Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
учебно-методический материал по географии по теме

Струкова Юлия Николаевна

Программа самообразования

учителя географии Струковой Юлии Николаевны

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь”.

Методическая тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время.

Цель: Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).

2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.

3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.

4. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Срок реализации: 4 года (2013 – 2016 учебные годы).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа самообразования

учителя географии Струковой Юлии Николаевны

Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому, и я научусь”.

Методическая тема: Организация проектно-исследовательской деятельности  на уроках географии и во внеурочное время.

Цель: Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

 1.  Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).

2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.

3.  Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.

4.    Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Срок реализации: 4 года (2013 – 2016 учебные годы).

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Проектно-исследовательская деятельность  является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:

• дифференцированный и личностно ориентированный подход;

• создание ситуации успеха;

• сотворчество учителя и ученика.

Разделы плана

Содержание деятельности

сроки

Формы представления  результатов работ

Изучение  учебной и научно-методической литературы по данной тематике

Чтение методических журналов по географии, обзор  в Интернете необходимой информации

2013 – 2014 г.г.

систематически

Подготовка методической базы

Участие в работе семинаров – практикумов по исследовательской деятельности

Методическая помощь педагогам в организации исследовательской деятельности учащихся

2013 – 2015 по мере возможности

Справка, удостоверение, повышение уровня проф. мастерства

Разработка программно-методического обеспечения

Анализ литературных источников, подбор наиболее эффективных методов, форм и способов проектно-исследовательской деятельности

В течение срока реализации программы

Разработка конспектов уроков, подбор тем для исследования

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

Выполнение исследовательских проектов на уроках и во внеурочной деятельности, составление презентаций и докладов к выступлениям

2013 – 2016 годы

Применение на уроках, участие в конференциях, конкурсах разного уровня

Обобщение опыта по проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время

Систематизация полученных результатов, анализ проделанной работы

2016 год

Выступление на ШМО по данной теме, открытый урок.

Умения и навыки, которые формируются  у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:

Этапы исследовательской работы

Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося

Выбора темы исследования, постановка проблемы

Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования

Постановка целей и задач исследования

Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам

Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет)

Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия

Выбор методов исследования, планирование эксперимента

Объективность, логичность и абстрактность мышления;

Проведение исследований

Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию

Формулирование выводов

Умение кратко и логично излагать мысли

Оформление отчета и презентации исследования

Умение оформить результаты достижений, творческий подход

Защита исследовательской работы

Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать

Исследования, которые я  реализую в своей практике в 2013-2014 учебном году :

  • экологические исследования

В 2013-2014 учебном году начата работа над проектом с учащимися 8 класса «Малые реки Советского района». Учащиеся класса исследовали проблему загрязнения реки Старка, протекающей по микроучастку школы. Была организована посильная очистка участка русла в месте выхода реки из коллектора в районе Гаражного переулка. Промежуточным итогом работы над проектом стало участие  Катковой Анастасии и Поляковой Ирины в постерной сессии на областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов».  Учащиеся планируют продолжить работу в данном направлении и принять участие в Международном форуме «Великие реки».

  • исследования в рамках предмета

С учащимися 9 классов были реализованы краткосрочные проекты в рамках участия в конференции НОУ. Суромин Александр исследовал проблему терроризма в России, разработал авторскую карту. Успешность проекта отражает диплом первой степени в районной конференции НОУ «Эврика».

Трифонова Анастасия работает над исследованием миграционной ситуации в Нижегородской области. Её научно-исследовательская работа отражает современные миграционные тенденциии в Нижегородской области, автор провела социологическое исследование проблемы.Научно-исследовательская работа была награждена диплом первой степени в районной конференции научного общества учащихся «Эврика-2014».

 В рамках школьной программы успешно был реализован проект «Рекреационные зоны Северного Кавказа». Все учащиеся 9 классов с удовольствием приняли  в нем участие. Итогом стала защита мини-проектов на уроке.

 Предполагаемый результат работы по теме самообразования:

  1. Активизация познавательной деятельности с последующим повышением качества обученности учащихся;
  2. Подготовка и участие учащихся в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня;
  3. Формирование комплекта педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий и размещение на сайте;
  4. Приобретение и трансляция опыта по проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках географии и биологии и во внеурочное время.  

Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

«Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочное время»

На протяжении всей своей работы главным для меня является процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической дея...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время при работе одарёнными детьми ».

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно о...

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования...