Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
методическая разработка по литературе по теме

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Однако, в любой технологии применим базовый набор навыков и методов, который может использоваться для упрощения и ускорения разработок уроков и внеклассных мероприятий.

В пособии содержится методический материал, раскрывающий перспективы использования проектно-исследовательской технологии на уроках литературы и во внеклассной работе. Обращено внимание внедрению на уроках литературы средств информационно-коммуникационных технологий.

 Методическое пособие поможет учителям русского языка и литературы в организации совместной исследовательской деятельности учителей  и учащихся средних общеобразовательных школ, имеющих общую цель, согласованные методы, способы работы, направленные на решение проблемы, значимой для участников проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

 Верхнедобринская СОШ

Научно-методическая разработка:

« Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся»

Номинация: педагог-исследователь

Автор: Арифбаева Умида Шарифовна, учитель русского языка и литературы

                                                                         

                                                                     2011г.

Аннотация        

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Однако, в любой технологии применим базовый набор навыков и методов, который может использоваться для упрощения и ускорения разработок уроков и внеклассных мероприятий.

В пособии содержится методический материал, раскрывающий перспективы использования проектно-исследовательской технологии на уроках литературы и во внеклассной работе. Обращено внимание внедрению на уроках литературы средств информационно-коммуникационных технологий.

 Методическое пособие поможет учителям русского языка и литературы в организации совместной исследовательской деятельности учителей  и учащихся средних общеобразовательных школ, имеющих общую цель, согласованные методы, способы работы, направленные на решение проблемы, значимой для участников проекта.  

 Пояснительная записка

В настоящее время акценты образовательных целей смещены в сторону формирования мобильной, активной личности, имеющей свой опыт, свои способности, превращающейся из потенциального исполнителя в самостоятельного хозяина, потенциального работодателя и предпринимателя.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующим: приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс проектной технологии. Почему привлекает именно этот метод, возрожденный не так давно в нашей педагогике?                                                В проектном обучении, на мой взгляд, воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как "ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями" (Л.С. Выготский).                  

         Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

       

Тема  моей работы «Организация проектно- исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся»  достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской позиции учащихся на уроках учителя-словесника в 5-11 классах.

Педагогическая цель инновационного поиска:

создание условий для повышения познавательной активности учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности по литературе.

Степень новизны работы:

систематизация теоретических знаний об исследовательской предметной деятельности в школе, преломление этих знаний в контексте практической деятельности по литературе.

Содержательно-целевая направленностьработы:

содержание образования, педагогические технологии.

Один из путей формирования творческого восприятия литературного произведения - системная исследовательская работа в урочное и внеурочное время. Исследовательская деятельность логично вписывается и в структуру 45-минутного урока литературы, и может стать основой внеурочной деятельности по предмету. Исследование- основа современного анализа литературного произведения, который можно проводить исходя из сложившихся методических представлений. Одно из необходимых условий исследования прозаического произведения - понимание его целостности. Поможет в этом ученику, например, карточка с полным набором вопросов по произведению, которая даст ученику наглядное представление о приёмах анализа этого произведения, поможет создать целостную картину идейного мира произведения. Работа с текстом должна идти вживую. «Карандашный» контакт со словом обеспечивает более глубокое проникновение в его тайну. Один из самых важных исследовательских методов - проектный метод.            

Общеметодологическая проблема использования проектно-исследовательской технологии  в учебном процессе состоит в том, как организовать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учителей-учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы работы, направленные на решение проблемы, значимой для участников проекта.

Для реализации проектно-исследовательской технологии на уроках и во внеклассной работе определены цели и задачи работы.

          Цель: на основе изучения особенностей  познавательного опыта учащихся обосновать эффективность проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе, направленную на формирование  познавательной активности учащихся в процессе обучения.

Задачи:

1. способствовать осознанному восприятию учащимися изучаемого материала;

2. содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

3. обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

4. проектировать ситуации, способствующие формированию субъектного опыта ученика;

5. показать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество,  исследовательская деятельность).

