Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии
статья (география) по теме

Казанцева Виктория Анатольевна

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Наиболее перспективным методом  развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии, на мой взгляд,  является   проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetencii.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ  КОМПЕТЕНЦИЙ

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Слайд №1.В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

 

Наиболее перспективным методом  развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии, на мой взгляд,  является   проектная деятельность.

Слайд №2. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи. 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Слайд №3. Основные компоненты проектной деятельности учащихся – это «пять П»:

П1- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);

П2 - реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;

П3 - обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;

П4 - наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;

    П5 - представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

То есть проект – это «пять П »: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. 

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.

Слайд№4. Существует несколько подходов к классификации проектов. Их можно подразделить на пять групп:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

 

Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности. 

       Теоретические позиции проектного обучения, позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

  1. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  2. комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
  3. глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях;
  4. гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Слайд №5. Каким же образом  проектное обучение  способствует формированию, развитию и совершенствованию отдельных ключевых образовательных технологий.

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Так, например в 8 классе при изучении темы «Морские ресурсы России» я провожу урок-симпозиум, на котором учащиеся выступают с сообщениями: «Чем богаты моря России?», «Чем грозит истощение морских ресурсов человеку?», «Причины истощения морских ресурсов», «Экологические проблемы морей», после чего отвечают на вопросы  «аудитории» (класса).

При изучении темы «Рельеф России» в 8 классе использую прием  «Толстые и тонкие  вопросы»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

 1.Назовите виды тектонических структур.

  2.Назовите формы рельефа.

 3.Самое высокое место России.

 4.Самое низкое место России.

 5. Крупнейшие равнины нашей    страны (три)

6.Самые молодые горы и самые высокие России.

7.Самые протяжённые  горы России.

1.Что находится в основании Восточно-Европейской равнины? 2.Что находится в основании Уральских гор?

3. Почему горы Алтай значительно выше Уральских гор, хотя они намного старше их?

4. Для чего мы изучаем рельеф страны?

5. Чем вы объясните расположение Среднерусской возвышенности?

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

 Так, в 9 классе при изучении темы «География Пермского края » провожу урок – деловую игру: «Березники – сегодня и завтра», целью которого является выработка у учащихся умений решать проблемы, возникающие в практической деятельности, развивать творческое мышление, способность оценивать деятельность, прививать интерес к познанию своего края.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

 В 6 классе при изучении темы «Океаны», учащиеся самостоятельно проводят  учебное исследование по рельефу дна Индийского океана, а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучаемой темы.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Так, в 11 классе при изучении темы «Зарубежная Европа»», учитель дает индивидуальное задание школьникам: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проспект для туристов, решивших посетить данный регион. На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску информации, затем составляют и выпускают медиапродукт. Такая постановка задачи вовлекает учащихся в творческую деятельность. Вся информация рассматривается как свежие научные данные, о которых школьники мало знают. Они должны оценить эти данные, выбрать нужную информацию и построить модель данного явления или процесса.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения, например в 11 классе при изучении темы «Глобальные проблемы человечества»

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Данные компетенции можно развивать не на всех учебных занятиях по географии, а лишь на отдельных, когда тематика занятия пересекается с соответствующими категориями сферы гражданско-общественной деятельности. Достигается это путем постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей владения простейшими исследовательскими умениями и навыками для ее решения.

 В 11 классе при изучении темы «Канада» использую «Продвинутую  лекцию», в ходе которой учащиеся ищут соответствие и несоответствие первоначальной информации с материалом лекции, затем кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии – идёт обсуждение полученных результатов. Использование этого приёма позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с  учеником, ученика с учителем и со всем классом.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

В 11 классе при изучении темы «Австралия» использую прием     составления эссе «Австралия – рай для туристов». Ученик в письме выражает свои чувства и мысли, даёт подробное описание объекта или явления.

      Использование проектного обучения  на уроках географии развивает у школьников такие умения, как:

  1. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  2. умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  3. умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  4. умение решать проблемы;
  5. умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  6. умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  7. умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  8. способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  9. способность брать на себя ответственность;
  10. способность участвовать в совместном принятии решения;
  11. способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  12. умение сотрудничать и работать в группе и другие, что  в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся.

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает  умения устанавливать причинно – следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и обла...

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Статья Формирование ключевых компетенцийчерез проектную деятельность учащихся на уроках географии...

Представление опыта работы МБОУ ООШ №5 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...

«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...