Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
статья

Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературоведческого анализа. В методике русского языка – лингвистического. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания, их мыслительное взаимодействие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt_shishonkova.docx510.71 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта

Шишонковой Елены Анатольевны,

учителя русского языка и литературы

МОУ «Лицей №31» городского округа Саранск

        Литература и русский язык – особые предметы. Влияние их на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературоведческого анализа. В методике русского языка – лингвистического. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания, их мыслительное взаимодействие.

        Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

        Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери , человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставил без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило» Эти советы не потеряли актуальности: образование сегодня должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, способной найти своё место в жизни, адаптироваться в обществе. Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют о том, что предъявление детям «готовых знаний» приводит только к одному результату: учащиеся оказываются не способны применять их.

        При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкивается с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.

        Тема, над которой я работаю, позволяет влиять на формирование личности ученика, развивать умения и навыки как литературные, так и связанные с изучением других предметов. Урок был, есть и в обозримом будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Однако это не значит, что урок – нечто застывшее и нерушимое. Я считаю, что есть большие возможности для его совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом инновационных достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. В своей работе я стараюсь учитывать и состав класса, и особенности текущего учебного материала. Каждый урок имеет определенные цели, задачи, единые требования. Чтобы повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку и активизировать познавательную деятельность школьников, я использую на практике различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок ученика, урок-заочная экскурсия, библиотечный и музейный уроки, уроки развития речи.

        В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке важно, чтобы ученик не получил в уже готовом виде нужную ему информацию от учителя, а сам пришел к знаниям, проделав определенную поисковую работу. Это невозможно без самостоятельной деятельности самого ученика, учитель только руководит этой деятельностью, направляет ее в нужное русло. Этот учебный процесс можно назвать «От познания к творчеству». Исследование на уроках помогает плодотворно освоить большой и сложный материал, развить творческие способности школьников. Ведь анализ художественного произведения, без которого мы не можем обойтись на уроке, предполагает поиск, который приводит к открытию. А значит, делает нелегкий ученический труд увлекательным и интересным. Без этого, на мой взгляд, нельзя обойтись на уроках литературы.

        Поисковая работа начинается с поставленной учителем задачи или проблемы. Проблема может быть простой или сложной, требующей кропотливой работы или игры воображения, или простого проявления смекалки. Все зависит от уровня знаний учащихся, их возраста и заинтересованности в предстоящем деле. Чем больше интриги будет содержать вопрос, тем активнее ребята включаются в работу. Прежде чем ставить перед школьниками какую-то проблему, необходимо их заинтересовать тем, чем предстоит заниматься.

20171020_122941.jpg

        Заинтересовать можно самым обычным способом – задать неожиданный вопрос или привлечь внимание учеников подготовленным для урока электронным оборудованием, видеофильмом, а также предложить найти ответ в тексте изучаемого произведения. И те ребята, которые не читали ранее это произведение, начинают читать и искать ответ.  А найдя его, всякий школьник испытывает радость от самостоятельно найденной отгадки. Цель достигнута – ученик начинает читать, причем внимательно, стараясь получить хорошую оценку. К тому же некоторые учащиеся испытывают чувство гордости за то, что сами, без помощи учителя, справились с трудным заданием. Особенно важно верно сформулировать свой вывод – это развивает устную речь, формирует коммуникативные навыки, так как нужно доказать свою точку зрения. Со временем ребята легко вовлекаются в исследовательскую деятельность, она становится для них естественной и обычной. Вовлекая детей в исследование, учитель реализует не только образовательные, но и воспитательные цели. Схематично это можно представить так:

20171020_123033.jpg

        Исследования – это организационная форма работы, которая, в отличие от занятий или учебного мероприятия, ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть учебного стандартного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников исследования. В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, формулировать и решать проблемы.

        Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

        Критерии сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся:

- умение ориентироваться в художественном произведении, прослеживать судьбы героев, их взаимоотношения;

-  умение работать с критической и дополнительной литературой;

- умение отслеживать разрабатываемый вопрос или проблему по одному или целому циклу произведений, обобщать, делать выводы;

-  умение во время дискуссии отстаивать свое мнение, подтверждать его убедительными аргументами, высказывать свою точку зрения;

-  владение приемами аналитической работы над произведениями разных жанров и родов;

-  умение грамотно составлять и оформлять устные и письменные сообщения разных видов и жанров.

        Один из путей формирования творческого восприятия литературного произведения –  системная исследовательская работа в урочное и внеурочное время. Инновационный опыт имеет практическую основу и базируется на мнении, что исследовательская деятельность – это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Учитель в данном случае выступает носителем опыта организации деятельности. Основные виды научно-исследовательской деятельности школьников по литературе6

проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения изучаемой проблемы и проектирование возможных вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация конкретных данных;

экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта.
           Исследовательская деятельность логично вписывается и в структуру сорокаминутного урока литературы, и может стать основой внеурочной деятельности по предмету. Исследование – основа современного анализа литературного произведения, который можно проводить исходя из сложившихся методических представлений. Одно из необходимых условий исследования прозаического произведения – понимание его целостности. Поможет в этом ученику, например, карточка с полным набором вопросов по произведению, которая даст ученику наглядное представление о приёмах анализа этого произведения, поможет создать целостную картину идейного мира произведения. Работа с текстом должна идти вживую. «Карандашный» контакт со словом обеспечивает более глубокое проникновение в его тайну. Один из самых важных исследовательских методов – проектный метод.

Методика исследования предполагает групповую, парную, индивидуальную работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого ученика за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению.

 Можно выделить следующие этапы исследования на уроках литературы и русского языка:

1.Определение области исследования. Выбор узко определённой проблемы. Определение целей и задач работы.

2.Сбор информации. Текстуальные исследования. Подбор иллюстративных материалов.
           3.Систематизация материалов, определение структуры итоговой отчётной работы (например, реферата).

4.Оформление результатов исследования (в приемлемой для ученика форме).

В организации исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать, используя метод рецензирования критический статей, сопоставления параллельных конспектов, тезисных планов, аннотирования, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствует ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Ученики 9-11 классов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся не только по художественным произведениям, изучающимся по программе, но и по текстам литературных произведений, которые выходят за рамки учебной программы, но и входят в обязательный минимум образования.

                Исследовательская работа всегда опирается на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включает в себя мышление. Активизация интеллектуальной деятельности происходит тогда, когда изменяются условия деятельности, возникает интерес в выполняемой работе, возникают нестандартные ситуации, требующие нового, свежего взгляда на литературное произведение.

Приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы и во внеурочное время с целью воспитания активности личности в обучении и как следствие её творческую самореализацию. При этом обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется в рамках концентрической системы обучения, предполагающей похождение одних и тех же этапов исследовательской деятельности на новых ступенях обучения во все более расширенном объеме.  В процессе исследовательской деятельности учащихся развиваются не только творческие способности  учащихся, как следствие этой работы становится грамотнее и богаче речь учащихся, что соответствует основным требованиям обучения, воспитания и развития личности детей с разным уровнем познавательных способностей. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвритических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определённых целей: поднять интерес учащихся к учёбе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»

Обобщение педагогического опыта     учителя физики Хандожко Галины Валентиновны    по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной  системой, адекватной нашей жизни.   И современный учитель - эт...

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке в...

Статья "Бинарный урок как способ повышения познавательной активности учащихся"

          В статье рассматривается актуальные вопросы использования бинарных уроков в учебном процессе с целью повышения познавательной активности обучающихся....