6. показать эффективность проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках  через активные формы работы;

Гипотеза: если в процессе обучения литературе эффективно использовать различные формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, то это даст возможность способствовать формированию субъектного познавательного опыта всех участников образовательного процесса.

Другими словами, познавая язык и литературу, дети получат возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, оценить самих себя.

Таким образом, очень важно способствовать формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности учеников к саморазвитию и социализации.

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования:

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся, необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

         Материалы исследовательских работ, представленные в работе, могут использоваться на уроках литературы, на элективных и факультативных  занятиях по литературе в 5-11 классах, во внеурочной деятельности учителя. Авторы проектов, представленных в приложении к работе, являются победителями и лауреатами школьного и районного фестивалей учебных презентаций.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3

         Глава1. Проектная деятельность в условиях сельской школы……….6

         Глава 2. Формирование творческой личности в процессе проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы…………………...12

Глава 3. Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках литературы……………………………………………………………………..18

Глава 4. Организация проектно-исследовательской деятельности по литературе  во внеклассной работе учителя………………………………….30

Заключение……………………………………………………………….34

Список используемой  литературы……………………………………..36

Приложения №1-9……………………………………………………….37

Введение

Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности, коммуникативности, самостоятельности мышления. Проектно-исследовательская методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать

                                             3

принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В педагогической литературе под проектным обучением понимается такая организация образовательного процесса, которая направлена на решение учащимися учебных задач на основе самостоятельного сбора информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом приобретает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию учения.

Проектное обучение – это “путь замысла или способ планирования”. Поэтому для меняя является важным развитие способности ученика к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь ученику в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате учитель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».                               Уже несколько лет я занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др.)                                  

Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на

                                                 4

уроках литературы» (М.,1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, курсы предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Исследовательская деятельность может с успехом применяться в школах, гимназиях и лицеях, колледжах и профессиональных училищах.

В нашей школе традиционным является проведение Научного концерта проектно-исследовательских работ учащихся.

В Камышинском районе при поддержке МУ « Инспекционно-методического Центра Камышинского муниципального района» третий год проводится фестиваль учебных презентаций.

Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы.

                                                5

Глава1. Проектная деятельность в условиях сельской школы

Пять лет назад мы обратились к проектной деятельности учащихся, которая позволяла обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят. Мы отталкивались от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом.

Первоначально, как и большинство школ, организующих проектную деятельность, мы занялись разработкой индивидуальных и групповых проектов. Но, анализируя эту работу, обратили внимание на то, что, во-первых, ею заняты в основном высокомотивированные дети, которые на тот момент составляли около 25% от общего числа учащихся. Мы же хотели охватить как можно большее количество ребят. Во-вторых, проектная деятельность, осуществляемая после уроков, вызывала значительную перегрузку учащихся, а также создала определенные технические трудности: школа работает в две смены, нагрузка учителей составляет 1,5-2 ставки. В-третьих, появилось противоречие между системой взаимоотношений на уроках, которые остались традиционными, и внеурочной деятельностью, принявшей характер сотрудничества учителя и учащегося. Это очень скоро ощутилось и теми, и другими. Вот тогда и возникла идея организации проектной деятельности учащихся на уроках.

Конечно, все получилось не сразу. Мы активно обсуждали результаты работы школьников на педсоветах, заседаниях методических объединений. Учителя были готовы попробовать распространить метод проектов на уроки. Многие сомневались в успехе данного подхода, потому что не все темы можно изучать таким образом.

В первую очередь мы попытались организовать самостоятельную работу школьников. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок.

Участие в такой деятельности потребовало отношения к школьнику как

                                              6

к субъекту образовательного процесса. В процессе этой деятельности изменяется не только ученик, но и сам учитель: он должен настроиться на сотрудничество, равноправное партнёрство. Это происходит не со всеми преподавателями и не сразу и является одной из существенных проблем в организации проектной деятельности.

В ходе экспериментальной работы высветилась ещё одна проблема: далеко не все владеют необходимыми навыками проведения исследования. Например, многие не могут чётко сформулировать проблему, определить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу и т. д. А как же учить этому детей? Оказалось необходимым проведение методического семинара для педагогов по методологии ведения исследования.

Сегодня учителя нашей школы владеют технологией проекта, работают с учениками над подготовкой учебно-исследовательских работ. Таким образом, модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с

детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс

                                                        7

образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого

                                                   8

знания;

практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в основной школе:

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции, — идёт подготовка к различным мероприятиям окружного и городского уровней (ярмарки идей, окружные и городские конкурсы и конференции). При этом педагоги должны иметь в виду реальные сроки проведения таких мероприятий и соответствующим образом

                                                    9

планировать завершение работ обучающихся, — дать тем самым шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.

Для обучающихся в старшей школе:

Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются общее технологическое умение в процессе

                                              10

работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием :

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

          Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

         Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

        При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

                                                     11

Оценивание степени сформированности  умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Глава 2. Формирование творческой личности в процессе проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы

Творческая личность – это личность, которая может выполнить данное ей задание, самостоятельно осуществив следующие действия:

определить проблему;

поставить цель;

определить методику выполнения задания;

проанализировать результат;

и определить перспективы развития.

Такую личность может и должна воспитать школа. Почему встала такая задача именно сейчас?

Если проанализировать те «реалити-шоу», которые проходят на телевизионных каналах, то мы увидим, что организаторы «шоу» ищут себе с одной стороны человека творческого (креативного), а с другой – умеющего работать в «команде». Как бы ни относились мы к «реалити-шоу», они отражают требования времени.  Также одним из пунктов  «модели выпускника» является требование наличия способности к творчеству.

Как же школа может воспитать такую личность?  Результат деятельности школы по решению этой проблемы – это совокупность результатов деятельности каждого учителя на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Как я – учитель русского языка и литературы – выполняю заказ общества по воспитанию творческой личности. Эта работа идет непрерывно: на уроках, элективных курсах, во внеклассной работе.

                                                         12

На уроках литературы основным материалом, с которым мы работаем, является текст. Ученик должен уметь  интерпретировать текст в разные формы: конспект, тезисы, схему, таблицу, рисунок и т.д. И это обязательная задача для каждого ученика. Для творческой личности этих умений мало, поэтому я даю дополнительные задания развивающего характера, которые формируют личностное отношение к прочитанному, жизни и творчеству классиков литературы.

Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти и многие другие вопросы волновали  меня как учителя русского языка и литературы.

 Результаты диагностики показали, что у детей не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Необходимо иметь в виду, что учащиеся будут затрудняться намечать ведущие и текущие цели и задачи – 59%; искать пути их решения – 47%; осуществлять и аргументировать выбор – 62%; предусматривать последствия выбора – 73,8%; действовать самостоятельно (без подсказки) – 83%; сравнивать полученное с требуемым – 52%; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов – 42%; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования – 81% .

Данные трудности отчасти реализуются в учебном проекте или элементах проектной деятельности.

Для того чтобы проектно-исследовательская работа строилась в соответствии с особенностями учащихся, использую различные методы психолого-педагогической диагностики – беседы, тестирование, анкетирование.

Таблица 1. Тест на выявление проблем, мешающих заниматься ИД.

Коммуникативные умения.    Сделать это мне…

…трудно

…легко

Говорить перед классом

Составить тезисы

Коммуникативные ценности

“да”

“нет”

“не знаю”

1.

Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным

 Таблица 2. Лист самодиагностики

     

Рис. 1,2 «Гистограммы коммуникативных умений и ценностей»

В результате проведения самодиагностики делается вывод учащимися, а затем педагогом о наличии или сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности.

