Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка по теме

 

                     В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. 

     Эти высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов.В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. Именно в этом и заключается актуальность данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Введение.

                     В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

      Значительно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

      Среди основополагающих умений  и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:

  1. Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
  2. Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
  3. Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
  4. Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
  5. Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
  6. Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
  7. Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

     Эти высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. Именно в этом и заключается актуальность данной темы.

    «...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения обучения, взаимоотношения между учителем и учеником»[1] 

   Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Почти все так называемые «новые технологии» - это хорошо забытые старые.
   В основном звене школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Это и понятно. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной.
 

Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам школы.

Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта. Данная работа содержит некоторые методические приемы работы по проектной методике, в этом и состоит ее практическая направленность. Предназначена она для учителей, начинающих искать новые пути взаимодействия между преподавателем и учеником.

В чем положительные особенности проектного обучения?

  1. Это – конструктивистский подход к обучению.
  2. Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.
  3. Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.
  4. В центре обучения – ученик, учитель – фасилитатор (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный») — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию[2].
  5. Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты.
  6. В то время как проекты МОГУТ включать решение проблем, они не всегда сфокусированы на проблеме.
  1. Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом,  – те, что востребованы сегодня работодателями:

–способность работать с другими,

–принимать продуманные решения,

–проявлять инициативу,

–решать комплексные проблемы. А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Не это ли еще одна актуальная задача современного образования.

Проектная методика - благо для ученика:

–возрастает мотивация,

–повышается результаты в учёбе,

–развивается мышление высокого уровня,

–расширяется сотрудничество,

–растёт уровень самоконтроля.

2. Основная часть.

2.1.Из истории возникновения и развития метода учебных проектов

         Метод проектов возник еще в 20-е годы XX столетия в США. Его назы вали также методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными аме риканским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через це лесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего и когда? Здесь важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для обучаемого.

   Суть метода - стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и че рез проектную деятельность показать практическое применение получен ных знаний. Другими словами, от теории к практике.

 Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX ве ка. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога СТ. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,

пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедрять ся в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, в результате чего постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

       Правда, элементы этого метода использовались и используются многими педагогами и сей час. Выпуск стенгазет, бюллетеней, под готовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллектив ной или индивидуальной деятельности учащихся - это, по сути дела, тоже проектная деятельность.

         В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех ступенях образования; находит свое отражение в научных изыска ниях многих педагогов (А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Ива нова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.).

      Вопросу методике проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля посвящена практико-ориентированная монография Якушевского В.Н., Рождественской О.А., Вольской Н.В. /Ульяновск: УИПКПРО, 2005.-116 с.

    Широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе «Обучение для будущего».

         2.2. А что же такое проект? «Проект»[3] - (от лат. projectus - брошенный вперед)

 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.

2) предварительный текст какого-либо документа.

3) замысел, план.

        Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться

вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем

или иным образом[4]; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. 

  1. Цели и задачи проектной деятельности

Цель проектной деятельности на уроках русского языка и  литературы - формирование умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

Задачи проектной деятельности:

- формировать у обучающихся систему интеллектуальных знаний, умений и навыков, которые способствуют  развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

    - повышать самооценку обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.

     2.4.  Характерные особенности проектного  метода обучения

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения.

        Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. 
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. 
     Итак,
выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта. 

 Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы.

 Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа. 
   Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с
изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения. 
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся
проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект. 
   

 Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта. 

          Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

         Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. «Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний».[5] И с точки зрения де тей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодоле ли их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла.

2.5. Умения и навыки учащихся, необходимые при проектировании.

На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. В контексте метода проектов они называются специфическими (в отличие от житейских, общешкольных или предметных). Это проблематизации, целеполаганию, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.

В работе над проектом проявляется максимальная самостоятель ность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необхо димой информации, анализе, структурировании и синтезе, иссле довании и принятии решения, организации собственной деятель ности и взаимодействия с партнерами. От ученика требуется са мостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рас сказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора пер вого шага, хода и даже цели проекта.

