Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
статья

Бубенцова Татьяна Евгеньевна

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» направлено на формирование и развитие УУД обучающихся. В организации проектной и исследовательской деятельности  в рамках требований ФГОС важнейшую роль играет коучинговый подход. Актуальность применения коучинга в образовании  доказывают совпадения многих позиций с ФГОС 2 поколения. Применение коучинга  в проектной деятельности в полной мере способствует формированию всех УУД.

Ключевые слова: ФГОС, МНЛ, учебные универсальные действия, проектная и исследовательская деятельность, коучинговый подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности  в рамках требований ФГОС.

Заместитель директора по ИР,

учитель иностранных языков

Бубенцова Татьяна Евгеньевна

Учитель экологии

Порезанова Валентина Петровна

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 4 г.Ртищево Саратовской области»

shkola4rtichewo@mail.ru

Анотация. В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» направлено на формирование и развитие УУД обучающихся. В организации проектной и исследовательской деятельности  в рамках требований ФГОС важнейшую роль играет коучинговый подход. Актуальность применения коучинга в образовании  доказывают совпадения многих позиций с ФГОС 2 поколения. Применение коучинга  в проектной деятельности в полной мере способствует формированию всех УУД.

Ключевые слова: ФГОС, МНЛ, учебные универсальные действия, проектная и исследовательская деятельность, коучинговый подход.

Специфика работы муниципальной научной лабораториина базе МОУ «СОШ № 4 г.Ртищево Саратовской области» соответствует предъявляемым требованиям новых образовательных стандартов.

МНЛ работает по направлениям:

  • Проектирование современного урока в рамках реализации ФГОС.
  • Инновационные технологии: проектно-исследовательская деятельность, ТРИЗ, ТРКМ на основе ИКТ как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся и повышения профессионализма педагогов.
  • Индивидуальный итоговый проект в рамках реализации ФГОС – основной объект оценки метапредметных результатов обучающихся.
  • Взаимодействие с образовательными учреждениями через организацию сетевых проектов
  • Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми. 

Работая в условиях  реализации ФГОС НОО и ООО,  задачейучителя является не только повышение качества знаний обучающихся, но и  вооружение   ученика такими учебными универсальными действиями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в обществе. А именно этому способствуетпроектная и исследовательская деятельность, организованная в урочное и внеурочное время.

Все учителя-члены МНЛ  прошли курсовую подготовку  или посетили семинары по теме «Проектно-исследовательская деятельность» на базе ГАУДПО СОИРО; проводятся обучающие семинары на базе образовательной организации.

«Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская  деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Поэтому включаются школьники в проектную деятельность постепенно, начиная с первого класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность.

Целью проектной и исследовательской  деятельности являетсяформирование  универсальных учебных  действий, информационных, психических и инструментально-операционных возможностей, чтобы быть успешным в социальной реальности.

Всякий проект, независимо от типа(исследовательский , творческий, ролевой, социально-значимый,практико-ориентированный, информационный) имеет практически одинаковую структуру(1.Постановка проблемы. 2.Выдвижение путей решения. 3.Деление на группы. 4.Планирование деятельности. 5.Выбор форм продукта. 6.Подготовка продукта: сбор информации,структурирование информации,изготовление продукта,оформление продукта. 7. Выбор формы презентации. 8. Подготовка презентации.

9. Презентация. 10. Самооценка и самоанализ.)

        Проектная и проектно-исследовательская  деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.При  работе над проектом формируются и развиваются УУД обучающихся:

ЛичностныеУУД:формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения, воспитание целеустремлённости и настойчивости;

регулятивные УУД: умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения, формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени;

познавательные УУД; сбор, систематизация, хранение, использование информации.

коммуникативные УУД:умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать,

умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Членами МНЛ было разработано Положение  о проведении фестиваля «Начало» для учащихся 2-4-ых классов,  и ежегодно данное мероприятие проходит в школе целью поддержки детской инициативы, активизации познавательной деятельности обучающихся, приобретения ими социального опыта, развития и стимулирования творческого интереса обучающихся к гуманитарным, естественно-научным, социально-техническим, информационно-математическим дисциплинам по следующим  направлениям: история, биология,  «Мир прекрасного», экология, математика, литература, и русский язык, основы православной культуры, технология, «Мой дворик», «Мой город».

В рамках реализации ФГОС проектная деятельность является обязательной для обучающихся средней и старшей школы. Разработанное в соответствии с  Федеральнымзакономот 29 декабря 2012 г. No 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»в целях реализации Основной образовательной программыООО  «Положение о проектной деятельности» (в рамках реализации ФГОС ООО) направлено на организацию  работы над индивидуальным итоговым  проектом.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную,художественно-творческую).

        Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.Учащиеся основной школы сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта.

        Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: 1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность; 2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; 3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; 4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами; 5) сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.Оценивание проектной работы происходит в соответствии с требованиями оценочного листа проекта  руководителем проекта и членами экспертной комиссии.

Работа над проектом  начинается в сентябре и длится на протяжении всего учебного года.Презентация и защита проектных работ осуществляется на школьной конференции,  которая проводится  ежегодно в апреле - мае.

Каждый год  наши обучающиеся 2-11-ых классов  являются участниками конференций, фестивалей различного уровня, представляя свои  исследовательские, творческие, социально-значимые, практико-ориентированные  проекты, успешно выступая и занимая призовые места (всероссийский конкурс  юношеских исследовательских работ им Вернадского в г.Саратове и  г.Москва, межрегиональные Мартыновские Чтения в г. Петровске, региональная научно-практическая   конференции школьников «К новым горизонтам науки» в г.Балашове,региональная научно-практическая конференция «Эврика», г.Саратов, Международная научно-практическая конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере». ЛИЕН  г.Саратови др.)

Представляемые проекты создаются в содружестве ученика и учителя, при содействии родителей, социальных партнёров (детский сад «Журавушка», предприятия города, общественная организация «Боевое Братство»).

Наша МНЛ является инициатором и организатором дистанционных сетевых проектов муниципального, регионального и межрегионального уровней, которые способствуют развитию  у учащихся всех видов  универсальных учебных действий.

 Проведены проекты: «Книги –юбиляры», «Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие», « Н.А.Некрасов. Я лиру посвятил народу своему», «Дед Мороз; мифы и реальность»,«Край родной- ты свет моей души», «Мир как дом. Заповедники России».

Подведены итоги восьмого сетевого проекта « Виват, российское кино», в котором приняли участие  68 учебных учреждений РФ: г.Саратов, Саратовская область, г.Тамбов, г.Екатеринбург, Кемеровская область, , г.Анапа, Свердловская область , г.Рязань, Тульская область.

Надо отметить, что работая над проектом, возникают проблемные вопросы: Какую тему выбрать? Как правильно распланировать проектную деятельность? Как рационально  распределить время? Решению этих проблемных вопросов  способствует коучинговый подход в организации проектной деятельности.

Какие новые особенности вносит коучинговый подход в проектно-исследовательскую деятельность? Какие инструменты коучинга можно использовать на таких этапах исследовательской и проектной деятельности, как выбор темы и планирование, реализация и защита?

Можно отметить актуальность применения коучинга в образовании  с точки зрения совпадения многих позиций с ФГОС 2 поколения.

Цель коучинга — не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности ученик  смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии внутреннего потенциала и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого ученика. Посредством процесса коучинга  обучающиеся углубляют свои знания.

Основная задача  коучинга– помочь ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса, перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой,  поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания; способствовать тому, чтобы они могли осознать и максимально использовать свой потенциал, разобраться в своих возможностях и способностях, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности,  помочь четко осознать цели, к которым необходимо стремиться и понять пути их достижения, выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.

Метод коучинга основывается на принципах, один из которых, убежденность в том, что каждый ученик уже обладает способностями, которые обеспечат ему успех  в любой деятельности, и пожалуй главная задача учителя - коуча помочь ученику поверить в это.

В современном образовании основным подходом является системно-деятельностный подход, реализации  этого подхода способствует проектно-исследовательская деятельность, через которую фрормируются все УУД, прописанные  в стандарте. В нашей школе действует  Научное общество учащихся (НОУ) «Поиск. Творчество. Импульс»,  это  добровольное объединение обучающихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в науке, технике, культуры, к развитию творческого мышления, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности.  Одна из задач НОУ создание условий для удовлетворения интересов обучающихся к научно-исследовательской деятельности.

Существуют различные инструменты коучинга, которые наши педагоги успешно применяют на разных этапах проектно-исследовательской деятельности. На этапе выбора темы проекта или исследования применяется Модель Т.  Т-модель в коучинге условно можно поделить на   две системы вопросов.  Первый этап – расширение, сбор информации. Ученикам  предлагает много вариантов тем. Второй этап -фокусировка. Сначала концентрация на двух-трех темах и в дальнейшем выбор одной темы.

 В дальнейшей работе над индивидуальным проектом используется  «Линия времени».  Её можно применять на каждом этапе создания проекта. Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей обучения. Её можно составить ученику самостоятельно или совместно с учителем. На первоначальном этапе это может быть линия планирования. Обучающиеся с удовольствием используют графический метод, позволяющий им сразу визуально представить весь период работы над проектом. И когда ученики реализуют план своих действий, они могут точно соотнести полученный результат с планируемым: достигли  ли они поставленной цели, какие изменения были внесены в план и почему, что я сделаю теперь по-другому, завершен ли этот этап  проекта, и что нужно предпринять, если что-то не было достигнуто.  