Самый важный и трудный этап – это выбор темы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы.

Роль учителя – уточнить смысл проектного подхода, мотивацию и помочь в постановке цели.

                                                      14

На этапе погружения в проект очень важным представляется постановка проблемы, которая может быть осуществлена учителем, а может быть осуществлена учениками. Когда учитель выступает в роли заказчика, он сам формулирует проблемно-мотивационную задачу, и она выливается в план работы над определенной темой.

Например, при обсуждении заданий учебника по сказу Н.С. Лескова "Левша" интересным показалось задание, связанное с народной этимологией. И появилась проблема: в чем смысл таких языковых курьезов? Эта проблема стала предметом исследования ученицы, выполнившей краткосрочный индивидуальный проект и представившей его на уроке. Кстати, обсуждение плана работы над произведением, заданий, предложенных хрестоматией или учителем, позволяет развивать умение планировать свою деятельность с ориентацией на конечный результат.

Глубоко убеждена, что литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки литературы исследовательской направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила. Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Курс литературы в 5-8 классах предоставляет много возможностей для этого. Например, изучается сказка К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Очень добрая и умная, она нравится детям идеей покаяния и очищения. Но ученики

                                                     15

сразу обращают внимание на её жанровые особенности. Почему К. Паустовский назвал своё произведение сказкой? Всё ли в нём похоже на сказку? Так начинается наблюдение над тем, как переплетаются в произведении сказочные и реальные мотивы, к чему ведёт нас автор своей фантазией и мудрым словом. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебный и научный смысл. В период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды: работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Например, Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (8 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (9 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко

                                                             16

применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной форме, применяю урок-семинар, урок-практикум, урок – исследование и другие.

Например, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» провожу урок-диспут «В чём смысл судьбы Онегина и Татьяны?» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Ю. М. Лотмана, спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы. Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Собрана папка достижений  творческих, исследовательских, проектных работ учащихся.

В 8 классе, где я работаю сейчас классным руководителем, мне удалось привлечь детей к творческой проектной деятельности. Так, Разумов Евгений подготовил проектно-исследовательские работы по литературе: « Цветовые эпитеты в лирике С.Есенина», « Символика цвета в русской поэзии» (приложение №1). Анкудинова Наталья, Бутенко Алёна, Предигер Светлана подготовили групповой проект «Мода в произведениях А.С.Пушкина и

                                                    17

Н.В.Гоголя» ( приложение №2).  Провели презентации в классе на уроках литературы. И успешно защитили их на школьном Научном концерте, стали лауреатами.

Радует то, что ребята сами ищут проблему, определяют цель, оформляют замысел работы и выполняют задуманное. Сейчас ребята учатся в 8-ом классе. И  многие из них добились успехов в проектно-исследовательской деятельности. И это им помогало формировать в себе творческую самостоятельную личность.

Глава 3. Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках литературы

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

  1. личностно ориентирована;
  2. характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  3. позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

                                 18        

  1. позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  2. приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Безруковой, Д. Дьюи, Шацкого и др.) Выступала с докладом  на школьном методическом семинаре «Метод проектов в деятельности педагогов школы». Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы» (М.,1998). В ней современный ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, т.к. «исследовательский путь познания естественнен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников».

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся (по алгоритму) и проектирование и исследовательская деятельность учащихся (подкрепление реальными действиями).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив,

                                                 19

проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Этапы исследования на уроках литературы:

1.Определение области исследования. Выбор узко определенной проблемы . Определение целей и задач работы.

2.Сбор информации. Текстуальные исследования. Подбор иллюстративных материалов.

3. Систематизация материалов, определение структуры итоговой отчётной работы (например, реферата).

4. Оформление результатов исследования (в приемлемой для ученика форме).