Идя к этой цели, он стал кивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необхо димые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сде лать.

           На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.  Проектирование оказывает обучающимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления.

       При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, то есть комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, то есть  расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.

  2.6.    Проектная деятельность должна отвечать следующим требованиям: 

1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле мы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2.   Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, ориги нальной (если проблема не оригинальна, то должно быть ориги нальным ее решение).

3.   В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4.   Использование исследовательских методов.

5.   Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания ав тором (авторами) избранной области исследования.

6.   Работа должна соответствовать установленным формальным кри териям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

2.7. Разновидности учебных проектов.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов[6], которые возможно использовать на уроках русского языка:

  1. информационный,
  2. ролевой,  
  3. практико-ориентированный,  
  4. творческий
  5. исследовательский проекты.

В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты.
     
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Особенности высказываний в непосредственном молодежном общении», «Язык развлекательных передач». 

В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А.Крылова, например по теме «Языковая выразительность басни И.А.Крылова «Волк на псарне». 

Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? Результатом разработки темы «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов. 

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Современный русский литературный язык в нашей жизни». Продуктом реализации проекта  могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Проектная деятельность  по русскому языку включает в себя  актуальность избранной темы, обозначает  задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Проекты по русскому языку распределяются  и по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Сказка о какой-либо части речи», «Сказка с использованием неопределенных местоимений», над такими проектами работа ведется в группах, в составе не более 3-4 человек.
    Краткосрочные проекты по русскому языку занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского»).

   Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными формами (экскурсии).

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

Защита таких исследовательских работ в нашей школе проводится сначала на традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях, а победителей - на городских научно-практических конференциях.

В рамках программы по проектной деятельности можно организовать на уроках русского языка и литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

      Подготовка к такому уроку по проектной деятельности  становится творческим процессом. Зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

     2.8. Возрастные особенности при выборе проектов

   Надо заметить, что возрастные интересы и потребности подростков часто влияют на выбор вида проекта. Так, учащиеся 5 - 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к ролевым и игровым проектам. 7 – 8–классы любят работать над практико-ориентированными проектами – их уже значительный школьный опыт гарантирует успех в такой работе.

Старшие подростки, учащиеся 9-х и 10-х классов, успешно справляются с исследовательскими проектами, у них хорошо развито теоретическое мышление и есть интерес к исследовательской работе. Ну и практически все учащиеся 5 – 10 классов охотно выполняют творческие проекты. 

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся, формирования умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов, повышающих эффективность и результативность учебного процесса.

2.9.  Работа над проектом проходит через следующие этапы:

1. Подготовительных этап:

     - определение темы и целей проекта;

     - формирование групп для работы над проектом;

     - планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

      - планирование работы;

      - исследование;

      - оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

      - самооценка;

      - оценка других групп;

      - оценка учителя;

      - оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

      - Что мы  делали?

      - Как мы делали?

      - Каковы результаты?

      - Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Н. Ю. Пахомова, заведующая лабораторией методики и информационной поддержки развития столичного образования МИОО, кандидат педагогических наук, говорит о том, что проекты, которые предполагается использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь характеристики, определяющие место и время его использования в воспитательно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта.[7] 

2.10. Методический паспорт учебного проекта

Адресация (кому предназначен, когда можно использовать - для определения места в учебно-тематическом плане - учебно-воспитательные характеристики учебного проекта)

  1. Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
  2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
  3. Задача учебно-педагогическая (на класс, группу, каждого учащегося)
  4. Возраст учащихся (класс)
  5. Время работы над проектом
  6. Режим работы

Обеспечение

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение
  2. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
  3. ЗУН и обще учебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы
  4. Мотивация к познанию, работе

Предполагаемые приращения

  1. Новое содержание по каждой теме.
  2. Новые практические приемы.
  3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.
  4. Развитие навыков:
  1. самостоятельной работы с:

-источником информации,

-инструментами и технологиями,

-самостоятельное принятие решения;

  1. коммуникативности в:

-информационном обмене,

-в ролевом взаимодействии;

  1. мыслительной деятельности при:

-проектировании,

-планировании,

-анализе,

-синтезе,

-структурировании и др.,

-самоанализа и рефлексии;

5. Воспитание толерантности.