В нашей школе одна из  наиболее эффективных и  любимых технологий планирования  стала «Стратегия У. Диснея». Ученику предлагают при планировании индивидуального проекта представить себя в трех ролях – мечтателя, реалиста, критика. Чтобы перевоплощаться,  учителя предлагают обучающимся самим определить атрибуты каждой роли. Это может быть одежда, это могут быть канцелярские принадлежности, это может быть  стул с надписью. Перемещаясь или переодеваясь,  ученик сразу знает – кто он сейчас. Сидит на стуле реалиста – он реалист, на стуле мечтателя – мечтатель. Сначала мечтатель предлагает свой проект  в готовом виде, реалист оценивает возможности достижения, а  критик говорит о препятствиях на пути достижения цели. Являясь «автором» своих целей и задач, ученик обретает четкое понимание — каким наиболее эффективным способом он может их достичь. Ученики имея понятный план действий, берут на себя полную ответственность за достижение результатов.

Учителя, руководители индивидуальных проектов  в течении учебного года отслеживают результаты каждого  периода индивидуального проекта, намеченного  на линии времени, совместно с обучающимся оценивают успехи, анализируют ошибки,  планируют дальнейшую работу.    Очень важно, чтобы обучающиеся принимали на себя ответственность за результаты своей деятельности. Полезным здесь является совместное с учителем - коучем планирование процесса достижения цели и составление плана.

Результатом внедрения коучинга в проектную деятельность является

создание доверительных отношений между обучающимся и  учителем, положительный настрой, возможность раскрытия потенциала обучающегося и вовлечения все большего числа участников образовательного процесса в проектную деятельность.

Литература

1. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.] /Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. – К.: Изд-во CompanionGroup. –2009. – 256 с.

2. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] /Э.Парслоу, М.Рэй.  – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. (Серия «Практическая психология»).



Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии

при обучении иностранному (немецкому) языку.

Учитель немецкого языка

МОУ»СОШ № 4 г.Ртищево

Саратовской области»

Бубенцова Татьяна Евгеньевна

Главная задача учителя  иностранного языка  состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося;  выбрать эффективные  методы  и технологии обучения, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Говоря о современных педагогических технологиях при обучении иностранному языку, можно назвать следующие: проектно-исследовательская технология, технология развития критического мышления, технология коучинга, игровые технологии. Именно данные технологии помогают при обучении детей иностранному языку, способствуют развитию всех видов УУД ( предметных, личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных),  формированию и развитию ключевых компетенций.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся –  деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением; является формой создания на уроке позитивной атмосферы сотрудничества, партнёрства учителя и обучающихся; формирует важные для современной жизни качества личности, помогает быть коммуникабельным, контактным в различных  социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. 

В организации проектной и исследовательской деятельности  в рамках требований ФГОС важнейшую роль играет коучинговый подход.  Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению  и развитию другого человека… Он опирается не на знание, опыт, мудрость или предвидение коуча, но в большей степени – на способность человека учиться самому и действовать творчески. Применение коучинга  в проектной деятельности в полной мере способствует формированию всех УУД. Цель коучинга — не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности ученик  смог сам находить и получать необходимые знания. Существуют различные инструменты коучинга, которые можно  успешно применять на разных этапах проектно-исследовательской деятельности («Модель Т», «Китайское меню», «Технология шкалирования», «Линия времени», «Открытые вопросы», «Колесо баланса»и др.) Например, на этапе выбора темы проекта или исследования применяется Модель Т.  Т-модель в коучинге условно можно поделить на   две системы вопросов.  Первый этап – расширение, сбор информации. Ученикам  предлагает много вариантов тем. Второй этап -фокусировка. Сначала концентрация на двух-трех темах и в дальнейшем выбор одной темы.

Уроки немецкого языка способствуют развитию критического мышления благодаря использованию разнообразного материала и интерактивным подходам. Критическое мышление — отправная точка для развития творческого мышления. Применение таких приёмов ТРКМ  как «Синквейн»,  «Кластер», «Тонкие и толстые вопросы», «Инсерт», «Мозговой штурм», «Шесть шляп»)  позволяют обучающемуся способствовать  повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения,  умению критически мыслить, умению работать в сотрудничестве с другими, выявлять проблему  и решать её, анализировать, систематизировать.