Изучая в 7 классе народные придания, учащиеся ищут ответ на вопрос: «Каким предстают в предании «Пётр и плотник» Иван Грозный и Пётр Первый?». Они проводят исследования, сопоставляя художественные и исторические образы. Не менее интересны исследовательские работы учащихся по былинам на тему «Так говорили былинные герои», «Незаслуженно забытые слова», в которых велось наблюдение над речью былинных героев.

С учащимися 5-6 классов приходилось не раз рассматривать литературу в связи с другими видами искусств- музыкой, живописью, театром. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств

                                          20

художник слова описывает какое-то явление действительности, передает свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора? Какими приемами пользуются писатели, художники, композиторы при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются у музыкантов и художников, и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов? Как взаимодействуют основные роды искусств, какое влияние оказывают роды искусств друг на друга? Работая с драмой А. С. Пушкина «Борис Годунов», идут исследования на материалах искусствоведов, иллюстрациях известных русских художников (В.И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов, С. Галактионов). На уроке внеклассного чтения по лирике «Музыка звучит в стихах» (5 класс) ученики выдвигают свои гипотезы на проблемный вопрос: Что было бы со стихами, если бы не было музыки? В ходе исследования они находят черты сходства поэзии и музыки: интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

       Ученики  6 класса после изучения фольклора подготовили и представили проект « Какие песни поют в наших семьях?» ( приложение №3).

В старших классах проектно-исследовательская деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки. Это создаёт основу для профилизации обучения и обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

                                           21

  1. работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
  2. работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
  3. работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
  4. работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических

                                           22

статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод рецензирования критических статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению

                                                        23

мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Ученики 9-11 классов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только по художественным произведениям, изучающимся по программе, но и по текстам литературных произведений, которые выходят за рамки учебной программы, но входят в обязательный минимум образования. На итоговой читательской конференции в 9 классе представлены следующие произведения: А.С.Пушкин «Египетские ночи», Н.В.Гоголь «Старосветские помещики», Н.С.Лесков «Тупейный художник», А.Н.Толстой «Русский характер»; в 11 классе в разделе Литература русского зарубежья исследованы мемуары: «Курсив мой» Н. Берберовой, «Я унёс Россию» Р. Гуля. Изучая военную прозу, нельзя обойти стороной роман-эпопею «Жизнь и судьба В. Гроссмана и трилогию «Живые и мёртвые» К. Симонова, составляющую настоящую гордость литературы XX века. Изучая современную прозу, учащиеся проводят исследование на тему «Миф-фольклор-литература в произведениях В. Распутина и В. Шукшина». Таких тем и проблем в литературе великое множество.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. Наряду с уроком в традиционной

                                                24

форме применяю урок-семинар, урок-практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы и т.д.), урок – исследование, урок- поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.

Например, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» провожу урок-диспут «В чём смысл судьбы Онегина и Татьяны?» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов (В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского, Г. А. Гуковского, Ю. М. Лотмана, Дм. Мережковского), спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд.

На уроке-практикуме, рассматривая черты антиутопии в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ученики обращаются к идее утопического социализма, сравнивают отдельные фрагменты из «Утопии» Т. Мора и «Истории одного города»; наблюдая за идейным содержанием рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» – сопоставляют рукописный и журнальный вариант отрывков из рассказа. Урок-творческая мастерская по роману И. А. Гончарова «Обломов» посвящён сравнительному анализу двух редакций романа (массовые издания и издание 1862 г.). Большой исследовательской работе над принципами изображения и оценки героев романа эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» способствует работа с эпизодами, их способам сцепления на уроке-исследовании. Ученики ведут наблюдение, устанавливают внутреннюю связь эпизодов романа, характеризуют состояние героев, их поведение. На уроке-семинаре по теме «Человека на войне» рассматривается проблема поступка и подвига на войне. Опираясь на художественные произведения (В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Э. Казакевич «Звезда» и др.), проводится сопоставление

ситуаций войны, героев, поэтики повествования. В ходе семинара помимо

                                                      25

исследовательских групп создаётся аналитическая группа, которая выражает неоднозначность суждений, подводит итоги, формулирует выводы.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  1. личный интерес учащегося;
  2. четкость и конкретность постановки цели проекта;
  3. определение планируемых результатов;
  4. констатация исходных данных.