6. Расширение кругозора.

Статус учебного проекта

  1. Автор-разработчик
  2. Опыт использования (апробация)
  3. Степень распространения: №№ школ.

2.11. Критерии оценивания работ учащихся

1.   Степень самостоятельности в выполнении различных этапов ра боты над проектом.

2.    Степень включённости в групповую работу и чёткость выполне ния отведённой роли;

3.    Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;                                                                                             

4.    Количество новой информации, использованной для выпол нения проекта;

5.    Степень осмысления использованной информации;

6.    Уровень сложности и степень владения использованными ме тодиками;

7.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9.    Уровень организации и проведения презентации: устного сообще ния, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10.  Владение рефлексией;

11.  Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12.  Социальное и прикладное значение полученных результатов.

         2.12. В своей педагогической деятельности использую проекты в разных возрастных группах от 6 до 11 класса. Это информационные, практико-ориентированные и исследовательские проекты. Начала с исследовательских проектов, выполняемых в рамках работы учащихся в научном обществе школы.

Так проект по теме «Потомки А.С. Пушкина в Симбирске - Ульяновске», выполненный ученицей 10 класса Сайгиной Марией,  стал победителем на Всероссийском пушкинском конкурсе в  номинация «Литературная мастерская» (диплом III степени).

В данное время работаю в среднем звене, поэтому проекты по длительности в основном краткосрочные. Применяя в 5-6 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями и определять конечный результат, уметь его сформулировать.

  Предлагая такие задания, как подобрать пословицы на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, словарь сибирских диалектов (при изучении произведении В.П. Астафьева),  даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий и видеть результат своей работы в оформлении небольших отчётных работ.

 Примером такого типа проектов может быть алгоритм работы учащихся 6 класса над учебным проектом по теме «Образ левши Лескова современен?»

Тип проекта: информационный.

Проблема

Талантлив ли русский народ?

Обоснование

Недостаточно сведений о том, сохранились ли в России умельцы типа «левши» Лескова.

Кто они? Чем занимаются? Отношение к ним в обществе.

Что делать?

Собрать информацию о современных умельцах, уметь кратко рассказать об их достижениях. Создать красочную презентацию

Как?

С использованием ИКТ

Что получить? (результат)

Презентации учащихся о современном левше.

Устное выступление перед классом на данную тему.

Сформировать патриотические качества личности.

коммуникативную, информационную компетентность, общеучебные навыки, исследовательские умения)

  Для успешной работы на этапе презентации нужно научить обучающихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. Здесь понадобятся приемы самоанализа и рефлексии. В связи с этим значительно возрастает роль учителя, который обобщает, резюмирует, дает оценку. Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использования источников.

Урок в 6 классе по теме «Описание природы» в рамках изучения имени прилагательного был проведен тоже в форме проекта.

Цель образовательная: научить составлять текст – описание с использование средств художественной выразительности, используя примеры описаний мастеров слова.

Цель воспитательная: воспитывать активную творческую позицию на основе эстетического восприятия произведений искусства, воспитывать творческую индивидуальность.

Цель развивающая: развивать способность внимательно относиться  к значению слов – прилагательных и их употреблению в речи.

Предварительная работа: учащимся дано задание найти красочное описание зимы в произведениях художественной литературы, обратить внимание на изобразительно – выразительные средства у мастеров слова.

Задание дано по группам:

1 группа – описание зимнего дня (утра);

2 группа – описание зимнего вечера (ночи);

3 группа – описание первого снега;

Ход урока:

Первичная проверка понимания.

-Что такое описание?

- По какому плану строится описание?

(общее представление описываемого; описание деталей, частей; отношение автора к описываемому);

- анализ отрывка из художественного текста И.С. Шмелева «Лето Господне»

(учащиеся находят эпитеты, метафоры, сравнения, отмечают цветопись).

/«Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, – в стрелках.
… Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…»/

- Какая тема отрывка? (автор не просто дает описание зимы, а именно морозного зимнего вечера).

- выступление групп (чтение отрывков, подобранных учащимися, определение темы отрывка, художественных средств выразительности);

1 группа - День был мягкий и  мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими  на снеговые поля, слоистыми облаками.  В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу  были пропитаны тем же теплым светом.

                                                                                                    (А.Н. Толстой “Детство Никиты”)

Утро белое, пушистое и радостно светлое. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый.

                                                                                                       (М. Пришвин. “Зимнее утро”)

2 группа - Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.                           (М. Пришвин. “Зимнее солнце”)

                                                                                                                                                                                                                               

3 группа - Белый и ровный свет наполнял  комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте сияла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый  снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Первый  снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.  

                                                                                              (К.Паустовский «Прощание с летом»)      

- Обобщение и систематизация:

Коллективная работа над планом сочинения:

  1. подумайте, ЧТО вы хотите нарисовать словами;
  2. какова главная МЫСЛЬ вашей зарисовки;
  3. какие ЧУВСТВА хотите вызвать у читателя;
  4. какие СРЕДСТВА художественной выразительности используете.

Учащиеся обсуждают и дают в группах темы сочинений («Падающая снежинка», «Узоры на моем окне», «Зимний вечер»,  «Снегири на дереве» и т.д.)

Итог проекта – написание творческой работы (сочинения – зарисовки).

                                                                                                  (см. приложение 1)

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как сочинения.

Обязательные условия при этом – рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты.

В 5-6 классах использую мини-проекты по написанию лингвистических сказок.

          Главное условие сказки – объяснение  языковых законов, но с использование сказочных элементов, волшебных превращений, определённых устойчивых выражений. Знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно.

Вероятно, целесообразно предлагать учащимся создавать подобные работы в конце изучения темы, когда материал уже освоен и необходимо организовать повторение.

         Преподаватель может не только оценить эти проектные работы, но и устроить конкурс на лучшее, самое неординарное их оформление. На основе самых интересных сказок можно составить богатейший дидактический материал для выборочных и объяснительных диктантов, что может стать одной из наград для маленьких авторов. Разумеется, при подобном подходе к изучению русского языка необходимо и на уроках литературы готовить

учащихся к такого рода деятельности, так как нужно знать те законы, по которым выстраивается текст художественного произведения определенного жанра (см. приложение 2).

        В 7 классе при проведении урока встретился случай паронимов «невежа- невежда». И родилась идея создать классный словарик паронимов, который будет пополняться до 11 класса. Таким образом решалась задача и подготовки к ЕГЭ (вопрос А2).

                       Учебный проект «Создание словаря паронимов»

 Тип проекта: практико-ориентированный (прикладной).

Цель проекта:

  1. организовать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой происходит актуализация их знаний, формируется языковедческая компетенция.

    Задачи проекта:

  1. формировать общеучебные умения и навыки словарной работы;
  2. учить взаимодействию при работе в группе;
  3. повысить познавательный интерес к изучению языковых явлений;
  4. способствовать подготовки к ЕГЭ по русскому языку;

    Основополагающий вопрос:

Трудно ли иностранцу выучить  русский язык?

    Проблемный вопрос:

Как различить похожие в языке слова?

 Вопросы проекта:

  1. что такое паронимы?
  2. какие словари существуют?
  3. в чем необходимость разработки словаря паронимов?
  4. достаточно ли у вас знаний и навыков для выполнения проекта?
  5. зачем создавать еще один словарь?
  6. что нового мы узнаем в процессе проектной деятельности?

 Аннотация: создание словаря паронимов способствует сознательному усвоению лингвистических и речеведческих знаний и их применению в устной и письменной речи учащихся, а также общему развитию учащихся, обучению их на более высоком уровне трудности. Ключевой психологический элемент – целостный личностный рост ребенка, самосознание, направленное на самосовершенствования.

    Этапы работы над проектом

 Этап I. Вводное занятие.

  1. Знакомство с планом предстоящей работы.
  2. Знакомство с особенностями образования и употребления паронимов в русском языке.
  3. Рассказ о значении паронимов в речи.

Этап II. Технологический.

  1. Работа со структурой словаря и построением словарной статьи.
  2. Изучение слов – паронимов, представленных участниками групп.
  3. Распределение их по алфавиту, написание словарных статей.

Этап III. Создание словаря.

Этап IV. Защита проекта в рамках внеклассного мероприятия.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

  1. ученик – субъект собственной деятельности, исследователь  и творец;
  2. учитель – партнер и координатор личной творческой деятельности учащегося;
  3. родитель – помощник, поддерживающий мотивацию и обеспечивающий самостоятельность ребенка при выполнении проектной деятельности;
  4. библиотекарь – консультант  и эксперт.

   

    Ребенок не может выступать средством для реализации педагогических программ до тех пор, пока они не стали его целью - мотивом, потребностью, интересом. Для этого необходимо, чтобы учащиеся приняли внутренне те задачи, которые ставятся в процессе обучения; чтобы они были самостоятельны в выборе средств для достижения поставленной цели[8].

   Русский язык  как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решать учебные задачи.

    С учащимися старших классов был разработан проект по теме «Мы - за чистоту языка».

Проблемный вопрос проекта:

Как повысить речевую культуру города?

Гипотеза проекта:

Культура рекламы влияет на уровень общей культуры населения, и поэтому она должна соответствовать речевым нормам и не допускать разного рода ошибок.

Описание проекта:

Уровень речевой культуры в современном мире падает. Данный проект помогает понять, язык – это не только средство общения, но и показатель общей культуры человека. Проект предполагает научить анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности. Работа над проектом поможет сформировать коммуникативную, речевую, языковую компетентности. Предполагается на основе собранных данных, некоторых социологических исследований (наблюдений, анкетирования) создать сайт «Мы – за чистоту языка».

Краткое содержание проекта:

Данный проект направлен на создание сайта, содержащего ошибки в  плакатах и рекламных вывесках родного города. В рамках проекта предполагается классификация ошибок на орфографические, речевые, стилистические. Сайт проекта будет состоять из следующих разделов: констатация ошибки, объяснение ее в соответствии с правилами, образец правильного написания, Ф.И.О. ученика, нашедшего и объяснившего  ошибку. Предполагается  и обратная связь: на сайте будет возможным задать вопрос о нормах словоупотребления.

Проект ориентирован на достижение следующих компетенций, знаний и умений из государственных образовательных стандартов:

Личностных:

  1. понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;
  2. осознание уважительного отношения к родному языку, гордости за него, потребности сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметных:

  1. способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета и т.д.;
  2. овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  3. соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка;
  4. способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

Предметные:

  1. осознание эстетической функции родного языка;
  2. усвоение основ научных знаний о родном языке.

Ход проекта:

  1. Обсуждение проблемы «Как повысить уровень культуры города, в том числе  речевую культуру?»
  2. Определение факторов, отрицательно влияющих на уровень культуры.
  3. Определение этапов работы над проектом: теоретический, практический, моделирующий,  поддерживающий.
  4. Определение содержания работы на каждом этапе.

Этап теоретический

  1. Анализируем и предоставляем теоретические сведения о типах лингвистических ошибок.
  2. Определяем  справочную литературу по проверке ошибок.
  3. Систематизируем собранный материал, классифицируем ошибки совместно с учителем.

Этап практический

  1. Распределяемся по территории города.
  2. Ведем сбор ошибок в рекламных плакатах и вывесках города.
  3. Систематизируем собранный материал, классифицируем ошибки в соответствии с теоретическими данными.

Этап моделирующий

  1. Создаем варианты проектов оформления сайта.
  2. На основе конкурса выбираем лучший проект.

Поддерживающий этап

Воплощаем проект сайта, осуществляем его техническое сопровождение, наполняем содержанием: публикуем все виды ошибок, допущенных в рекламных плакатах и вывесках города на основании собранных материалов, классифицируем и анализируем, знакомимся с нормами русского литературного языка, отвечаем на трудные вопросы словоупотребления.

Заключение.

          Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

         Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов, несомненно, перспективен как  эффективная форма деятельностного подхода.

       Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

         Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения следующие:

  1. актуальность.

В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

  1. создание комфортной образовательной среды.

Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

  1. дифференцированный подход.

Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;

  1. использование информационных технологий;
  2. формирование исследовательских умений;
  3. мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

     Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

            Проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу[9].

Библиографический список

  1. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В. Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
  2. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст]  / Под ред. Е.С.Полат. – М.: 2000.
  3. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности./Учитель - №4, 2000. - с.52-55.
  4. Аберкромби, Н., Хилл, С., Тернер, Б.С., Социологический словарь. [Текст] – Экономика.- Москва.- 2004.
  5. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Иностранные языки в школе. Москва. - № № 2, 3 - 2000.
  6. Пахомова,  Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс] /Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования/ http://schools.keldysh.ru
  7. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся [Текст]  / Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. - №8. – с. 3-6.
  8. Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. [Текст]  / М.: Просвещение, 2011.
  9. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. -  54 с. 
  10.    Якиманская, И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] /Журнал «Директор школы». - 2000. - № 7. - 145 с.
  11.  Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина.- Ростов - на- Дону, 2001, - 160 с.
  12.  Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. [Электронный ресурс] Практическое пособие/  http://uchebauchenyh.narod.ru
  13.  Якушевский, В.Н., Рождественская, О.А., Вольская,  Н.В.Методы проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля [Текст]: Практико-ориентированная монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 116 с.
  14.  Гузеев, В.В., Новожилова, Н.В., Рафаева, А.В., Скоробогатова, Г.Г. Консультации: Методы проектов [Электронный ресурс]: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.pdf

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………..1

  1. Основная часть
  1. Из истории возникновения и развития метода учебных проектов…….4
  2. Определение термина «проект»………………………………………….5
  3. Цели и задачи проектной деятельности…………………………………6
  4. Характерные особенности проектного  метода обучения……………...6
  5. Умения и навыки учащихся, необходимые при проектировании……...8
  6. Требования к проектной деятельности………………………………….10
  7. Разновидности учебных проектов……………………………………….10
  8. Возрастные особенности при выборе проектов………………………...13
  9. Этапы работы над проектом……………………………………………...13
  10. Методический паспорт учебного проекта……………………………….14
  11. Критерии оценивания работ учащихся…………………………………..16
  12. Проектная деятельность (из опыта работы)……………………………16

  3.  Заключение …………………………………………………………………...26

            «Проектная деятельность на уроках

              русского языка и литературы»

Автор

Бучнева Галина Анатольевна,

преподаватель русского языка и

литературы Ульяновского ГСВУ

Ульяновск

2012


[1] Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.//Учитель-№4. 2000 г. - с.52-55.

[2] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С., Социологический словарь. Экономика, 2004

[3] Большой энциклопедический словарь.

[4] Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

[5]  Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности].

 

[6] Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

[7] Н.Ю.Пахомова.  Проектный метод в арсенале массового учителя. /Московский институт открытого образования. Методическая лаборатория информационной поддержки развития образования/ http://schools.keldysh.ru

[8] Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. [Электронный ресурс] Практическое пособие/  http://uchebauchenyh.narod.ru

[9] Гузеев, В.В., Новожилова, Н.В., Рафаева, А.В., Скоробогатова, Г.Г. Консультации: Методы проектов [Электронный ресурс]: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.pd


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...

Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.

"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...