Доклад на МО учителей географии, химии, биологии "Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии"
статья по географии

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мешкова Ясемен Шахмурадовна,
учитель географии
МКОУ Краснореченской ООШ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает проектно – исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

Типы учебных проектов по географии

  1. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.
  2. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.
  3. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.
  4. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

         Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются  конкурсной внешкольной работой.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Строение Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

Основные требования к использованию метода проекта: 

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен: 

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик: 

  • учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы:
  • собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Требования к исследованию: 

          Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:

  • Этапы и конкретные сроки их реализации;
  • Четкие задачи;
  • Конкретные результаты;
  • Планы и графики выполнения исследования.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

  • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
  • разнообразными по содержанию;
  • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
  • разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;

Проектный метод имеет еще одну особенность - он носит исследовательский характер. Для того, чтобы не произошло того смешения, которое имеет место в современной литературе, когда проектное и исследовательское обучение рассматриваются как один метод, необходимо остановиться на взаимосвязи между этими понятиями. В таблице я отразила основные положения.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ПРОЕКТ

Процесс выработки новых знаний

Замысел, план

  1. Бесконечное движение вглубь
  2. Свободно, не регламентировано внешними установками
  3. Возможны "безумные идеи"
  4. Бескорыстный поиск истины
  5. Бесконечное движение вглубь

  1. Четкий план
  2. Реальные гипотезы и их проверка
  3. Ориентация на практику
  4. Заданы границы решения проблемы

Истинное творчество

Творчество по плану

 

Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.