Эффективно применение на уроках иностранного языка игровых технологий. (игры деловые, игры ролевые, подвижные игры, игры на запоминание лексического  и грамматического материала и др.) Обычно в  игре все равны. Она даже посильна  учащимся со слабой учебной мотивацией. Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения.

 В качестве примера использования выше названных  технологий  хочу привести урок- рефлексию  в 8-ом классе по теме  “Wir bereiten uns auf Deutschlandreise vor”( « Мы готовимся к поездке в Германию»).

Этап - организационно- мотивационный. Мотивирование к учебной деятельности.   Определение темы, цели урока.

Meine liebe Freunde!  Seht, bitte, diese Bilder an  und beantwortet die Frage: Welches Thema besprechen wir heute?   Ja, unseres Thema heißt “Wir bereiten uns auf Deutschlandreise vor”. (учащиеся определяют тему урока).  

- Welche Wörter assozieren mit diesem Tehma?  

 После угадывания темы – работа с  ассоциограммой (приём ТРКМ «Кластер»).

 С помощью решения ребуса учащиеся определяют цель урока – работа над проектом.        

Was machen wir heute in der Stunde? Ratet mal dieses Rebus und bestimmt das Ziel der Stunde. – Das Ziel der Stunde ist Projekt “ Reisevorbereitung

В течение всего урока обучающиеся работают над   проектом «Подготовка к поездке»

  1. Und jetzt beweisen wir einen Plan zum Projekt machen.

  Reiseziel bestimmen – Verkehrsmittel wählen – Fahrkarten oder Flugrarten  kaufen (bestellen) – Einkäufe machen – den Koffer packen – Abfahrt ( на доске)

  1.  Ihr arbeitet zu zweit! Ich gebe euch diese Prospekte  und ihr wählt Reiseziele. Welche Reiseziele habt ihr gewählt? Warum? ( обучающиеся в парах представляют выбранные цели поездки, используя физическую карту и презентацию)
  2. Kettenspiel!   Учащиеся должны определить, каким видом транспорта они поедут в Германию. Здесь используется  коучинговый  приём  «Модель Т»

L. Womit möchtest du nach Deutschland reisen? – Ich möchte nach Deutschland  mit…………… reisen ( fahren, fliegen)

 - Es ist Mӓrz. Es ist noch kalt. Was meint ihr? Womit kann man nach Deutschland reisen?  -  Mit dem Zug, mit dem Auto, mit dem Bus, mit dem Flugzeug.   (учащиеся предлагают разные варианты ответов)                            

 L.  У1 fühlt sich schlecht im Auto, im Bus, im Flugzeug. Und ich auch!

 Womit fahren wir nach Deutschland?  - Mit dem Zug. ( в итоге выбран один приемлемый  вид транспорта).

  1. L. - Wo kauft man die Fahrkarten? Wir können die Fahrkarten am Automat, am Fahrkartenschalter kaufen  oder per Internet bestellen. Was meint ihr? Per Internet! (учащиеся высказывают свои мнения)
  2. L. -  Einkäufe machen! Das ist toll! Ihr arbeitet in den Gruppen.На данном этапе проекта применяется игровая технология – ролевая игра.

 Stellt, bitte, einen Dialog zwischen zwei Menschen zusammen! Dann kontroliere ich  und ihr inszeniert die Gespräche!  (Учащиеся работают в группах, составляют диалоги. После контроля учителя,  инсценируют диалоги)

 Was meint ihr? Wie haben …….. gespielt? (Учащиеся высказывают свои  мнения об инсценировке диалогов).

  1. Den Koffer packen. Das ist nicht sehr leicht! Was nehmt ihr gewöhnlich auf  die Reise mit? Die  Kleidung soll praktisch, bequem, modern sein. – Ich nehme ……….mit. (Использование коучингового приёма «Китайское меню»).

На этапе рефлексии деятельности на уроке обучающиеся, работая в группах, составляют  синквейн  (приём ТРКМ)

- Arbeitet in den Gruppen und macht cinquain zum Wort “ Reisevorbereitung.

( Составление синквейна по схеме

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею; Wer? Was?

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; Wie?

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;  Was machen?

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме). Wer? Was?)

Таким образом, можно прийти к выводу, что применение инновационных педагогических технологий при обучении иностранному  языку направлено на формирование и развитие коммуникативной компетентности  учащихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»

Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...

«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»

Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...

Статья: "Формирование универсальных учебных действий через вовлечение учащихся в проектную деятельность".

Стья о формировании УУД на уроках музыки через вовлечение учащихся в проектную деятельность....

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"

Мастер-класс на тему "Организация проектной деятельности на уроках музыки и внеурочной деятельности"...

Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО

Выступление на тему «Развитие познавательных универсальных учебных действий при обучении математике и информатике с учетом требований ФГОС ООО»...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...

Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...