Статья "Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности
В.К. Фадеева
учитель географии
« Не природе нужна наша защита.
Это нам необходимо ее
покровительство: чистый воздух,
чтобы дышать, кристальная вода,
чтобы пить, вся природа, чтобы жить?»
Эколог Н.Ф. Реймерс.
География - это учебный предмет, создающий целостное представление учеников о Земле. Учебная дисциплина имеет два аспекта – природный и социально -экономический и тесно связан с другими областями знаний, что обеспечивает формирование у учащихся широкого взгляда на мир.
География изучает взаимосвязи между природой и обществом, взаимодействия производственных и природных комплексов, а также экологические проблемы. Экологические знания нужны каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений о создании достойной человека среды. Важнейшие из экологический условий выживания человека и всего живого – это мир на Земле. Именно к этому обязан стремится экологически образованный человек. Экологическое образование необходимо начинать в школе, ибо экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей среде, именно экологическое мировоззрение должно стать основой любой деятельности учащегося.
На современном этапе обучения необходимо вводит уроки эколого-краеведческой направленности, формировать у учащихся экологическую культуру, экологическое мышление. Это можно осуществлять на уроках географии, биологии, химии, а также использовать образовательный потенциал СПб.
Содержание экологического проекта помогает раскрытию регионального компонента. Региональный компонент стандарта может выступить:
- фактором развития и совершенствования системы образования СПб;
- средством обеспечения преемственности ступеней образования в условиях перехода на новые стандарты;
- одним из ориентиров создания современной структуры образования с учетом экономических, экологических особенностей СПб и Балтийского региона.
Многие глобальные и региональные экологические проблемы имеют географический характер, поэтому наиболее глубоко и всесторонне могут быть изучены в курсах географии.
На наш взгляд, одной из актуальных тем для экологического проекта по географии может стать «Уроки Балтийского моря».
Балтийское море обеспечивает нас различными ресурсами , благодаря которым Санкт - Петербург, как и весь регион, живет и развивается уже не одно столетие. Во многом море определяет стиль и уровень жизни на прилегающих территориях, а как следствие - страдает от негативных последствий необдуманного потребительского отношения. От экологического благополучия Балтийского моря зависит дальнейшее существование и развитие каждой страны, в том числе и России. Санкт - Петербург - самый крупный город на берегах Балтийского моря и ученикам СПб школ нужно помочь сформировать чувство причастности к Балтийскому морю, развивать чувство ответственности за его экологическое состояние.
Основные содержательные линии уроков, составленные на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, содержат разделы, в которых материал о Балтийском море может быть логично включен в основное содержание изучаемого материала. Например, учебник географии для 8-9 классов под редакцией А.И. Алексеева ( издательство Москва «Просвещение» 2011 год):
Курс | класс | Тема урока | Содержание знаний |
География России | 8 | Наши моря | Балтийское море относится к бассейну Атлантического океана, сравнить море с другими морями РФ и выделить его главные особенности. |
9 | Экологическая ситуация в России | Обсудить и осмыслить экологические проблемы Балтийского моря. | |
9 | Экологическая безопасность России | Какие мероприятия обеспечивают экологическую безопасность Балтийского моря. | |
9 | Северо - Запад: окно в Европу | Мы - жители Балтийского региона. Решение экологических проблем может осуществляться на разных уровнях. | |
9 | СПб-вторая столица России | Водная среда города и экологические проблемы и пути решения |
Так, элективный курс «География СПб и Ленинградской области» в 9 классе, учебник Даринский А.В. , Фролов А.И. « География Ленинградской области»:
Темы уроков в элективном курсе | Уроки Балтийского моря |
Географическое положение , границы Ленинградской области | Балтийское море – международное пространство, ответственность за которое несут 9 стран. Географические названия моря разными странами. |
Рельеф и полезные ископаемые | Происхождение моря, географические характеристики моря, полезные ископаемые. |
Климат | Западный перенос воздушных масс, особенности циркуляции атмосферы, формирование климата. |
Воды: Финский залив | Географическая характеристика залива |
Река Нева | Экологическое состояние воды в Неве, проблемы, влияние их на качестве природной среды и на качестве жизни будущих поколений. |
Охрана природы | Эвтрофикация- главная экологическая проблема Балтики, флора и фауна моря |
Сан кт-Петербург | Крупнейший морской порт России. Промышленные предприятия города, обслуживающие морской порт, учебные заведения города, которые готовят морские кадры |
Пути сообщения | Экскурсия в Государственный музей истории СПб . Тема «Петербург до Петербурга» (одна из тем: великие торговые пути) |
Одним из направлений реализации экологической составляющей может стать участие в различных экологических проектах социальных партнеров. Например, в Международном проекте «Просвещение молодежи в рамках работы в рамках работы Российско-Европейского центра инновационных технологий в сфере водных ресурсов». Этот проект проводится в Детском экологическом центре «Водоканал Петербурга». ДЭЦ выбирает такие педагогические технологии, которые помогают школьникам задумываться о цепочках последствий, вызванных собственными действиями, какими – либо технологическими, экономическими, политическими решениями. Предлагаемая школьникам тематика занятий проблемна и межпредметна и потребует от них работы на достаточно высоком уровне анализа и синтеза. Этот уровень достигается благодаря организации работы в малых группах и использованию раздаточного материала.
Этапы работы над проектом:
1. Интерактивные занятия проводятся по следующим темам:
- Море, которое рядом.
-Тайны Балтики.
-Город у моря.
- Исследование водопроводной воды.
2. Межшкольная викторина по Балтийскому морю. В этой викторине участвуют команды из разных школ города.
3. Межшкольный конкурс проектов по экологии Балтийского моря и защита проекта в ДЭЦ.
4. Подведение итогов на конференции и награждение всех участников.
Кроме этого, широко можно использовать занятия учебного центра СПб Океанариума, например, «Фауна северо-запада России», «Серые Балтийские тюлени».
Завершение проектов может быть школьная интерактивная игра «Балтийское море», которую можно провести на уроке или после уроков. Для организации игры класс делится на 4 команды, каждая команда принимает участие в 1и 2 турах и финале. Темами туров могут быть: География моря, Самое большое, Страны Балтики, Экологическая химия, Цифры, Климат Балтики, СПб – Морской порт ,Имя моря.
Вопросы по темам оцениваются очками 10,20,30,40. Участники по очереди выбирают тему и номер вопроса, если команда не отвечает правильно, то отвечает та команда, которая первая подняла руку и она получает эти очки. В финале команды также выбирают темы: Экология, биология вод, море-озеро, гидрологические особенности, организация Хелком. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество очков. По моему мнению, здесь нет проигравших, выигрывают все, в игровой форме закрепляется пройденный материал, полученный на уроках, ученики учатся работать в команде, учатся слушать друг друга и принимать решения, это им в жизни пригодится.
Выводы.
Петербург расположен в центре уникальной по своей репродуктивной способности и огромным запасам пресной воды гидрологической системы, самой большой в Европе ; Ладожское озеро- река Нева - Невская губа- Финский залив- восточная часть Балтийского моря. Для Невской губы, являющейся элементом восточной части Финского залива, основной проблемой является зарастание (эвторофикация). Развитие процесса зарастания приводит ко многим неблагоприятным последствиям, включая развитие « цветения» и ухудшение качества воды, появление безкислородных зон, нарушение и исчезновение многих видов обитателей водной среды, в том числе ценных промысловых рыб. То, что мы живем на морском побережье, жители Петербурга, а тем более школьники, вспоминают не часто. Может, это связано с тем, что Финский залив, на берегах которого расположен наш город и многие его знаменитые пригороды, мало похож на море. Здесь нет приливов и отливов, вода почти пресная, а глубина снискала заливу прозвище « Маркизова лужа». Вместе с тем само Балтийское море уникально во многих отношениях. Наша благополучная жизнь во многом связана с Балтийским морем. Многие наши повседневные действия оказывают влияние на состояние Балтийского моря. Экологический проект помогает школьникам помочь осознать взаимосвязи в природе, обществе, экономике и между ними, что они могут внести свой вклад в улучшение экологической обстановки на Балтике, осуществляя несложные действия на личном уровне и поддерживая решения на более высоких уровнях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Исследовательские проекты на уроках географии и во внеурочной деятельности""
Данное методическое пособие раскрывает теоретические аспекты, практическую значимость, педагогические и психологические особенности метода исслед...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...
"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...
Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...
«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...