастасия

VII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка» I тур

Всероссийский

Диплом победителя I степени

2014

Моисеева Мария

VII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка» I тур

Всероссийский

Диплом победителя I степени

2014

Беляева Анна

VII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка» II тур

Всероссийский

Диплом победителя III степени

2015

Гудясова Анжела

VII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка» II тур

Всероссийский

Диплом победителя III степени

2015

Подсеваткина Анастасия

VII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка» II тур

Всероссийский

Диплом победителя III степени

2015

Моисеева Мария

VII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка» II тур

Всероссийский

Диплом победителя III степени

2015

Ушанова София

VII Всероссийская олимпиада по русскому языку «Вот задачка» II тур

Всероссийский

Диплом победителя II степени

2015

Жадунова Елена

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку

Муниципальный

Призёр

2015

Брындина Екатерина

10А

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку

Муниципальный

Призёр

2015

Брындина Екатерина

10А

Третья Региональная открытая олимпиада по русскому языку

Республиканский

Призёр

2015

Лобанова Анастасия

10А

Третья Региональная открытая олимпиада по русскому языку

Республиканский

Призёр

2015

Алькаева Альбина

10А

Третья Региональная открытая олимпиада по русскому языку

Республиканский

Призёр

2015

Левкина Ольга

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников « Осень, ноябрь2015, русский язык, 7 класс»

Российский

Диплом III степени

2015

Красникова Диана

11А

Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» I сезон

Международный

Диплом III степени

2015

Петрушина Мария

Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» III сезон

Международный

Диплом II степени

2016

Ушанова София

Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» III сезон

Международный

Диплом II степени

2016

Кемаева Вера

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников « Осень, ноябрь2016, русский язык, 5 класс»

Российский

Диплом I степени

2016

Шавензова Екатерина

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников « Осень, ноябрь2016, русский язык, 5 класс»

Российский

Диплом I степени

2016

Возможности тиражирования.

1.Научно – практические семинары , семинары – практикумы

2. Научно-практические конференции;

3. Мастер – классы для студентов – практикантов филологических факультетов МГУ имени Н.П.Огарёва и МГПИ имени М.Е. Евсевьева.

4.Размещение научно – методических материалов на сайте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы (статья)

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Последние...

Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности.

Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Сейчас перед школой с...