«Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время при работе одарёнными детьми ».
методическая разработка

Ефимова Оксана Викторовна

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Одна из таких работ – эта работа по обучению одарённых детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектно-исследовательская деятельность  на уроках географии  и во внеурочное время при работе  одарёнными детьми ».

Как говорил В.А.Сухомлинский « В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Одна из таких работ – эта работа по обучению одарённых детей.  В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

 На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Так как у таких детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов включает в себя метод проектов. Это самостоятельная работа ребенка или группы детей, задача которой не столько получение новых знаний, сколько их применение на практике в непривычной ситуации. Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Проекты  удачно вписываются в рабочую программу по предмету и на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал. На слайде можно ознакомиться с примерными темами проектов.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную.

Один из видов проекта – это исследовательский. Такие проекты требуют  хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью  совпадающую с подлинным научным исследованием.

Примеры  таких проектов: «Перепись населения в Метелёвской школе». Цель проекта: изучить количество, состав и особенность школьного населения нашей школы. «Современная демографическая ситуация на территории Метелёвского сельского совета: состояние и проблема». Цель: изучить демографическую ситуацию в родном селе. «Забытые деревни России» Цель: Изучить прошлое и настоящее «бесперспективных» деревень и попытаться определить их будущее.

Творческие проекты. Проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Если рассматривать сам тип проекта, то предполагается соответствующее оформление результатов. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учеников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видео фильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п.     

Пример: Это попытка восстановить карту Купинского района первой половины хх века, выпуск стенгазет, словарей, сейчас ученик 8 класса, после   участия в конкурсе «Отечество» с темой «Топонимика родного края», где получил сертификат участника, продолжает работать в этом направлении и оформляет словарь топонимов села Метелёво и прилегающих деревень.

Ролевые, игровые. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются  лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролевая игра, где учащиеся берут на себя роли: корреспондентов газет, эколога, демографа, врача, этнографа, простых жителей.

Примеры таких проектов – это «Глобальные проблемы человечества», на котором ученики были в роле эколога, демографа  урок - конференция в 10 классе на тему "Мировое хозяйство".

 Ознакомительно – ориентировочные (информационные).

 Этот тип проектов изначально направлен на сбор  информации, о каком – то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Пример: «Причины ДТП с участием детей в Купинском районе в  с. Метелево», где была  изучена статистика ДТП с участием детей по России, Новосибирской области, Купинскому району; проведено анкетирование родителей и  учащихся Метелёвской школы;  доказана  актуальность и важность поднятой в работе проблемы.

 Практико – ориентированные (прикладные. Это  проекты отличаются четко-обозначенным результатом деятельности, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект  требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также  систематической  внешней оценки проекта.

Например, в своей практике я часто задаю д/з составить кроссворд или тест по пройденной теме, т.е. мы с ребятами учимся создавать мини-проекты «В помощь учителю». Это тесты, кроссворды, выполненные в виде презентации. Их можно также использовать на уроках. Примеры таких работ – тест Гащенко Дарьи, кроссворды и шарады Калашниковой Насти и Кекиной Насти.

Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний, я учитель, превращаюсь в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится  переориентировать свою учебно – воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Важной задачей является выбор формы продукта проектно – исследовательской деятельности. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – применимыми к выбранной социально значимой проблеме. Перечень возможных выходов проектной деятельности: выставка, газета, игра, коллекция, серия иллюстраций, справочник, учебное пособие, сказка, праздник.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие определенных этапов, характерных для исследования: аргументация актуальности взятой  для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии  исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей  ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Привлечение одаренных обучающихся к исследовательской работе предполагает предварительную подготовку, целью которой является развитие интересов и общих навыков исследовательской работы. Этот подготовительный этап осуществляется во время уроков и внеурочной деятельности. И каким бы ни был ребёнок одарённым, ему необходимы знания. Только при наличии определённой базы знаний исследовательский процесс будет успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:"Проектно- исследовательская деятельность учащихся по химии во внеурочное время " (презентация)

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.Вы...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время».

Основная цель: включение  школьников в проектно-исследовательскую деятельность.Задачи:·         Углубление своих знаний о проектно-исследовательской деятел...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Проектно=исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время в рамках ФГОС. биология.

В данной презентации представлено обобщение моего личного опыта по проектно-исседовательской деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...