                                          26

Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты.

Например, в процессе наблюдения над поэзией символистов (Д. С. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, А. Белого) учащиеся ведут наблюдение над языком символов. В результате групповой работы учащихся с поэтическими текстами, литературоведческими материалами расставляются акценты и делается вывод: символ многолик, неисчерпаем и беспределен в своём значении. Так рождается проект на тему «Символ как «земной знак несказуемых истин» (М. Гаспаров). Исследования по символике проведены по произведениям И. С.Тургенева, Ф. М.Достоевского, А. И. Куприна, И. А.Бунина. В работе по творчеству Куприна применили интересные приемы: исследование языка жестов.

Вот другой пример: изучая роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», ученики подмечают, что он не укладывается в привычные схемы анализа художественного произведения, так как в его основе концепция о «троемирии» (В. Акимов). Как и зачем соединил автор библейское предание, историю двух влюблённых и московские сатирико-бытовые сцены? Такой проблемный вопрос побуждает рассмотреть философско-эстетическую проблематику романа: через художественные образы Булгаков обращает нас к комплексу важнейших нравственно-философских проблем (проблеме выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования).

Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы в профильных классах учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты.

                                                 27

Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было время мятежных бурь». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв - злодей и самозванец или народный заступник? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Анализируя встречи героев на протяжении романа, ученики наблюдают, как меняется отношение Гринёва к «бунтовщику» (от ненависти к уважению и сожалению за трагичность судьбы Пугачёва). В романе нет прямого выражения отношения самого Пушкина к своему герою, но уже то, что великий классик уделил этому образу большое внимание, доподлинно изучив все исторические материалы, выказывает косвенное отношение. Через художественные детали (портрет, речь, поступки, эпиграфы к главам) ученикам четвёртой группы удалось аргументированно доказать, что Пугачёв в романе – образ-символ. Женское восприятие «крупной фигуры» Пугачёва – романтического образа представила пятая группа, исследовав очерк М. И. Цветаевой «Пушкин и Пугачёв». В целом же нет однозначного видения образа Пугачёва, до сих пор идут споры, но уже то, что он – историческая фигура, запечатлённая в художественной форме, говорит о его значении для народа.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии

                                        28

персонажей Д.И. Фонвизина «Недоросль» или «Язык действующих лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не только общественное положение, но и характер личности. Ученики рассматривают лексические обороты, синтаксические конструкции, раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» или «Языковые контрасты в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

При изучении «Слова о полку Игореве» групповая работа шла по разным направлениям: литература, музыка, изобразительное искусство. В чём загадка древнерусского литературного памятника? Доводы юных исследователей на защите проекта были убедительны. Во-первых, «Слово» послужило поводом для поэтического переложения этюда в стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», во-вторых, способствовало созданию оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и «Князь Игорь» А. П. Бородина, которые воскрешают былинный дух Киевской Руси. В-третьих, написанию картины В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами», которая воссоздаёт трагическое событие, описанное в «Слове».

Есть работы по современному осмыслению творчества писателей 19 века. Например, «Творчество Достоевского в оценке потомков».

Выбор формы презентации проекта - задача сложная. Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую демонстрации видеофильмов («Война и мир», по роману Л.Н.Толстого), иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, отчёт исследовательских групп (презентация по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», 9 кл.; «Я писатель, и в этом моё призвание». М.Е.Салтыков-Щедрин, 10 класс); научный доклад, путешествие, экскурсия. Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или

                                           29

иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока используются для презентации подготовленных проектов. На уроках литературы учащиеся выполняют как персональные, так и групповые проекты. В процессе работы над проектом у учащихся формируется чувство ответственности, обучающиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта. У участников групповых проектов формируются навыки сотрудничества. Каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включён в определённый этап работы.

Таким образом, проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Глава 4. Организация проектно-исследовательской деятельности по литературе  во внеклассной работе учителя

Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

В учебном кабинете мною оформлены папки – методические копилки: «Проектно – исследовательская деятельность учащихся», где представлены

                                                  30

памятки, советы и рекомендации не только для учащихся по организации поисково-исследовательской работы (приложение №4). Собрана папка достижений и портфолио творческих, исследовательских, проектных работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, проектов с их описанием . Мною подготовлено пособие для печати « Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» .

Например, с учащимся 6 класса Арзуманяном Альбертом  создали исследовательские проекты «Роль Бабы Яги в русских народных сказках»,   « Тайна псевдонимов» ( приложение №5); с учеником 7 класса  исследовательский проект « Роль тропов в рассказе И.С.Тургенева « Бежин луг» ( приложение №6); ученица 11 класса  Федорищева Ксения подготовила проект « Вербальные и невербальные средства общения в романе Л.Н.Толстого « Война и мир» ( приложение №7); ученица 10 класса Пономарёва Алина – проект « Бал в жизни русского общества и в русской литературе» ( приложение №8). Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время.

Хочется отметить проект под названием « Пушкинский». Хочется отметить работы учениц 11 класса ( Федорищевой Ксении и Богачковой Анастасии): « Дуэль и дуэлянты в биографии и творчестве А.С. Пушкина», « Два письма в романе А.С.Пушкина « Евгений Онегин» (приложение №9).

 Единый проект, объединённый общим названием «Пушкинский», состоит из серии индивидуальных проектов, каждый из которых является мини-исследованием по проблеме-ответвлению. Каждый индивидуальный проект, если в него всмотреться внимательно, это фактически создание автором текста-гиперссылки. Судите сами. Вот названия тем индивидуальных проектов:

  1. «Мода пушкинского времени и её отражение в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” »;
  2. «Что наша жизнь? – Игра!» (Карты и карточные игры в

                                        31

прозведениях А.С. Пушкина и его современников);

  1. «Театр пушкинской поры (на материале романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”)»;
  2. «Стрелялись мы… (Дуэль в системе русской культуры первой трети XIX века)»;
  3. «Вальса вихорь шумный…» (Бал в русской литературе пушкинского времени);
  4. «Дворянская усадьба в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя»;
  5. «Мы все учились понемногу…» (Образование и воспитание дворян (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)).
  6. « Дуэль и дуэлянты в биографии и творчестве А.С. Пушкина».
  7.                 « Два письма в романе А.С.Пушкина « Евгений Онегин».

  В запасе остались и другие темы индивидуальных исследовательских проектов: «Вино и застолье в системе ценностей русской культуры первой трети XIX века (на материале поэзий Пушкина и поэтов пушкинской плеяды)», «К Talon помчался…» (еда и ресторации в «Евгении Онегине» Пушкина), «Альбомы пушкинской эпохи», «Библиотеки пушкинских героев» и некоторые другие.

    Был найден очень красивый и важный по смыслу эпиграф их А.Ахматовой (эпиграф – это тоже идея!), который и объединил все отдельные «ручейки» ученический усилий в одно целое:

 «Вся эпоха… мало-помалу стала называться  пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов… министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками…

  Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое»

А. Ахматова.

 Результатом проекта стала воссозданная картина дворянской жизни

первой трети XIX века. Картина эта была выстроена самими ребятами в

                                                    32

процессе исследования, «выстрадана и прочувствована». Им не был навязан штамп из учебника.

 Наблюдалась высокая мотивация учащихся, они «заболели Пушкиным и его эпохой». Дети работают над проектом год, анализируют пушкинские, погружаются в эпоху, читают книги по истории культуры и быта русского дворянства пушкинского времени, обсуждают сделанное, планируют ход дальнейшей работы. В поле исследования оказываются тексты Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, а также Баратынского, Бестужева-Марлинского и других авторов этой эпохи. Изучают книги Ю.М. Лотмана с его «поэтикой бытового поведения» и уже, исходя из положений лотмановской школы, делают собственные выводы.

