Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
статья по литературе на тему

В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришел к знаниям, проделав определенную поисковую работу. Это невозможно без самостоятельной деятельности самого ученика, учитель только руководит этой деятельностью, направляет ее в нужное русло. Этот учебный процесс можно назвать «От познания к творчеству». Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал, развить творческие способности школьников. Ведь анализ художественного произведения, без которого мы не можем обойтись на уроке, предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелегкий ученический труд увлекательным и интересным. Без этого, на мой взгляд, нельзя обойтись на уроках литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx518.8 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта

Шишонковой Елены Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

МОУ «Лицей №31» городского округа Саранск

        Центральное место в педагогическом процессе школы занимает учитель. Именно от его профессиональной компетенции, личностных качеств полностью зависит, станет ли познавательная деятельность радостной для ученика. Поэтому на этапе обновления духовной жизни общества, усиления приоритета его нравственных ориентиров и ценностей наиболее значимыми становятся общечеловеческие ценности, которые и обусловливает этику учителя.

        Необходимым условием и гарантией наивысшей результативности труда учителя является деятельность, требующая от него творческого отношения ко всем сферам педагогической практики и заключающаяся в поиске новых форм, методов обучения и воспитания, поведения в нестандартных ситуациях, проявлениях инициативы, способности к импровизации.

        Полноценный урок русского языка и литературы – это урок мысли и чувства, духовного общения, эстетического переживания и «добывания знаний» - знаний о людях, о жизни, о себе.

        Тема инновационного педагогического опыта.

«Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся».

        Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

        Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературоведческого анализа. В методике русского языка – лингвистического. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания, и мыслительное их взаимодействие.

        Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

        При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкивается с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.

        Тема, над которой я работаю, позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и навыки как литературные, так и связанные с изучением других предметов. Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Однако это не значит, что урок – нечто застывшее и нерушимое. Я считаю, что есть большие возможности для его совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом инновационных достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. В своей работе я стараюсь учитывать и состав класса, и особенности текущего учебного материала. Каждый урок имеет определенные цели, задачи, единые требования. Чтобы повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку и активизировать познавательную деятельность школьников, я использую на практике различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок ученика, урок-заочная экскурсия, библиотечный и музейный уроки, уроки развития речи.

        Учитывая сказанное выше, я считаю, что тема инновационного педагогического опыта «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся» достаточно актуальна и предполагает реализацию исследовательской позиции учащихся на уроках учителя-словесника.

        Концептуальность.

        Каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических).

        В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришел к знаниям, проделав определенную поисковую работу. Это невозможно без самостоятельной деятельности самого ученика, учитель только руководит этой деятельностью, направляет ее в нужное русло. Этот учебный процесс можно назвать «От познания к творчеству». Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал, развить творческие способности школьников. Ведь анализ художественного произведения, без которого мы не можем обойтись на уроке, предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелегкий ученический труд увлекательным и интересным. Без этого, на мой взгляд, нельзя обойтись на уроках литературы.

        Поисковая работа начинается с поставленной учителем задачи или проблемы. Проблема может быть простой или сложной, требующей кропотливой работы или игры воображения, или простого проявления смекалки. Все зависит от уровня знаний учащихся, их возраста и заинтересованности в предстоящем деле. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее ребята включаются в работу. Прежде чем ставить перед школьниками какую-то проблему, необходимо их заинтересовать тем, чем предстоит заниматься.

        Заинтересовать можно самым обычным способом – задать неожиданный вопрос или привлечь внимание учеников подготовленным для урока электронным оборудованием, видеофильмом, а также предложить найти ответ в тексте изучаемого произведения. И те ребята, которые не читали ранее это произведение, начинают читать и искать ответ.  А найдя его, всякий школьник испытывает радость от самостоятельно найденной отгадки. Цель достигнута – ученик начинает читать, причем внимательно, стараясь получить хорошую оценку. К тому же некоторые учащиеся испытывают чувство гордости за то, что сами, без помощи учителя, справились с трудным заданием. Особенно важно верно сформулировать свой вывод – это развивает устную речь, формирует коммуникативные навыки, так как нужно доказать свою точку зрения. Со временем ребята легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной и обычной. Вовлекая детей в исследование, учитель реализует не только образовательные, но и воспитательные цели. Схематично это можно представить так:

Новизна опыта состоит в разработке методики поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности в области литературы, в создании алгоритмов выполнения исследовательских работ по литературе различных уровней сложности, а также в разработке индивидуальных карт наблюдений за развитием навыков исследовательской деятельности школьников и критериев оценивания индивидуальной исследовательской работы.

        Теоретическое обоснование опыта

        Исследования – это организационная форма работы, которая, в отличие от занятий или учебного мероприятия, ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть учебного стандартного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников исследования. В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблемы.

        Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

        Критерии сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся:

- умение ориентироваться в художественном произведении, прослеживать судьбы героев, их взаимоотношения;

-  умение работать с критической и дополнительной литературой;

- умение отслеживать разрабатываемый вопрос или проблему по одному или целому циклу произведений, обобщать, делать выводы;

-  умение во время дискуссии отстаивать свое мнение, подтверждать его убедительными аргументами, высказывать свою точку зрения;

-  владение приемами аналитической работы над произведениями разных жанров и родов;

-  умение грамотно составлять и оформлять устные и письменные сообщения разных видов и жанров.

