Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
методическая разработка

Елисеева Ольга Николаевна

      В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог теперь  применяет  данные методы  на практике.

     В данной работе нам хочется представить небольшой опыт работы по проектной деятельности на уроках русского языка и литературы . При этом особое внимание уделяется формированию ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность .

Скачать:


Предварительный просмотр:

IV Хомутовские чтения

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

             

Содержание

 Введение

1. О формировании ключевых компетентностей в образовательном процессе.

2 . Возможности проектной деятельности в формировании ключевых компетентностей

3. Формирование ключевых компетентностей  обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.

Заключение

                                             

                                                                    Введение.

      В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог теперь  применяет  данные методы  на практике.

     В данной работе нам хочется представить небольшой опыт работы по проектной деятельности на уроках русского языка и литературы . При этом особое внимание уделяется формированию ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность .

     Актуальность: основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная , информационная и. т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

      Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.

     Цель работы: создать условия для формирования ключевых компетентностей обучающихся, что необходимо для успешной жизни каждого человека в обществе.

     Задачи : - изучить методическую литературу по проектной деятельности и формировании           компетентностей обучающихся

–  внедрение элементов проектной технологии в образовательный процесс

- обобщение работы по данному направлению

     Работа состоит из введения , 3-х частей и заключения :

 1. О формировании ключевых компетентностей в образовательном процессе.

2 . Возможности проектной деятельности в формировании ключевых компетентностей

3. Формирование ключевых компетентностей  обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.

     В первой части даются теоретические данные о формировании ключевых компетентностей в образовательном процессе. За основу берется учебно-методическое пособие « Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность» под ред. С. С. Татарченковой, а также другие источники из Интернета(  Маслова Александра Васильевна, Крылова О.Н. и др.)

     Во второй части рассматриваются работы по проектной методике Полата Е.С., Фоминой Т.С. и др.

      В третьей , практической части, делается небольшое обобщение по проведенной работе по проектной деятельности с учетом формирования ключевых компетентностей обучающихся.

      В заключении делаются выводы по проделанной работе.

1.О формировании ключевых компетентностей в образовательном процессе.

            Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная , информационная и. т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.

            Что же такое компетентность и как формировать компетентности учащихся  в образовательном процессе?

            Понятие « компетентность» встречается в педагогике с середины ХХ –го века. В словарях и справочниках дается следующее определение компетентности.

           Компетентность – круг вопросов. В которых кто-либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально или со знанием дела. ( Словарь иностранных слов. – М, 1983).

          Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный специалист. Обладающий компетенцией ( С.И. Ожегов, Словарь русского языка. – М, 1983).

          Компетенция – 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

                                     2. Круг чьих-либо полномочий, прав. ( Там же). 

А также можно найти близкие определения этого понятия в других источниках. Например: Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации. (    Т.А. Волкова . Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в старших классах )

         Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. В целом же оба понятия – компетенция и компетентность отражают целостность и интегральную сущность результата образования на любом уровне и в любом аспекте.

       Условно выделяют три уровня компетентностей:

- ключевые ( уровень функциональной грамотности и общей культуры учащихся в самостоятельной познавательной, гражданско-общественной , социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой сферах деятельности);

- универсальные ( способности человека, значимые для любой сферы деятельности: коммуникативной, информационно-технологической, социально-правовой, проектной);

- профессиональные ( начинающие складываться в школе – допрофессиональная подготовка, позднее – на этапе профессиональной деятельности).

   Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый член общества. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:

- информационная – готовность к работе с информацией;

 - коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;

 - кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми

- проблемная – готовность к решению проблем.

(    Т.А. Волкова . Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в старших классах )

      Ключевые компетентности –это, прежде всего, заказ общества на подготовку его граждан. Перечень компетентностей  во многом определяется согласованной позицией социума.

       Примерный перечень ключевых компетенций:

- учиться, т.е. самостоятельно заниматься своим обучением;

- искать, т.е. уметь работать с различными источниками;

- думать, т.е. владеть мыслительными операциями;

- сотрудничать , т.е. уметь взаимодействовать;

- быть деятельным;

- адаптироваться , т.е. уметь использовать свой багаж знаний и умений и находить новые решения.

      На основе множества классификаций ключевых компетентностей к основным  относят:

1.Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников, в том числе внешкольных , и развитии умений учащихся к самостоятельности и способности к самоорганизации;

2. Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности ( выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя, умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры и принятие основополагающих правовых норм);

3. Компетентность в сфере социально- трудовой деятельности ( в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности , ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации, готовность к сотрудничеству , развивать способности к созидательной деятельности);

4. Компетентность в бытовой сфере ( включая аспекты собственного здоровья, семейного быта , такие качества личности,  как терпимость к чужому мнению);

5. Компетентность в сфере культурно- досуговой деятельности , включая выбор путей и способов использования свободного времени, духовно обогащающих личность.

    На уроках русского языка и литературы формируются также лингвистическая, языковая , коммуникативная  и культуроведческая компетентности.

6. Лингвистическая компетентность – это овладение основами науки  о языке как знаковой системе и общественном явлении.  Предполагает усвоение понятийной базы курса , определенного комплекса понятий ( единиц и категорий языка: фонема, морфема, словосочетание, предложение и.т.д.) А также лингвистическая компетентность предполагает формирование представлений об устройстве русского языка, его развитии и функционировании, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, на которых воспитывается постоянный , устойчивый интерес к предмету, чувства уважения и любви к русскому языку. Лингвистическая компетентность  предполагает и формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с изучаемым и изученным языковым материалом. К этим учебно- языковым умениям относятся прежде всего познавательные умения: это умения опознавать звуки, буквы , морфемы, части речи и.т.д.. отличать одно явление от другого. Вторая группа явлений – классификационные умения, умения делить языковые явления на группы. Наконец, третья группа – аналитические умения: умения производить разбор ( анализ ) слова, словосочетаний, предложений; фонетический, морфемный и др. виды разборов. Лингвистическая компетентность предполагает также овладение способами действия, обеспечивающими опознание языковых явлений и их употребление в речи. Важными в ее формировании являются овладение навыками самоанализа, самооценки, целенаправленное формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.

       7. Под языковой компетентностью понимается знание слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, употребление их в речи, овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности. Однако в обучении русскому языку как неродному речь идет о формировании языковой компетентности.

        8. Коммуникативная компетентность – это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Важная составляющая коммуникативной компетентности –формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях:

- на репродуктивном: адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения и т.д.

- на продуктивном: создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога ( повествование, описание, рассуждение) и диалога и.т.д.

        9.Культуроведческая компетентность ( национально-культурный уровень владения языком) предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа , национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально- маркированными единицами языка, русским речевым этикетом, культурой межнационального общения.

        Таким образом, в современной дидактике  цели и задачи обучения  направлены на формирование вышеприведенных ключевых  компетентностей учащихся .

        Исходя из этих целей и задач, мы стараемся строить учебный процесс так, чтобы каждый его участник чувствовал, понимал свою значимость, проявлял заинтересованность, становился равноправным автором этого процесса.

        Для этого требуются такие методы обучения, где обучающиеся получают знание не в готовом виде от учителя или из учебников , а преимущественно добывает их в процессе специально организованного поиска новых решений, поэтому в последнее время широко стал использоваться метод проектов.

2.Возможности проектной деятельности в формировании ключевых компетентностей.

    Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные явления, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление

             Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

        Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

  На уроках русского языка и литературы могут быть осуществлены следующие виды проектов по Фоминой Т.С.:

http://festival.1september.ru/articles/413763/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/413763/img2.gif

       Крупный исследователь Е.С. Полат предлагает следующую структуру работы над проектом:
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
2. Возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики.
3. Распределение задач по группам , обсуждение возможных методов исследования, поиск информации, творческих решений.
4.Самостоятельная работа участников проекта.
5. Постоянные промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
6.Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение .

           При данном методе работы в корне меняются отношения учитель- ученик:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает –учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен –учитель создает условия для проявления активности;

- ученик –субъект обучения, учитель- партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

    Педагог помогает выполнить проект, консультирует, но осуществляет общее руководство не как контролер. А как руководитель-творец.