  Конечно, полученный результат обладает лишь субъективной новизной, но насколько важна она для участников проекта. Теперь это их знания, добытые творческим, а значит не скучным трудом. А атмосфера творчества не забывается. Вкус к исследованию и радость труда – это надолго. И это, пожалуй, самый главный результат проекта.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

                                          33    

Заключение         

 В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.  

Учитель, подготавливая учащихся к достижению поставленных целей, на всех этапах урока должен продуманно, с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся организовать их совместную деятельность так, чтобы ученик не испытывал чувства страха, адекватно реагировал на происходящее в классе, чувствовал свою личностную значимость и осознавал свою роль в общем деле.  Так и руководство исследовательской деятельностью требует  от  учителя постоянного совершенствования своих умений. И это правильно. Развитию и совершенству нет предела. Ребята не только с большим интересом работают, представляют и защищают, но и дают экспертную оценку работам своих товарищей.

Проводя анкетирование на этапе рефлексии, убеждаюсь, что учебное время использовано продуктивно, поставленные цели и задачи реализованы. На вопрос анкеты «Чему научила работа на уроке проектного исследования?» ученики отвечали: «Я научился защищать свою работу» (Арзуманян Альберт); «Эта работа научила выбирать из целой главы основные вопросы ,прочувствовать их» (Пономарёва Алина.); «Она научила меня внимательно читать произведение» (Анкудинова Наталья.); «Работа заставила задуматься над главной проблемой и о том, как изобразить её в виде схемы» (Старцева Марина.); «Работа научила абстрагироваться от

                                               34

конкретного содержания текста, выделять основные проблемы, понимать идею произведения» (Прокуда Георгий.); «Работа научила меня выражать свои мысли, обдумывать » (Бутенко Алёна.).

Как видим, ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.

Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в большую жизнь, молодой человек уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать», чтобы по-горьковски «смысл жизни видел в творчестве». Наша задача – ему в этом помочь.

                                                      35

Список используемой литературы:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.  
  2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2003.
  3. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с
  4. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с.21-25.
  5. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. - 1995. - № 6
  6. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 . - № 2 - с.113-121
  7. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.// Методический вестник. – 1999 - № 4 – с.21-28//
  8. Дереклеева Н.И. НИР в школе. М., 2001- с.
  9.  Качурин М.Г.Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. - М.,1998.

 

                                                         36


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы и во внеклассной работе Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Верхнедобринской СОШ Арифбаевой Умиды Шарифовны

Слайд 2

Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она: -личностно ориентирована; -характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; -позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; -позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; -приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда

Слайд 3

Русский язык и литература обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя.

Слайд 4

Проектно- исследовательская деятельность Определение проблемы и объекта исследования Организация исследовательских групп Консультация учителя и самостоятельная работа учащихся Создание творческих работ учащихся

Слайд 5

Условиями успешности проектной деятельности становятся: *личный интерес учащегося; *четкость и конкретность постановки цели проекта; *определение планируемых результатов; *констатация исходных данных.

Слайд 6

В последнее время наблюдается все большая потребность школьников участвовать в проектной и исследовательской деятельности.

Слайд 7

Собрана папка достижений и портфолио творческих, исследовательских, проектных работ учащихся, а также составлена картотека исследовательских работ, рефератов и проектов с их описанием.

Слайд 8

Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и многофункциональной (интерактивной) школьной доской позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными, особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Умение находить и собирать информацию, представлять её – важный шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Слайд 9

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

Слайд 10

Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, районных и республиканских научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ

Слайд 11

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникабельны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

«Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время»

На протяжении всей своей работы главным для меня является процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической дея...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время

Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке в...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературов...