ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.
статья по русскому языку

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпускник школы должен уметь сегодня  адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в  различных  ситуациях, работать в разных коллективах.

Обеспечивая качество образования  в соответствии с требованиями  ФГОС, я активно  использую на своих уроках русского языка и литературы  метод проектов, который  способствует формированию этих социально значимых качеств.

            Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся  приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов  направлен на обучение в сотрудничестве и имеет большую коррекционно-практическую значимость.

Для меня метод проектов  служит средством активизации интеллектуальной, практической и эмоциональной сфер личности школьников. Он  позволяет  выйти за рамки урока и даёт  большой потенциал  учащимся для самостоятельного изучения темы и коррекции знаний.

Чёткая последовательность, поэтапность  действий и рассуждений в ходе проектирования, систематическая работа над  оформлением высказываний, требование  обоснованности ответов помогают активизировать мыслительные процессы, формируют  монологическую речь. Учащиеся  приучаются к точности в употреблении слов при защите проектов, используют выразительные средства  языка – всё это обеспечивает  практическое закрепление знаний, полученных на  уроках.

Проектное мышление сегодня необходимо взрослым и детям.

Особенно  проектное мышление  необходимо пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать в детях с ОВЗ, потому что, чтобы просто выжить в наше время, не говоря уже о том, чтобы вести  более-менее достойную жизнь, надо быть способным проектировать наше  взаимодействие с непрестанно изменяющимся миром.   Учитель сегодня должен не  просто учить, а  учить учиться и находить необходимую информацию в различных бумажных и электронных источниках.  

Видов проектов существует много: исследовательские, творческие, информационные, социальные, практико-ориентированные.  Для создания проекта необходима  проблема, взятая  из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. По моему  мнению, для детей с ОВЗ  приоритетными  прежде всего должны быть  социальные проекты, которые помогут учащимся лучше  адаптироваться в социуме (о выборе профессии в  своём городе, области; о свободном  времени подростка;  об экологических проблемах города; о здоровом образе  жизни и т.д.). 

Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда, который при решении практически или теоретически значимой проблемы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результаты  выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное  её решение, если практическая – конкретный продукт, готовый к  внедрению. 

Мои ученики   неоднократно представляли публично  свои проекты и в форме презентаций, и в  других формах учебную  продукцию, созданную  в результате совместного труда.

Хочу привести несколько примеров.

В этом году исполняется 75 лет, как посёлок   Богословск    получил  статус  города и был назван Карпинском.  Редакция газеты «Карпинский рабочий» предложила  поучаствовать  учащимся  школ в городском проекте «Мой любимый  Карпинск!».   Мои ученики приняли  активное участие в  этом  проекте.  Творческие работы   Мединскайте  Романа,  Ядрышникова Влада (учащихся 6 класса) по теме «Мой любимый уголок Карпинска»  и Безбородовой Валентины (учащейся 9 класса)  по теме «Каким я вижу будущее Карпинска»  вошли  в проект  и были опубликованы.

            Ранее  учащимися 7-х классов  в рамках   проекта  «Я в городе этом живу…», посвященного малой Родине , был создан поэтический  альманах   о Карпинске.  Более  100 стихотворений  о Карпинске местных поэтов  вошли в этот сборник.  Ребята не просто собрали стихи, с некоторыми поэтами они встретились лично,  взяли  интервью,  составили биографические   справки.

Проектные технологии имеют высокий дидактический потенциал. Известно, что некоторые темы по русскому языку для учащихся  с ОВЗ  кажутся очень сложными.  Например, тема «Деепричастие».  Чтобы лучше понять и усвоить материал по этой теме, школьникам  7-8 классов было предложено  по этой теме  создать учебный проект.  Ребята с удовольствием поддержали эту идею.  В процессе планирования,  самостоятельного  поиска решения проблемы и выполнения практических заданий  ученики создали учебный продукт -  сборник  дидактических  материалов  и назвали его «Дидактический сундучок по теме «Деепричастие».  В   дидактический сундучок вошли упражнения, тесты, проверочные, словарные и контрольные работы, игры, загадки, шарады по этой теме.  Собирая материал, учащиеся  использовали  различные информационные источники  – учебно - методическую литературу, Интернет, электронные образовательные ресурсы. Дидактический сундучок «Деепричастие»  был  красиво и эстетически  оформлен. На школьной научно-практической конференции по  этой  теме    ребята также  защитили  проект  «Деепричастие»  в форме презентации.

Таким образом,  проектные  технологии обучения способствуют  формированию учебных компетенций: самостоятельному приобретению  знаний и  практическому умению решать проблемы. Проектная деятельность  создаёт устойчивую потребность в самообразовании и  саморегуляции,  развивает  творческие способности и формирует нравственные основы личности, что соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ  ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ  ФГОС.

                   Л.Ю. Дрягина,  г. Карпинск

   ГКОУ СО «Карпинская школа-интернат»

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпускник школы должен уметь сегодня  адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в  различных  ситуациях, работать в разных коллективах.

Обеспечивая качество образования  в соответствии с требованиями  ФГОС, я активно  использую на своих уроках русского языка и литературы  метод проектов, который  способствует формированию этих социально значимых качеств.

        Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют учащимся  приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов  направлен на обучение в сотрудничестве и имеет большую коррекционно-практическую значимость.

Для меня метод проектов  служит средством активизации интеллектуальной, практической и эмоциональной сфер личности школьников. Он  позволяет  выйти за рамки урока и даёт  большой потенциал  учащимся для самостоятельного изучения темы и коррекции знаний.

Чёткая последовательность, поэтапность  действий и рассуждений в ходе проектирования, систематическая работа над  оформлением высказываний, требование  обоснованности ответов помогают активизировать мыслительные процессы, формируют  монологическую речь. Учащиеся  приучаются к точности в употреблении слов при защите проектов, используют выразительные средства  языка – всё это обеспечивает  практическое закрепление знаний, полученных на  уроках.

Проектное мышление сегодня необходимо взрослым и детям.

Особенно  проектное мышление  необходимо пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать в детях с ОВЗ, потому что, чтобы просто выжить в наше время, не говоря уже о том, чтобы вести  более-менее достойную жизнь, надо быть способным проектировать наше  взаимодействие с непрестанно изменяющимся миром.   Учитель сегодня должен не  просто учить, а  учить учиться и находить необходимую информацию в различных бумажных и электронных источниках.  

Видов проектов существует много: исследовательские, творческие, информационные, социальные, практико-ориентированные.  Для создания проекта необходима  проблема, взятая  из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. По моему  мнению, для детей с ОВЗ  приоритетными  прежде всего должны быть  социальные проекты, которые помогут учащимся лучше  адаптироваться в социуме (о выборе профессии в  своём городе, области; о свободном  времени подростка;  об экологических проблемах города; о здоровом образе  жизни и т.д.).  

Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда, который при решении практически или теоретически значимой проблемы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результаты  выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное  её решение, если практическая – конкретный продукт, готовый к  внедрению.  

Мои ученики   неоднократно представляли публично  свои проекты и в форме презентаций, и в  других формах учебную  продукцию, созданную  в результате совместного труда.

Хочу привести несколько примеров.

В этом году исполняется 75 лет, как посёлок   Богословск    получил  статус  города и был назван Карпинском.  Редакция газеты «Карпинский рабочий» предложила  поучаствовать  учащимся  школ в городском проекте «Мой любимый  Карпинск!».   Мои ученики приняли  активное участие в  этом  проекте.  Творческие работы   Мединскайте  Романа,  Ядрышникова Влада (учащихся 6 класса) по теме «Мой любимый уголок Карпинска»  и Безбородовой Валентины (учащейся 9 класса)  по теме «Каким я вижу будущее Карпинска»  вошли  в проект  и были опубликованы.

         Ранее  учащимися 7-х классов  в рамках   проекта  «Я в городе этом живу…», посвященного малой Родине , был создан поэтический  альманах   о Карпинске.  Более  100 стихотворений  о Карпинске местных поэтов  вошли в этот сборник.  Ребята не просто собрали стихи, с некоторыми поэтами они встретились лично,  взяли  интервью,  составили биографические   справки.

Проектные технологии имеют высокий дидактический потенциал. Известно, что некоторые темы по русскому языку для учащихся  с ОВЗ  кажутся очень сложными.  Например, тема «Деепричастие».  Чтобы лучше понять и усвоить материал по этой теме, школьникам  7-8 классов было предложено  по этой теме  создать учебный проект.  Ребята с удовольствием поддержали эту идею.  В процессе планирования,  самостоятельного  поиска решения проблемы и выполнения практических заданий  ученики создали учебный продукт -  сборник  дидактических  материалов  и назвали его «Дидактический сундучок по теме «Деепричастие».  В   дидактический сундучок вошли упражнения, тесты, проверочные, словарные и контрольные работы, игры, загадки, шарады по этой теме.  Собирая материал, учащиеся  использовали  различные информационные источники  – учебно - методическую литературу, Интернет, электронные образовательные ресурсы. Дидактический сундучок «Деепричастие»  был  красиво и эстетически  оформлен. На школьной научно-практической конференции по  этой  теме    ребята также  защитили  проект  «Деепричастие»  в форме презентации.

Таким образом,  проектные  технологии обучения способствуют  формированию учебных компетенций: самостоятельному приобретению  знаний и  практическому умению решать проблемы. Проектная деятельность  создаёт устойчивую потребность в самообразовании и  саморегуляции,  развивает  творческие способности и формирует нравственные основы личности, что соответствует требованиям ФГОС.

Литература

1.Бабанский Ю.К. Проблемы методов обучения в современной   образовательной школе.  М.: ЮНИТИ, 1980г.

2 .Курова Н.Н., Лебедев Н.И., Соловов А.В. Информационные технологии  как средство личностно-ориентированного развития учащихся. Самара, СИПКРО, 1998г.

3. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. Развитие интеллектуальной активности., С-П.: Питер пресс, 2007г.

4. Михелькевич  В.Н. Справочник по педагогическим инновациям. Самара: СИПКРО, 1998г.

5. Полат Е.С. Метод проектов. М: Ось – 89, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...