   Таким образом, организация обучения методу проектов предполагает превращение учащегося в субъект деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит учащимся, а выступает в качестве партнера. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность и тщательность выполнения заданий в намеченные сроки, учит взаимопомощи в работе , добросовестности. Все это способствует формированию ключевых компетентностей, как самостоятельная познавательность, гражданско- общественная, социально-трудовая и др. компетентности, самоопределению , самореализации личности учащихся , позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.

       Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления.

3.  Формирование ключевых компетентностей  обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.

          Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, мы должны стремиться повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

      План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Этот план  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Мною опробованы разные виды проектов по русскому языку и литературе , некоторые из которых хочется сегодня представить.  А также рассмотрим , на формирование каких ключевых компетентностей уделили внимание.

        На уроках литературы в 5-м классе разработаны следующие проекты: социальные проекты

« Добрая семерка», « Алагарпечать-5» при изучении повести А.П. Гайдара « Тимур и его команда»,  исследовательские работы « Наш Пепе » по рассказу М. Горького « Пепе», « Мы в ответе за тех, кого приручили» ( по рассказу Н.Н. Носова « Дружок»). В течение года по всем изученным произведениям реализуется мини- проект « Мы рисуем».

   На примере проектов « Добрая семерка», « Алагарпечать-5» мы рассмотрим , на формирование каких ключевых компетентностей обучающихся мы уделили внимание при их разработке  .  При чтении и изучении повести А,П. Гайдара « Тимур и его команда» мы поговорили о нравственных ценностях героев: о доброте, отзывчивости, любви к Родине, внимании к окружающим  и.т.д. Учителем была предложена общая тема социальных проектов « Наши добрые дела». Так как из прочитанной повести они узнали, что герои придумали правило увлекательной и полезной игры, им тоже предложено было придумать правило своей полезной игры. Идеи и творческие названия проектов придуманы самими учащимися .

Над формированием каких компетентностей мы работали при разработке этих проектов, можно представить в таблице:

                    Ключевые компетентности

                              Их показатели              

1. Самостоятельная познавательность 

2.Гражданско-общественная компетентность

3. Социально-трудовая компетентность

4. Бытовая компетентность

5. Культурно-досуговая компетентность

6. Лингвистическая компетентность

7. Языковая компетентность

8. Коммуникативная компетентность

9. Культуроведческая компетентность

1.Сформированность интеллектуальных умений. ( А.П. Гайдар, тимуровское движение и др.)

Сформированность информационных умений. Полученные информации из прочитанного произведения, разговор с односельчанами, информации из жизни.

Информации о проектах других учащихся.

Самостоятельная работа ребят  по разработке проекта.

Навыки работы на ПК.

2.Понимание социальных проблем, сущности явлений, происходящих в обществе. Выполнение ролей гражданина , понимание своей роли в обществе. ( любовь к Родине, доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям и.т.д.)

Соотношение деятельности учителя и деятельности ученика ( партнерские отношения при разработке проекта, и ученик , и учитель равноправные участники творческого процесса).

Повышение интереса к предмету посредством связи с жизнью, разнообразием видов работ. Формирование лидерских качеств у некоторых обучающихся. Формируется умение работать в команде.

4. Здоровьесберегающие технологии ( пребывание на свежем воздухе,  постоянное движение). Повышается активность учащихся на уроке. Но следует следить за учебной нагрузкой детей.

5. Связь учебного материала с жизнью. Формирование умений проведения досуга. Постоянное общение формирует культуру общения.

6. Умение работать с текстом прочитанного произведения. Навыки анализа текста. Теоретико-литературные понятия.  Овладение навыками самоанализа, самооценки, целенаправленное формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.

 7. Знание слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, употребление их в речи, овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности.

8. Создание условий общения . Формирование и развитие навыков речевого общения.

9.  Знакомство с жизнью, культурой русского народа . Овладение русским речевым этикетом, культурой межнационального общения.

.

      Вышерассмотренные ключевые компетентности формируются и при работе над другими проектами.

       На уроках русского языка в 6-м классе « Иллюстрированный словарик фразеологических оборотов», плакаты по проблеме прочитанного текста « Экономь свое время», небольшие справочники по грамматическим темам , « Мы на перемене» по грамматической теме « Роль наречий в нашей речи».

     На уроках литературы в 7-м классе сочинения на основе прочитанных произведений презентация « Я : вчера, сегодня , завтра» с сопоставительным анализом с героем повести Л.Н. Толстого « Отрочество», электронная газета «    Книголюбы »    по самостоятельно прочитанным произведениям писателей 19-го века.

      На уроках русского языка в 10-м классе разработали проекты по стилистике русского языка. По научному стилю написали 2 доклада. Общее название проектов « Будущее моего села» .  Темы докладов « Зона отдыха  « Байанай» для мужского населения  и пропаганда ЗОЖ в республике» и « Обработка шкуры домашнего скота и изготовление изделий из кожи и меха в сельских условиях как путь развития сельского хозяйства». Обобщение по теме « Деловой стиль» представлено выпуском справочника « Образцы деловых бумаг». В данное время по публицистическому стилю ребята занимаются съемками видеоматериалов на интересующие их темы , как « Современный школьник: кто он?», « Мир наших увлечений», « Смеясь, говорить правду», « Какой должна быть современная девушка?», « Школьная газета « Эрэл» для вас!

                                                          Заключение .

     По проделанной работе следуют такие выводы:

1. Уроки  русского языка и литературы – плодотворная почва  для проектной деятельности

2. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы – педагогическая технология, позволяющая формировать ключевые компетентности обучающихся( самостоятельная познавательность , гражданско-общественная , социально-трудовая, бытовая , культурно-досуговая , лингвистическая , коммуникативная и другие компетентности).

3.  Создание проектов – трудоемкая работа, требующая много времени , поэтому при введении проектной технологии следует учитывать учебную нагрузку обучающихся .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы : Елисеева О.Н.

Слайд 2

Цель работы: создать условия для формирования ключевых компетентностей обучающихся, что необходимо для успешной жизни каждого человека в обществе. Задачи : - изучить методическую литературу по проектной деятельности и формировании компетентностей обучающихся – внедрение элементов проектной технологии в образовательный процесс - обобщение работы по данному направлению

Слайд 3

Что же такое компетентность? Компетентность – круг вопросов. В которых кто-либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально или со знанием дела. ( Словарь иностранных слов. – М, 1983). Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный специалист. Обладающий компетенцией ( С.И. Ожегов, Словарь русского языка. – М, 1983).

Слайд 4

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации. ( Т.А. Волкова . Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка в старших классах )

Слайд 5

Ключевые компетентности - уровень функциональной грамотности и общей культуры учащихся в самостоятельной познавательной, гражданско-общественной , социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой сферах деятельности

Слайд 6

Какие ключевые компетентности формируются на уроках русского языка и литературы? Самостоятельная познавательность Гражданско-общественная компетентность Социально-трудовая компетентность Бытовая компетентность Лингвистическая компетентность Языковая компетентность Коммуникативная компетентность Культуроведческая компетентность

Слайд 7

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на приобретение и применение новых знаний путем самообразования в процессе выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Слайд 8

Структура работы над проектом ( По Е.С. Полату) 1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников. 2. Возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики. 3. Распределение задач по группам , обсуждение возможных методов исследования, поиск информации, творческих решений. 4.Самостоятельная работа участников проекта. 5. Постоянные промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 6.Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение .

Слайд 9

Разработка проектов на уроках русского языка и литературы: Литература . 5 класс : - социальные проекты « Добрая семерка», « Алагарпечать-5» при изучении повести А.П. Гайдара « Тимур и его команда» исследовательские работы « Наш Пепе » по рассказу М. Горького « Пепе» « Мы в ответе за тех, кого приручили» ( по рассказу Н.Н. Носова « Дружок») В течение года по всем изученным произведениям реализуется мини- проекты « Мы рисуем».

Слайд 10

Русский язык. 6 класс. « Иллюстрированный словарик фразеологических оборотов» плакаты по проблеме прочитанного текста « Экономь свое время» небольшие справочники по грамматическим темам « Мы на перемене» по теме « Роль наречий в нашей речи».

Слайд 11

Литература . 7 класс. презентация « Я : вчера, сегодня , завтра» с сопоставительным анализом с героем повести Л.Н. Толстого « Отрочество» электронная газета « Книголюбы » по самостоятельно прочитанным произведениям писателей 19-го века.

Слайд 12

Русский язык . 10 класс. П роекты по стилистике русского языка - Научный стиль . Проект « Будущее моего села» . Темы докладов: 1. « Зона отдыха « Байанай» для мужского населения и пропаганда ЗОЖ в республике» 2. « Обработка шкуры домашнего скота и изготовление изделий из кожи и меха в сельских условиях как путь развития сельского хозяйства». Деловой стиль. Справочник « Образцы деловых бумаг». Публицистический стиль. Видеоматериалы на темы: « Современный школьник: кто он?» « Мир наших увлечений» « Смеясь, говорить правду» « Какой должна быть современная девушка?» « Школьная газета « Эрэл» для вас!».

Слайд 13

Формирование КК обучающихся при разработке проектов «Добрая семерка», « Алагарпечать-5» на уроках литературы в 5 классе: Ключевые компетентности Их показатели 1. Самостоятельная познавательность 1.Сформированность интеллектуальных умений. ( А.П. Гайдар, тимуровское движение и др.) Сформированность информационных умений. Полученные информации из прочитанного произведения, разговор с односельчанами, информации из жизни. Информации о проектах других учащихся. Навыки работы на ПК.

Слайд 14

Ключевые компетентности Их показатели 2.Гражданско-общественная компетентность 2.Понимание социальных проблем, сущности явлений, происходящих в обществе. Выполнение ролей гражданина , понимание своей роли в обществе. ( любовь к Родине, доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям и.т.д.)

Слайд 15

Ключевые компетентности Их показатели 3. Социально-трудовая компетентность Соотношение деятельности учителя и деятельности ученика ( партнерские отношения при разработке проекта, и ученик , и учитель равноправные участники творческого процесса). Повышение интереса к предмету посредством связи с жизнью, разнообразием видов работ. Формирование лидерских качеств у некоторых обучающихся. Формируется умение работать в команде

Слайд 16

Ключевые компетентности Их показатели 4. Бытовая компетентность 5. Культурно-досуговая компетентность 4. Здоровьесберегающие технологии ( пребывание на свежем воздухе, постоянное движение). Повышается активность учащихся на уроке. Однако следует следить за учебной нагрузкой детей. 5. Связь учебного материала с жизнью. Формирование умений проведения досуга. Постоянное общение формирует культуру общения.

Слайд 17

Ключевые компетентности Их показатели 6. Лингвистическая компетентность 6 . Умение работать с текстом прочитанного произведения. Навыки анализа текста. Теоретико-литературные понятия. Овладение навыками самоанализа, самооценки, целенаправленное формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.

Слайд 18

Ключевые компетентности Их показатели 7. Языковая компетентность 8. Коммуникативная компетентность 9. Культуроведческая компетентность 7. Знание слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, употребление их в речи, овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности. 8. Создание условий общения . Формирование и развитие навыков речевого общения. 9. Знакомство с жизнью, культурой русского народа . Овладение русским речевым этикетом, культурой межнационального общения

Слайд 19

Выводы: 1. Уроки русского языка и литературы – плодотворная почва для проектной деятельности 2. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы – педагогическая технология, позволяющая формировать ключевые компетентности обучающихся( самостоятельная познавательность , гражданско-общественная , социально-трудовая, бытовая , культурно-досуговая , лингвистическая , коммуникативная и другие компетентности). 3. Создание проектов – трудоемкая работа, требующая много времени , поэтому при введении проектной технологии следует учитывать учебную нагрузку обучающихся .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Доклад. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.   Тр...

«Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе»

Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколени...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Представление собственного инновационного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...


 

Комментарии