Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (5 класс)

Халенкова Надежда Александровна

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Высступление на педсовете20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетентностей  обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.

          Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, мы должны стремиться повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

      План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
  5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Этот план  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Мною опробованы разные виды проектов по русскому языку и литературе, некоторые из которых хочется сегодня представить.  А также рассмотрим, на формирование каких ключевых компетентностей уделили внимание.

        На уроках литературы в 5-м классе разработаны следующие проекты: социальные проекты «Мы в ответе за тех, кого приручили» ( по рассказу Н.Н. Носова « Дружок»). В течение года по всем изученным произведениям реализуется мини - проект « Мы рисуем».

   На примере проектов « Добрая семерка», « Алагарпечать-5» мы рассмотрим , на формирование каких ключевых компетентностей обучающихся мы уделили внимание при их разработке  .  При чтении и изучении повести А,П. Гайдара « Тимур и его команда» мы поговорили о нравственных ценностях героев: о доброте, отзывчивости, любви к Родине, внимании к окружающим . Ученикам  была предложена общая тема социальных проектов « Наши добрые дела». Так как из прочитанной повести они узнали, что герои придумали правило увлекательной и полезной игры, им тоже предложено было придумать правило своей полезной игры. Идеи и творческие названия проектов придуманы самими учащимися.

Над формированием каких компетентностей мы работали при разработке этих проектов, можно представить в таблице:

                    Ключевые компетентности

                              Их показатели              

1. Самостоятельная познавательность 

2.Гражданско-общественная компетентность

3. Социально-трудовая компетентность

4. Бытовая компетентность

5. Культурно-досуговая компетентность

6. Лингвистическая компетентность

7. Языковая компетентность

8. Коммуникативная компетентность

9. Культуроведческая компетентность

1. Информации о проектах других учащихся.

Самостоятельная работа ребят  по разработке проекта.

Навыки работы на ПК.

2.Понимание социальных проблем, сущности явлений, происходящих в обществе. Выполнение ролей гражданина , понимание своей роли в обществе. ( любовь к Родине, доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям и.т.д.)

Соотношение деятельности учителя и деятельности ученика ( партнерские отношения при разработке проекта, и ученик , и учитель равноправные участники творческого процесса).

Повышение интереса к предмету посредством связи с жизнью, разнообразием видов работ. Формирование лидерских качеств у некоторых обучающихся. Формируется умение работать в команде.

4. Здоровьесберегающие технологии (пребывание на свежем воздухе,  постоянное движение). Повышается активность учащихся на уроке. Но следует следить за учебной нагрузкой детей.

5. Связь учебного материала с жизнью. Формирование умений проведения досуга. Постоянное общение формирует культуру общения.

6. Умение работать с текстом прочитанного произведения. Навыки анализа текста. Теоретико-литературные понятия.  Овладение навыками самоанализа, самооценки, целенаправленное формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.

 7. Знание слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, употребление их в речи, овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности.

8. Создание условий общения. Формирование и развитие навыков речевого общения.

9.  Знакомство с жизнью, культурой русского народа . Овладение русским речевым этикетом, культурой межнационального общения.

.

      Вышерассмотренные ключевые компетентности формируются и при работе над другими проектами.

     На уроках литературы в 7-м классе проведены сочинения на основе прочитанных произведений  и презентация « Я : вчера, сегодня, завтра» с сопоставительным анализом с героем повести Л.Н. Толстого « Отрочество», плакаты по проблеме прочитанного текста « Экономь свое время», небольшие справочники  по грамматической теме « Роль наречий в нашей речи».

      На уроках русского языка в 10-м классе разработали проекты по стилистике русского языка. По научному стилю написали 2 доклада. Общее название проектов « Будущее моего города».  Темы докладов « Зона отдыха  «Казаринка» Обобщение по теме « Деловой стиль» представлено выпуском справочника « Образцы деловых бумаг». В данное время по публицистическому стилю ребята занимаются съемками видеоматериалов на интересующие их темы, как « Мир наших увлечений»,« Смеясь, говорить правду»,

« Какой должна быть современная девушка?», « Школьная газета « Перемена» для вас!

     По проделанной работе следуют такие выводы:

1. Уроки  русского языка и литературы – плодотворная почва  для проектной деятельности

2. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы – педагогическая технология, позволяющая формировать ключевые компетентности обучающихся

( самостоятельная познавательность , гражданско-общественная , социально-трудовая, бытовая , культурно-досуговая , лингвистическая , коммуникативная и другие компетентности).

3.  Создание проектов – трудоемкая работа, требующая много времени , поэтому при введении проектной технологии следует учитывать учебную нагрузку обучающихся .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Формирование коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает  учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые ум...

Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...