        Один из путей формирования творческого восприятия литературного произведения –  системная исследовательская работа  урочное и внеурочное время. Инновационный опыт имеет практическую основу и базируется на мнении, что исследовательская деятельность – это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Учитель в данном случае выступает носителем опыта организации деятельности. Основные виды научно-исследовательской деятельности школьников по литературе6

  • проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения изучаемой проблемы и проектирование возможных вариантов ее решения;
  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация конкретных данных;
  • экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта.
                   Исследовательская деятельность логично вписывается и в структуру сорокаминутного урока литературы, и может стать основой внеурочной деятельности по предмету. Исследование – основа современного анализа литературного произведения, который можно проводить исходя из сложившихся методических представлений. Одно из необходимых условий исследования прозаического произведения – понимание его целостности. Поможет в этом ученику, например, карточка с полным набором вопросов по произведению, которая даст ученику наглядное представление о приёмах анализа этого произведения, поможет создать целостную картину  идейного мира произведения. Работа с текстом должна идти вживую. «Карандашный» контакт со словом обеспечивает более глубокое проникновение в его тайну. Один из самых важных исследовательских методов – проектный метод.
                    Методологической основой  описываемого опыта являются следующие труды:
    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М ; Московкина И. И. Урок-исследование. Специалист  1999 , № 7; Резниченко И. Л. «Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе», Москва, «Просвещение», 2000; Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работаз школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. – 2006. - №17. – С. 13-15; Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко //Литература в школе. – 2002. - № 7. – С. 39. – N7; Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. – 2006. - № 20. – С. 33-36; Кленова И. Наука становится ближе: опыт организации исследовательской деятельности учеников / И. Кленова // Учитель. – 2006. - № 5. – С.23; Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку / С. В. Абрамова// Русский язык: изд. дом Первое сентября. – 2006. - № 18 . – С. 4-11.
                     
    Технология опыта. Методика исследования предполагает групповую, парную, индивидуальную работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого ученика за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.
                        Можно выделить следующие этапы исследования на уроках литературы и русского языка:
    1.Определение области исследования. Выбор узко определённой проблемы. Определение целей и задач работы.
    2.Сбор информации. Текстуальные исследования. Подбор иллюстративных материалов.
    3.Систематизация материалов, определение структуры итоговой отчётной работы (например, реферата).
    4.Оформление результатов исследования (в приемлемой для ученика форме).
               В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий
    алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод рецензирования критический статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствует ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Ученики 9-11 классов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только по художественным произведениям, изучающимся по программе, но и по текстам литературных произведений, которые выходят за рамки учебной программы, но и входят в обязательный минимум образования.
                              Исследовательская работа всегда опирается на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включает в себя мышление. Активизация интеллектуальной деятельности происходит тогда, когда изменяются условия деятельности, возникает интерес в выполняемой работе, возникают нестандартные ситуации, требующие нового, свежего взгляда на литературное произведение.
             
    Ведущая педагогическая идея.
    Приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы и во внеурочное время с целью воспитания активности личности в обучении и как следствие её творческую самореализацию. При этом обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется в рамках концентрической системы обучения, предполагающей похождение одних и тех же этапов исследовательской деятельности на новых ступенях обучения во все более расширенном объеме.  В процессе исследовательской деятельности учащихся развиваются не только творческие способности  учащихся, как следствие этой работы становится грамотнее и богаче речь учащихся, что соответствует основным требованиям обучения, воспитания и развития личности детей с разным уровнем познавательных способностей. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвритических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес учащихся к учёбе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.
                       Результативность опыта.
                  Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов.

ФИО ученика

Класс

Наименование мероприятия

Уровень

Результат

Год

Скопцова Екатерина

IX Международная олимпиада по основам наук.  Финнальный  этап

Международный

Диплом II степени

2013

Вадяева Ирина

X Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом I степени

2014

Дудоладова Валерия

X Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом I степени

2014

Пакаева Валерия

   6А

X Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом I степени

2014

Шишонкова Наталья

X Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом I степени

2014

Слизовская Мария

X Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом  II степени

2014

Фомин Ярослав

X Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом  II степени

2014

Пакаева Валерия

XI Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом  II степени

2015

Сатарова Дарья

XI Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом  III степени

2015

Бебенова Ксения

XI Международная олимпиада по основам наук.  Второй  этап

Международный

Диплом  III степени

2015

Яковлева Полина

IV Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»

Муниципальный

Призёр

2015

Адаева Екатерина

III Региональная открытая олимпиада по русскому языку

Призёр

2015

Бебенова Ксения

II Открытый отборочный тур Московского международного форума «Одаренные дети»

Диплом

лауреата I степени

2016

Возможности тиражирования.

  1. Научно-практические семинары, семинары-практикумы, мастер-классы предметных кафедр.
  2. Научно-практические конференции.
  3. Мастер-классы для студентов-практикантов филологических факультетов МГУ им. Н.П.Огарёва и МГПИ им. М.Е.Евсевьева.
  4. Размещение научно-методических материалов на


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

Статья "Бинарный урок как способ повышения познавательной активности учащихся"

          В статье рассматривается актуальные вопросы использования бинарных уроков в учебном процессе с целью повышения познавательной активности обучающихся....

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературов...